Новая конфигурация кампании в Коми: от агрессии к конструктивной конкуренции
Политический ландшафт Республики Коми накануне губернаторских выборов подвергся ожидаемым и значимым изменениям. Олег Михайлов (КПРФ) не примет участие в выборах главы региона, снят вопрос о потенциальном втором туре голосования.
Основанием для решения республиканской избирательной комиссии об отказе Михайлову послужило непрохождение муниципального фильтра. Согласно требованиям, установленным законом субъекта, кандидату на пост главы необходимо собрать 169 нотариально заверенных подписей муниципальных депутатов, распределенных по 15 из 20 муниципалитетов региона — при строгом условии уникальности каждой подписи (один депутат – одна подпись за одного кандидата). Согласно заявлению избирательной комиссии, анализ представленных подписей выявил: 8 муниципальных депутатов подписались одновременно за Михайлова и других кандидатов, что автоматически сделало эти подписи и часть представленного пакета недействительными. Михайлов не единственный незарегистрированный кандидат. Аналогичные ситуации привели к отказу в регистрации Артему Синявскому (РПСС) и Владимиру Горбунову («Родина»).
Решение по Михайлову, несомненно, было одним из наиболее ожидаемых, так как именно с его потенциальным участием ряд наблюдателей связывали основную интригу предвыборной кампании (вероятность второго тура). Анализ ситуации, проводившийся АПЭК на протяжении всего этапа сбора подписей показывал: реальная возможность участия Михайлова в выборах изначально была не слишком высокой, а вероятность второго тура в случае этого участия — далеко не гарантированной.
Это было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ресурсные ограничения для КПРФ по мобилизации необходимого количества уникальных подписей муниципальных депутатов, рассредоточенных по обширной территории, традиционно создавали значительные проблемы. Информация о возможной нехватке подписей появилась в региональных телеграм-каналах практически сразу после их сдачи, еще до решения избиркома. Во-вторых, значимую роль играл специфический политический бэкграунд самого Михайлова, характеризующийся не столько программными предложениями, сколько ярко выраженной конфронтационной тактикой. К этой тактике настороженно относились не только региональные власти, но и федеральный центр.
Окончательное выбывание Олега Михайлова из предвыборной кампании способствует дальнейшей нормализации избирательной кампании в Республике Коми. Эта нормализация подразумевает смещение акцента с жесткой политической конфронтации к конструктивной дискуссии о реальных путях развития региона и системных проблемах. В этот формат, формат серьезной дискуссии, Олег Михайлов принципиально не вписывался. Его парламентская тактика последовательно строилась на скандалах и провокациях – от активной роли в митингах против большого проекта мусорного полигона до публичных конфликтов с руководством республики.
В ходе кампании его риторика фокусировалась преимущественно на тотальной критике ситуации в республике и политики региональных властей без глубокой проработки альтернатив, а также на продвижении малореалистичных инициатив — таких как переход Ленского района Архангельской области в состав Коми.
В итоге конфигурацию губернаторской избирательной кампании Коми определяют пять кандидатов. Это врио главы Коми Ростислав Гольдштейн, выдвинутый «Единой Россией», депутат Госсовета Коми Татьяна Саладина от партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», депутат Госдумы Сергей Каргинов от ЛДПР, самозанятый Степан Соловьев от «Зеленой альтернативы» и учитель физкультуры из Воркуты Александр Касьяненко от «Коммунистов России».
Эта конфигурация обладает потенциалом для обеспечения достаточно конкурентной, но при этом конструктивной по стилистике избирательной кампании. Во-первых, наличие четырех оппонентов, представляющих разные партии, гарантирует альтернативу для избирателей. Во-вторых, и это принципиально важно в текущих условиях, особенно на фоне СВО, абсолютная легитимность участия зарегистрированных кандидатов. Они прошли все установленные законом процедуры, включая муниципальный фильтр. В-третьих, ключевые оппоненты Гольдштейна – известные в регионе и на федеральном уровне политики с опытом публичной и законодательной работы. Татьяна Саладина как руководитель республиканского отделения СРЗП и депутат Госсовета Коми обладает пониманием региональной специфики. Сергей Каргинов, опытный депутат Госдумы и бывший кандидат в губернаторы Вологодской области, привносит в кампанию федеральный уровень и амбиции. Все это создает предпосылки для предметной дискуссии, а не для конфронтации.
Ростислав Гольдштейн приходит к выборам как эффективно работающий управленец, делая акцент на достигнутых результатах в области стабилизации управления, налаживания диалога с бизнесом и обществом, борьбы с неэффективностью расходов и формирования кадрового резерва. Избирательная кампания предоставляет ему возможность предложить избирателям конкретную программу дальнейшей нормализации – перехода от стабилизации региональной системы власти и налаживания коммуникации с гражданами к устойчивому развитию региона.