Метропроблема Котюкова: как и почему красноярский долгострой создает для красноярского губернатора имиджевые риски
Скандальное красноярское метро становится очередным российским долгостроем и личной угрозой для губернатора Михаила Котюкова. По данным региональных медиа, полноценное строительство так и не началось. Учитывая, что объявленная дата завершения первого этапа объекта – 2026 год, есть риск, что вовремя он сдан не будет. Инсайдер в регионе полагает, что уже в мае может быть пересмотрен объем федерального финансирования объекта, что фактически заморозит строительство. Таким образом, Котюков рискует стать уже вторым губернатором, который не сможет дать региону знаковый объект.
С начала осени эксперты ожидали оживления работ на объекте, который пережил громкие скандалы и мощную антикоррупционную зачистку. С 2022 года по «метроделу» к уголовной ответственности привлечены сразу несколько высокопоставленных красноярских чиновников (в их числе экс-глава областного правительства Юрий Лапшин) и столичный политик и бизнесмен Олег Митволь (отбывает наказание). После устранения негативных факторов, а также с приходом в регион нового губернатора, метротрам, казалось бы, должен обрести новые перспективы. Или хотя бы избавиться от скандального шлейфа. Однако строительство продолжает концентрировать вокруг себя негатив. В конце прошлого года возникли проблемы с застройщиком: компания «Моспроект-3» стала задерживать зарплату рабочим и, по данным СМИ, оказалась в многомиллионных долгах. После этого власти вновь попытались показать, что обладают ресурсами для решения проблем. В начале года Михаил Котюков оптимистично сообщил в своем Telegram-канале, что для ускорения строительства будет использована законсервированная часть метрополитена, построенная в 90-е годы. Однако позитивную повестку вновь перебил Митволь, публично сообщивший губернатору (в личном письме), что старые тоннели метро могут обрушиться. После этого оптимизма вокруг мегапроекта уже не было. Не начались и активные работы на объекте. В частности, ожидалось возведение монтажного котлована на второй площадке – площади Революции, но активности на объекте нет. А новых дат власти уже не называют – и о проблемах не говорят.
Таким образом, метротрам из «главной проблемы Усса» превратился в «главную проблему Котюкова». Для нового губернатора вопрос стоит острее: проект попадает сразу в два больших избирательных цикла: президентские выборы и выборы депутатов Госдумы в 2026 году. Отсутствие уже много лет обещанного знакового объекта горожане будут ассоциировать именно с Котюковым, поскольку на него возлагались большие надежды. Достроить метро Котюков обещал президенту при назначении на должность. Надеяться губернатору остается лишь на федеральную поддержку.
Вероятно, пока тема метротрама будет либо смещена из медиаполя, либо будет изредка поддерживаться обнадеживающими новостями. К 2026 году завершить обещанную линию из шести станций при таких темпах строительства, очевидно, крайне проблематично.
Ключевым вопросом остается федеральное финансирование, которое сейчас тоже под угрозой. В Москве уже увидели неудачи региональной власти и отсутствие понимания роли мегапроекта, что может быть аргументом для пересмотра масштабов выделяемых средств, полагает инсайдер. При худшем сценарии федеральное финансирование будет прекращено, а строительство заморожено. Исходя из этого, задачей красноярских властей в ближайшей перспективе будет сохранение интереса федерального центра к буксующему строительству. А губернатору придется надеяться на федеральное лобби и купировать имиджевые проблемы.