Реформа МСУ в Челябинской области: факторы поддержки и логика реализации


В Челябинской области продолжается реализация реформы местного самоуправления. В конце прошлой недели Законодательное собрание региона приняло решение о преобразовании в муниципальные округа еще двух территорий: Кусинского муниципального района и Ашинского муниципального района. Несмотря на то, что муниципальная реформа все еще встречает сопротивление со стороны (так, депутаты фракции «Справедливая Россия» воздержались от голосования по этому вопросу), можно отметить снижение интенсивности этого сопротивления на разных уровнях.

Эффективной динамике реформы способствует ее поэтапный характер. Пилотным проектом стал Коркинский муниципальный округ, преобразованный в 2022 году. Спустя два года новый статус получили Саткинский, Пластовский и Нязепетровский муниципальные районы. Опыт объединения Коркинского муниципального округа признан успешным, несмотря на непростую внутриэлитную конфигурацию и противодействие части местной элиты.

Коркинский муниципальный округ объединил город Коркино и поселки городского типа Роза и Первомайский – три враждовавших между собой муниципалитета. На фоне борьбы мэров подчиненных муниципалитетов против главы города райцентра жители районов поддержали объединение, которое стало инструментом стабилизации ситуации. Кроме этого, удалось достичь сокращения сроков документооборота, формирования единого бюджета и программ развития (возросла оперативность согласования программ благоустройства), оптимизации структуры управления (ликвидировано дублирование полномочий органов местного самоуправления, сокращен депутатский корпус).

Соблюдение формальных процедур, их тщательное исполнение также влияют на снижение социального напряжения вокруг объединения. В первую очередь это касается голосования местных депутатов по вопросу объединения, а также проведения и организации публичных слушаний. Так, результаты общественных слушаний по преобразованию Ашинского муниципального района и Кусинского муниципального района несколько отличались. Если в Кусинском муниципальном районе жители полностью поддержали проект, то в Ашинском многие выразили несогласие. Оценив протоколы публичных слушаний, можно заключить: сопротивление жителей Ашинского района во многом обусловлено непониманием сути реформы и отсутствием четких ответов на вопросы жителей о будущем территории в ходе встречи. Это подчеркивает значимость информационной кампании в ходе реализации реформы.

В первую очередь жители опасаются невнимания со стороны администраций объединенных округов к удаленным территориям. Их опасения связаны с более широкой оптимизацией, которую реформа МСУ не предусматривает. Так, жители боятся сокращения льгот, необходимости менять документы, сокращения социальной инфраструктуры или необходимостью решать бюрократические вопросы в окружном центре.

Снижение социального напряжения происходит по мере более четкого и массового информирования жителей о механизмах, которые позволят им решать реальные проблемы на местах в преобразованных территориях. Так, взаимодействие власти с населением будет происходить через территориальные управления, которые появятся на месте сельских администраций. Они продолжат осуществлять выдачу всех документов и предоставлять все иные услуги, которые ранее предоставляла сельская администрация. При этом преобразования не потребуют изменений в паспортах: адрес, прописка, ИНН, СНИЛС, свидетельства о собственности и другие документы продолжат свое действие. Сохранят действие и льготы, установленные для населения сельской местности.

Эффективная коммуникационная кампания, а также успешный опыт преобразования территорий позволяют сгладить естественные с учетом масштабов региона проблемы реализации реформы МСУ в Челябинской области. Всего в рамках муниципальной реформы в 2025 году в регионе планируется преобразование в округа 23 муниципальных районов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: