Правительство ХМАО: повышение эффективности как приоритет
Повышение эффективности – это проблема, которая для Ханты-Мансийского автономного округа актуальна в базовых отраслях экономики, прежде всего нефтегазовой. Один из инструментов повышения эффективности добычи нефти в Югре — цифровые технологии. Именно поэтому с 2008 года Ханты-Мансийск выступает традиционной площадкой для проведения IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС.
Работа с трудноизвлекаемыми запасами нефти способствует увеличению объема добываемой нефти в регионе. Поэтому разработка технологий, позволяющих повысить отдачу старых месторождений, — одно из главных направлений. Неудивительно, что инновационная активность в регионе «заточена» под решение проблем ТЭК.
В рамках форума были выделены цифровые технологии, которые решают задачу повышения эффективности выработки трудноизвлекаемых запасов: «цифровой двойник месторождения», «умное бурение», «цифровая скважина» и «когнитивный геолог».
Ведущие нефтяные компании Югры внедряют модель «Цифровой двойник». Она повторяет инфраструктуру объектов нефтедобычи и определяет оптимальные режимы при производстве. В первую очередь такую модель применяют для труднодоступной нефти Баженовской свиты – в результате повышается эффективность добычи с одновременным снижением себестоимости каждой тонны нефти. В частности, использование этой модели предусмотрено в стратегии компании «ЛУКОЙЛ» в рамках цифровизации, внедрение этого решения должно способствовать оптимизации режима работы скважин и повышению производительности труда.
Работа по внедрению более эффективных решений в Югре происходит не только в сфере ТЭК. В регионе был принят план по реализации концепции повышения эффективности бюджетных расходов. Эффективное использование бюджетный средств – основная задача, как для властей муниципального уровня, так и регионального.
Один из механизмов – введение обзоров бюджетных расходов. Их основная цель — выявление неэффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач.
В разработке документа активное участие принимала общественность. В связи с этим в широком наборе механизмов специально выделены те, которые могут обеспечить более прозрачную бюджетную деятельность всех органов власти. Например, два раза в год будет проводиться мониторинг эффективности использования средств. С одной стороны, это поможет выявить проблемные участки, с другой — выделить не только неэффективную работу, но и отметить наиболее успешные практики, которые можно транслировать на территорию всего региона.