Эта президентская кампания войдет в историю по ряду причин. Самая большая явка, самый большой результат Владимира Путина, самое большое число избирателей. Впервые применялось ДЭГ, самое большое число регионов – участников онлайн-голосования, самое большое число избирателей, проголосовавших онлайн. Впервые было многодневное голосование в рамках президентской кампании. Это кампания в условиях СВО. Это целый ряд и серьезных, существенных моментов, и технологических.

Остановлюсь на трех кандидатах, участвующих в этой кампании, на стратегии и полученных результатах. Кампания и предвыборная программа Николая Харитонова от КПРФ запомнились отсутствием слов «молодежь», «будущее», образом самого Харитонова. Все хорошо работало на ядерный электорат коммунистов, но, по сути, завершило, по крайней мере на данный момент, попытки, иногда неплохие, привлечь на свою сторону молодежь. Коммунисты тем не менее получили самое важное – сохранили вторую позицию. Это была первая президентская кампания, в которой позиция коммунистов была поставлена под сомнение. Если бы им не удалось сохранить второе место, для них это было бы катастрофой.

Что касается Владислава Даванкова и «Новых людей». В отличие от коммунистов, они, конечно, апеллировали к молодежи, будущему, к городскому классу. У самого Даванкова с самого начала был невыразительный образ. Он неопытный политик, не умеющий коммуницировать, вести диалог. По мере ведения кампании эти недостатки удалось смягчить. Для Даванкова и «Новых людей» очень важным было сформировать свою нишу. У партии не было ядерного электората до этой кампании, возможно, нет и сейчас. В этом отношении успех в 2021 году был не единственным, но не системным. Даванкову удалось укрепить позиции партии. Сработали разные факторы. Означает ли это, что у «Новых людей» прекрасное будущее и партия выйдет на второе место? Совсем нет. Но то, что это не четвертая позиция, – это большое достижение.

Что касается Леонида Слуцкого, здесь обратная тенденция. Неплохие результаты партии в период после Жириновского разбились о невозможность Слуцкого стать публичным харизматичным политиком. Пока у Слуцкого это серьезная проблема, хотя самим участием в выборах он укрепил свои позиции лидера партии. И для ЛДПР это еще не конец существования – возможно, они найдут силы для восстановления.

Я не согласен с тем, что СРЗП очень сильно проиграла и выйдет в тираж после этой кампании. У партии серьезные проблемы, связанные с позиционированием и поиском своей ниши. Этим она и должна заниматься в ближайшее время.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: