Мурманская область: от застарелого конфликта – к новым рискам


Избрание главой Мурманска Игоря Мораря, а руководителем городской администрации – бывшего вице-губернатора Юрия Сердечкина стало точкой временного завершения внутриэлитного конфликта, с которым были связаны серьезные риски для губернатора Андрея Чибиса. Выборы главы Мурманской области предстоят только в 2024 году, смена состава областной думы и мурманского горсовета – в 2026-м. Однако новый период роста политических и имиджевых рисков может наступить для руководства региона уже в этом году.

Прежде всего еще не завершен «аппаратный дрейф» после назначений в руководстве Мурманска. После ухода Игоря Мораря на повышение с должности зампреда городского Совета депутатов пока не назван его преемник на этом посту. Это может свидетельствовать об очевидных проблемах в процессе внутриэлитного согласования необходимой кандидатуры. Ранее региональными СМИ и экспертным сообществом был назван ряд потенциальных кандидатур на этот пост – от Ольги Дзюбы (ранее выдвигавшейся на пост главы города) до главврача Мурманского областного центра специализированных видов медицинской помощи Аркадия Амозова, ставшего одной из значимых публичных фигур кампании «Единой России» по выборам в горсовет в 2021 году.

В апреле 2022 года также произошли перестановки на региональном уровне власти. Многие обратили внимание на то, что в сообщении Андрея Чибиса о функционале областного министра ЖКХ и энергетики Алексея Лыженкова, назначенного на пост вице-губернатора вместо Юрия Сердечкина, не были упомянуты вопросы дорожного строительства, которыми занимался его предшественник. С учетом курса Кремля на максимальное сохранение (насколько это возможно при существующих экономических проблемах) уровня расходов на реконструкцию дорожной сети аппаратные конфликты за возможность курировать этот круг вопросов на уровне регионов с высокой вероятностью создадут поводы для публичных конфликтов – причем даже после того, как вопрос о разделении сфер ответственности между чиновниками в этой сфере будет временно решен.

Внешнеполитический фактор создает не только возможности, но и риски для команды Андрея Чибиса. С одной стороны, появляются дополнительные аргументы для чиновников различных уровней, объясняющие проблемы при реализации в области крупных проектов. Например, в марте 2020 года действующий глава региона заявлял, что в 2022-м будет запущен порт Лавна, завершение строительства которого теперь ожидается не ранее 2024-го. С другой – усиление геостратегического значения Мурманской области станет фактором более пристального внимания федерального центра к ситуации в регионе, в том числе к  способности его властей работать с протестными настроениями и внутриэлитными конфликтами. При этом внутриэлитные игроки должны понимать, что с учетом сроков очередной президентской кампании отставки наиболее уязвимых глав регионов, которые должны переизбираться в 2024 году, могут произойти уже зимой 2023-го.

На этом фоне новой волны информационных атак против руководства Мурманской области можно ожидать уже осенью 2022 года, но подготовка содержательных оснований для них может начаться уже в мае-июне. Традиционными темами для таких атак с учетом специфики региона традиционно становятся ситуация в сфере ЖКХ, здравоохранения, а также расселения аварийного жилья (именно эту сферу Чибис еще в феврале называл главной задачей своей команды на текущий год, что автоматически делает проблемы в таких вопросах идеальной мишенью для негативных информационных кампаний).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: