Предвыборные дебаты: почему губернаторам не с кем и не о чем спорить


Тема участия или не участия действующих, исполняющих обязанности и глав регионов в предвыборных дебатах с той или иной интенсивностью всплывает каждый год. И каждый год у выбранных стратегий есть свои объяснения. Большинство из них повторяются год от года, от региона к региону. Но в нынешнем году отказ или не отказ от участия в дебатах кандидатов на пост глав регионов имеет и свою специфику.
Региональные кампании, оторванные от федеральных выборов, всегда проходят при пониженной явке, и за счет этого выигрываются. В этой части совсем не нужно привлекать к ним дополнительное внимание, разжигать интерес. Поэтому не нужны ни дебаты, ни участие в них узнаваемых медийных фигур, а это, прежде всего, действующие руководители регионов.
Такие кампании технологически выигрываются не за счет агитации, а за счет мобилизации. То есть агитационные мероприятия нужны постольку-поскольку. Их задача создать видимость PR-кампании, а не реальная её организация. Конечно, мотивировать мобилизационный актив нужно и агитацией в том числе, но это совсем другой ресурс. А раз агитационные мероприятии не главное, то в них сокращают самые неудобные моменты. Здесь как раз и могут пойти под нож дебаты.
Большинство из действующих руководителей регионов рассматривают сами выборы, как проформу, только подтверждающую уже сделанный ранее выбор.
На самом деле, выборы идут так, что в большинстве случаев, за редкими исключениями (хотя они реально есть) у действующего руководителя региона нет реальных конкурентов среди кандидатов. Все остальные – несравнимо ниже их и по узнаваемости, и по влиянию, и по рейтингу. Им просто не с кем и не о чем дебатировать. Слишком неравные весовые позиции.
У оппозиционных кандидатов в подавляющем большинстве нет собственной картины будущего, которую они могли бы презентовать и отстаивать в таких дебатах. Есть одна основная позиция и отдельные частные вопросы, что-то учесть, что-то улучшить, на что-то обратить большее внимание. О чем спорить то? Или идет переход на личности. Но ни первое, ни второе действующим главам не интересно.
Важно, что отсутствие альтернативных картин будущего, альтернативных проектов развития страны – это проблема всей оппозиции, как на федеральном уровне, так и на региональном, если не считать нынешние маргинальные проекты, реально в выборах не участвующие. Дебаты в этой связи перестают быть сколько-нибудь интересными. Тем более в рамках ограничений, наложенных на данную процедуру законодательной базой и принятыми процедурными нормами. Это абсолютно нерейтинговые передачи. Для кого-то из политиков, конечно, важно появиться и на них, но действующим главам это очков явно не прибавляет. Здесь они делятся своей популярностью с другими участниками, как бы поднимая их до собственного уровня.
В общем, действующим главам есть чем заняться и без участия в дебатах, и этим они успешно и занимаются. Данные позиции не менялись все последнее время, не меняются и в этом году.
Но тут появляются нюансы.
Нынешние осенние выборы – это преддверие к выборам президента страны в марте 2018 года. И это накладывает свои условия. Во-первых, федеральный центр не столь жестко их курирует, внимание отвлечено на другое. Кампании во многом отданы на откуп региональным властям, которые и определят формат участия в агитационных мероприятиях первых в зависимости от региональной специфики. Во-вторых, главная задача сейчас – это не навредить. Не навредить главной кампании. А значит нельзя допустить предоставления трибуны для антиправительственной агитации и возможного роста протестных настроений. Исходя из этих критериев, каждый регион волен избрать собственную стратегию.Уверен в себе, нет сомнений, что на дебатах не случится ЧП – участвуешь в них, есть какие-то подозрения в не самом лучшем результате – не участвуешь.
Но тут интересен еще один момент. Наверное, в этом году самый интересный. Это персональный состав новых исполняющих обязанности, назначенных в регионы в этом году. Речь идет о том, что новые молодые технократы, переведенные с федеральных высот на уровень субъектов федерации, играют в очень интересную кадровую игру, проходят особый кастинг. 
Представляется очень вероятным, состоявшиеся назначения – это только очередная ступень в карьере, и дальше речь будет идти о возвращении в Москву и о новых назначениях на федеральные руководящие должности. И вот вопрос, какие это будут должности, и решается по итогам пребывания молодых технократов в должности руководителей регионов. Или это руководители госкорпораций, или министры нового правительства, или премьер-министр, или кандидат в приемники на посту президента страны. 
И тут оцениваться будет все, и успехи в развитии регионов, и социально-политические процессы, и публичность, взаимодействие со СМИ и обществом, и, конечно, открытость, легитимность и конкурентность всех избирательных процедур.  Нельзя претендовать на высокий федеральный статус, плохо проведя свою региональную избирательную кампанию. 
В данных условиях, для новых региональных политических игроков, публичные дебаты становятся очередным экзаменационным туром, который каждый проходит из условий своей подготовленности и оценки собственных сил. Самое важное здесь, не подставиться, не набрать отрицательные баллы. 
В итоге из суперпозиции рассмотренных причин и складываются региональные стратегии агитационных кампаний в части участия или не участия в них нынешних руководителей субъектов федерации. У каждого свои перспективы, каждый идет к ним, выбирая свои методы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: