Революция в школьной тарелке: почему она не видна
С 1 сентября все младшие школьники России должны получать бесплатное горячее питание, независимо от уровня доходов семьи. Это касается учащихся 1–4-х классов муниципальных и государственных школ. Соответствующее распоряжение дал президент РФ Владимир Путин. Учебный год начался, но ряд регионов до сих пор не до конца справился с задачей. Так, красноярским школам не хватает поваров, чтобы обеспечить детей горячим питанием. В Биробиджане в нескольких учреждениях продолжается ремонт пищеблоков. В середине августа президент указал главам 27 регионов на необходимость анализа вопроса, почему возникает проблема неготовности школ.
Сейчас возникла какая-то опасная иллюзия, что вроде закон в силу вступил, а исполнение его можно отложить до 2023 года. Нет! До 2023 года выделяют время на устранение всех вот этих «развилок», недоделок и приведение в соответствие с требованиями, которые законом установлены.
11 августа президент на совещании указал, что правила распределения федеральных субсидий, которые должны были прийти для обеспечения питания наших школьников, требуют уточнения. Ведь они предусматривали, что даже если одно-два образовательных учреждения не готовы, то регион не получает субсидию. Хотя на самом деле было большое количество регионов с незначительным числом таких проблем. Главную сложность вызвали школы (их давно все знают – их больше 400), в которых по тем или иным причинам отсутствуют пищеблоки. Поэтому признаки, по которым могло быть принято такое решение, президент предложил проанализировать и принять меры, чтобы дети питание получили. Это не устранило те вопросы и проблемы, о которых шла речь, но давайте будем помнить, что если ранее все эти годы школьникам питание предоставляли, то с 1 сентября оно просто должно было стать бесплатным. Для чего увязали тут же вопросы инфраструктуры и прочего, наверное, знает только тот, кто эту связку выстроил. Поэтому здесь речь не идет о неготовности регионов. Речь идет о том, что некоторые правила нужно было уточнить, а некоторые задачи никуда не исчезли – ими надо заниматься. Этот процесс сейчас идет по всей стране, особенно в этих 27 субъектах.
Мы используем такое понятие, как «объективно неготовая школа». Причины этой неготовности могут быть совершенно разные. Иногда это недостаточное количество мест для организации питания детей. Например, в школе 800 детей, а посадочных мест, условно говоря, всего 60. Как расширить это помещение? Это сложная задача. Есть и другие вещи, которые не относятся к готовности материально-технической базы самого пищеблока. Это целый ряд вопросов организационного характера, тем более что сейчас требуется соблюдение особых норм. Они ужесточились из-за эпидемии: минимизация контактов, сдвиг уроков, чтобы перемены не пересекались, и так далее. Так получилось, что на непростую задачу введения этого горячего питания в начальной школе наложились коронавирус и ряд экономических задач.
Что касается того, как называют в регионах это питание (горячие обеды или усиленные завтраки), то это рассуждения очень популярные. Я предлагаю отталкиваться от самого закона. Там указано: горячее питание, не считая напитка. Это может быть и обед, и завтрак, и усиленный полдник. Зачастую обращения родителей и разные толкования возникают из-за того, что просто не прочли закон. А он не очень-то большой. Советую прямо по тексту пройтись и понять, как трактуется нормативный акт.
Что касается меню, то существуют СанПиН. Но это документ, достаточно сложный для бытового восприятия, при этом он относится к 2008 году. Вышедшие в 2020-м методические рекомендации очень напрасно регионами и местными властями были истолкованы как прямое руководство к действию. Слово «рекомендации» говорит, что мы рекомендуем это направление. Но в качестве базового документа СанПиН дают вам возможность с сохранением базовых методических рекомендаций разработать те меню, которые вы считаете наиболее актуальными, доступными по деньгам. Рекомендации – это то, чего надо придерживаться, а не слепо исполнять. Голову-то включать надо.
Основная проблема в общественном сознании в том, что объявленная революция (а выделение такого количества федеральных денег – это настоящая революция) будет существенно и контрастно отличаться от того, что было до этого. Не везде это произошло. И родители, конечно, реагируют. Вроде прозвучало такое высокое поручение, а исполнение идет в разрыве. Напомню: обеспечение горячим питанием – это теперь обязанность учредителя. Поэтому придется разобраться с составом школьной тарелки, как это подстраивается под местные особенности в том числе. На базе общих норм должны разрабатываться региональные, с учетом территориальных, социальных, даже конфессиональных особенностей. Якутия и Краснодар, Владивосток и Тамбов, Калининград и Казань – все будет по-разному.
Один раз решить и забыть не получится. Мы же не едим каждый день одно и то же. Кроме поедамости, есть еще и понятие приедаемости. Тем более что речь идет о детях, а они консерваторы с точки зрения пищевого поведения. Это сейчас и вызов, и задача для регионов, которым после получения федеральных денег стоит этим заняться.