Правительство РФ получило от президента страны Владимира Путина распоряжение своевременно докладывать о тарифах ЖКХ, обосновывать их повышение и оперативно реагировать на нарушения в этой сфере. Конечно, сложно контролировать региональные власти в этом вопросе, поскольку у них очень серьезные полномочия. Нужно четко разделять – коммунальные услуги и некоммунальные. Если президент сказал именно о тарифах ЖКХ, то это даже немного вдохновляет. В Москве ситуация такова, что одномоментно подняли плату за коммунальные услуги в июле и ввели взнос на капитальный ремонт, причем один из самых больших по стране – 15 рублей за квадратный метр. И на нас сейчас просто сыплются жалобы москвичей.

Проблема в том, что коммунальные услуги у нас в Жилищном кодексе уже ограничены так называемыми предельными индексами. Установлен федеральный уровень для каждого региона на этот год — для Москвы, например, 10 %, в России в среднем 7-9 %. Если тарифы подымаются выше этого уровня, то гражданам надо их компенсировать.

Изменение в сторону увеличения возможно только по согласованию с федеральными органами власти. Раньше это была Федеральная служба по тарифам, сейчас она ушла в ведение ФАС. Это не техническое, а функциональное изменение, и это тоже нужно иметь в виду. Соответственно поднять плату за коммунальные услуги, если она превышает предельный уровень, достаточно сложно – нужно согласование, много этапов. Это можно контролировать.

Что касается жилищных услуг, то их мы устанавливаем сами: это делает, как правило, муниципальная власть или субъект Федерации, если говорить о Москве, например. Но весь фокус в том, что мы как граждане не устанавливали размер взноса на капремонт. Нам его установили. В Москве депутаты Московской думы передали эти полномочия исполнительной власти, и она сочла, что москвичи вполне «тянут» платить 15 рублей с квадратного метра, видимо, ориентируясь на свои зарплаты. То есть эту цифру нам навязали. Но это жилищная услуга – капитальный ремонт, и введение такого взноса увеличило общий платеж не на 10 %, не на уровень инфляции, а гораздо выше — примерно на 30%. Понятно, что народ взвыл.

Я обращалась к господину Собянину дважды, и это было задолго до 1 июля, еще когда только эта цифра была обнародована. Тогда хотели сделать 18 рублей, некоторые депутаты Мосгордумы предлагали даже 40 рублей. Я много выступала по этому поводу, обращалась в прокуратуру. Я не стесняюсь называть вещи своими именами и в прессе. На что мне в городской администрации ответили, что если мы вдвое уменьшим размер взноса, то ремонтировать будем не 30 лет, а 60.

На это я могу сказать: нужно дотировать капремонт из бюджета, московский бюджет имеет такую возможность. Почему в Санкт-Петербурге это сделали, а в Москве переложили всю нагрузку на плечи граждан? Ладно бы на самую обеспеченную часть населения! Но пострадают как раз те, кто выживает на грани получения субсидий. Это люди с невысоким уровнем доходов. Понятно, что повышение тарифов в этом случае было законным, но нужно же оценивать и социальные последствия, включать здравый смысл.

По расчету Минфина (по межбюджетным отношениям), верхняя планка взноса на капремонт была для Москвы рассчитана на 7-8 рублей, но никак не на 15. Представители московских властей оправдывались еще тем, что будет лучше качество ремонта. Но какое у нас качество, знают все: как ремонт шел за счет бюджета, как протекали этажи после ремонта, какие дыры в полах и потолках оставались. Может быть, стоило класть меньше тротуарной плитки на улицах? Это далеко не так заботит жителей.

Затем они говорили, что у них большой перечень работ. Но опять же гражданам почти нигде не дали выбрать, что они хотят – переводить деньги в общий котел или на конкретный счет под свой дом. Это еще дополнительное обстоятельство: почти 90 % собственников теперь должны перечислять свои деньги в общий котел, при этом ремонт твоего дома может быть поставлен в очередь через 15-20 лет. Как тратятся твои деньги, контролировать нельзя. Раньше использовать их тоже нельзя.

У меня есть идеи, как решить эту проблему на федеральном уровне, но я пока не хочу их обнародовать. Общая логика первых лиц была следующей: платежи не должны расти больше, чем инфляция, у нас в Москве – они уже существенно выше. 30-40-процентный рост платежей в период кризиса, когда сами чиновники правительства Москвы говорят о том, что уровень доходов населения падает, естественно, приведет к негативному социальному эффекту, особенно сейчас, когда народ будет возвращаться из отпусков.

Я буду делать все, что от меня сейчас зависит. Но иногда «слышать» начинают через год, через 5 лет. Я считаю, молчать все равно нельзя в этой ситуации. Если даже президент об этом сказал, то, наверное, в правительстве что-то начали понимать тоже.

Сейчас для того, чтобы выйти из "общего котла", нужно 2 года. Но этот срок можно по решению региона уменьшить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: