По­сла­ние пре­зи­ден­та-2024 пред­став­ля­ет со­бой «до­рож­ную кар­ту» важ­ней­ших за­дач на ше­сти­лет­нюю пер­спек­ти­ву — пре­жде все­го за­дач для пра­ви­тель­ства. Са­мой объ­ем­ной ока­за­лась ре­ги­о­наль­ная со­став­ля­ю­щая по­сла­ния: в ее рам­ках были пред­ло­же­ны но­вые ин­стру­мен­ты под­держ­ки раз­ви­тия ре­ги­о­нов.

На­ци­о­наль­ные про­ек­ты были од­ной из ос­нов­ных смыс­ло­вых ком­по­нент пре­зи­дент­ско­го сро­ка Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на — и ста­ли глав­ным ин­стру­мен­том ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в ре­ги­о­нах. В пе­ри­од 2018-2024 го­дов ре­а­ли­зо­вы­ва­лись 13 нац­про­ек­тов, каж­дый из ко­то­рых со­от­вет­ство­вал опре­де­лен­ной смыс­ло­вой ка­те­го­рии: «Че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал», «Ком­форт­ная сре­да для жиз­ни» или «Эко­но­ми­че­ский рост». По­сле 2018 года, в ко­то­ром были опре­де­ле­ны ос­нов­ные на­ци­о­наль­ные про­ек­ты, до­ба­ви­лось толь­ко два но­вых. В 2021 году был утвер­жден нац­про­ект «Ту­ризм и ин­ду­стрия го­сте­при­им­ства», в ян­ва­ре 2024 года — нац­про­ект «Бес­пи­лот­ные авиа­ци­он­ные си­сте­мы». В этом кон­тек­сте еди­но­вре­мен­ное по­яв­ле­ние пяти но­вых нац­про­ек­тов: «Се­мья», «Кад­ры», «Мо­ло­дежь Рос­сии», «Про­дол­жи­тель­ная и ак­тив­ная жизнь», и «Эко­но­ми­ка дан­ных» — при­во­дит к за­мет­но­му уве­ли­че­нию ко­ли­че­ства при­о­ри­тет­ных внут­ри­по­ли­ти­че­ских на­прав­ле­ний. Вме­сте с тем но­вые нац­про­ек­ты, ко­то­рые транс­фор­ми­ру­ют­ся в рас­ши­рен­ные уже су­ще­ству­ю­щие про­грам­мы, но с от­дель­ным фи­нан­си­ро­ва­ни­ем и це­ле­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми, — это не толь­ко от­ве­ты на за­про­сы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, но и по су­ще­ству ак­цен­ты пред­вы­бор­ной про­грам­мы Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

Ори­ен­та­ция в по­сла­нии на сни­же­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской диф­фе­рен­ци­а­ции субъ­ек­тов ре­зо­ни­ру­ет с ши­ро­ким об­ще­ствен­ным за­про­сом. Раз­ли­чия в ка­че­стве жиз­ни на­се­ле­ния двух со­сед­них ре­ги­о­нов, раз­ни­ца в раз­ме­ре по­ло­жен­ных вы­плат со­труд­ни­кам бюд­жет­ной сфе­ры (пре­жде все­го ме­ди­цин­ским ра­бот­ни­кам и ра­бот­ни­кам сфе­ры об­ра­зо­ва­ния) ста­но­ви­лись при­чи­на­ми кон­флик­тов, по по­во­ду ко­то­рых со­труд­ни­ки пи­са­ли об­ра­ще­ния к пре­зи­ден­ту. По­ру­че­ние пре­зи­ден­та про­те­сти­ро­вать но­вую мо­дель опла­ты тру­да, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой зар­пла­та бюд­жет­ни­ков в ре­ги­о­нах бу­дет вы­ров­не­на, поз­во­ля­ет не кон­цен­три­ро­вать­ся на от­дель­ных ре­ги­о­наль­ных кей­сах, а от­ве­тить на об­щий за­прос. Пред­по­ла­га­ет­ся, что из­на­чаль­но но­вая мо­дель бу­дет от­ра­бо­та­на в от­дель­ных ре­ги­о­нах, а за­тем опыт бу­дет мас­шта­би­ро­ван на всю стра­ну.

В рам­ках по­сла­ния ре­ги­о­нам были пред­ло­же­ны до­пол­ни­тель­ные ме­ха­низ­мы эко­но­ми­че­ской под­держ­ки. С уче­том дол­го­вой на­груз­ки, ко­то­рая есть у боль­шин­ства субъ­ек­тов, ре­ше­ние пре­зи­ден­та о спи­са­нии 2/​3 за­дол­жен­но­сти ре­ги­о­нов по бюд­жет­ным кре­ди­там сни­ма­ет с ре­ги­о­наль­но­го по­ли­ти­че­ско­го ме­недж­мен­та се­рьез­ные обре­ме­не­ния, ко­то­рые мог­ли бы стать огра­ни­че­ни­ем в ре­а­ли­за­ции но­вых по­став­лен­ных за­дач. Еще одно зна­чи­мое ре­ше­ние – «за­мкну­тый цикл» об­ра­ще­ния средств, вы­де­ля­е­мых под ин­фра­струк­тур­ные кре­ди­ты. По­сле вы­пла­ты дол­га ре­ги­о­ном эти сред­ства сно­ва бу­дут на­прав­ле­ны для фор­ми­ро­ва­ния порт­фе­ля ин­фра­струк­тур­ных бюд­жет­ных кре­ди­тов. Тре­тий ин­стру­мент рас­ши­ря­ет воз­мож­ность фи­нан­со­во­го ма­нев­ра: сред­ства, ко­то­рые оста­нут­ся у субъ­ек­та по­сле ре­а­ли­за­ции ин­фра­струк­тур­но­го про­ек­та, ре­ги­он смо­жет са­мо­сто­я­тель­но на­пра­вить на его ка­че­ствен­ное улуч­ше­ние.

Еще один ак­цент по­сла­ния-2024 – ад­рес­ная под­держ­ка субъ­ек­тов. В рам­ках про­грам­мы, пред­ло­жен­ной пре­зи­ден­том, пра­ви­тель­ство под­дер­жит «про­се­да­ю­щее» — или же, на­о­бо­рот, пер­спек­тив­ное на­прав­ле­ние раз­ви­тия ре­ги­о­на. Так, до­пол­ни­тель­ная по­мощь бу­дет ока­за­на субъ­ек­там, в ко­то­рых уро­вень рож­да­е­мо­сти ниже сред­не­рос­сий­ско­го. Это ре­ги­о­ны Цен­траль­ной Рос­сии и Се­ве­ро-За­па­да. Сде­лан ак­цент на раз­ви­тии про­мыш­лен­но­го по­тен­ци­а­ла стра­ны, а зна­чит, в фо­ку­се вни­ма­ния фе­де­раль­ной вла­сти ока­зы­ва­ют­ся Москва, Мос­ков­ская об­ласть, Рес­пуб­ли­ка Баш­кор­то­стан, Крас­но­дар­ский край, Санкт-Пе­тер­бург, Рес­пуб­ли­ка Та­тар­стан, Туль­ская об­ласть, Че­ля­бин­ская об­ласть, Сверд­лов­ская об­ласть, Ни­же­го­род­ская об­ласть (топ-10 наи­бо­лее эф­фек­тив­ных про­мыш­лен­ных ре­ги­о­нов по ито­гам 2022 года). Осо­бое ре­ше­ние при­ня­то для раз­ви­тия при­бреж­ных ре­ги­о­нов: часть средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та, по­лу­чен­ных от про­да­жи квот на мо­ре­про­дук­ты, це­ле­вым об­ра­зом бу­дет на со­ци­аль­ное раз­ви­тие му­ни­ци­па­ли­те­тов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ба­зой ры­бо­лов­ной от­рас­ли Рос­сии. За­пла­ни­ро­ва­на под­держ­ка ту­ри­сти­че­ских цен­тров: Ал­тая, Кам­чат­ки, Куз­бас­са, Се­вер­но­го Кав­ка­за, Ка­ре­лии, Рус­ско­го Се­ве­ра. Бу­дет ре­а­ли­зо­ван круп­ный про­ект «Пять мо­рей» — на по­бе­ре­жье Кас­пия, Бал­ти­ки, Азов­ско­го, Чер­но­го и Япон­ско­го мо­рей по­явят­ся со­вре­мен­ные го­сти­нич­ные ком­плек­сы. До 2030 года про­лон­ги­ро­ван ряд спе­ци­аль­ных про­грамм раз­ви­тия Се­вер­но­го Кав­ка­за и Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти, Дон­бас­са и Но­во­рос­сии, Кры­ма и Се­ва­сто­по­ля, Арк­ти­ки и Даль­не­го Во­сто­ка.

Ак­цент на раз­ви­тии ма­лых го­ро­дов и по­сел­ков на­це­лен на укреп­ле­ние под­держ­ки пре­зи­ден­та сре­ди жи­те­лей сель­ской мест­но­сти. Со­глас­но по­ру­че­нию пре­зи­ден­та, бу­дет опре­де­лен спи­сок из 200 ма­лых и круп­ных го­ро­дов, для каж­до­го из ко­то­рых дол­жен быть раз­ра­бо­тан и ре­а­ли­зо­ван свой ма­стер-план, в фор­ми­ро­ва­нии ко­то­ро­го при­мут уча­стие жи­те­ли тер­ри­то­рий. По­ми­мо это­го, ос­нов­ны­ми ин­стру­мен­та­ми раз­ви­тия сель­ских тер­ри­то­рий ста­нут га­зи­фи­ка­ция (со­ци­аль­ная до­га­зи­фи­ка­ция), под­держ­ка спе­ци­а­ли­стов (про­грам­мы «Зем­ский док­тор», «Зем­ский учи­тель» и но­вая – «Зем­ский ра­бот­ник куль­ту­ры), а та­к­же про­грам­ма ком­плекс­но­го раз­ви­тия тер­ри­то­рий и ини­ци­а­тив­ное бюд­же­ти­ро­ва­ние.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: