Дмитрий Азаров и инструменты регионального развития


Слушания в Совете Федерации перед принятием проекта бюджета страны на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов оказались весьма показательными. Участие в слушаниях представителей власти разных уровней позволяет рассмотреть проект бюджета не только с точки зрения развития конкретных отраслей и секторов экономики, но и по влиянию на региональные проблемы. В этом контексте инициативы и предложения глав субъектов – возможность определить инструменты развития регионов и муниципалитетов в главном финансовом документе страны.

Сжатие доходной базы регионов, которое произошло в этом году, при сохранении повышенного уровня бюджетных расходов потребовало значительного увеличения трансфертов, направленных в регионы. Не считая средств на борьбу с пандемией, дополнительно выделено 300 млрд рублей, 200 млрд из которых уже распределено. Однако, помимо трансфертов, для восстановления экономики регионам необходимы дополнительные инструменты поддержки, эффективность использования которых зависит от усилий управленческой команды региона. Именно с такими инициативами выступил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.
Реструктуризация кредитов. В соответствии с действующими правилами регионы и муниципалитеты не вправе привлекать коммерческие кредиты по ставке, превышающей уровень ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1%, то есть не выше 5,25%. При этом в реальности уровень процентных ставок, предлагаемых банками регионам, находится в диапазоне от 5,6 до 7,5% годовых. Инициатива Азарова – объявить мораторий на следующий год по этому требованию, а в дальнейшем вернуться к условиям реструктуризации бюджетных кредитов. Вторая инициатива касается изменений правил предоставления бюджетных кредитов муниципалитетам. Азаров предложил восстановить ранее действовавший принцип установления лимитов для местных бюджетов без привязки к лимиту субъектов Федерации, что смягчает существующие требования.
Подобные предложения вполне логично исходят от региона, который демонстрирует эффективную финансовую политику. Способность Самарской области синхронизировать реализацию масштабных проектов и уменьшать госдолг отметил министр финансов Антон Силуанов. Госдолг региона заметно снижается. В 2016 году он составлял 67,4 млрд рублей, в 2020-м — 49,3 млрд. Минфин присвоил Самарской области I степень качества управления региональными финансами.
Еще одна инициатива Дмитрия Азарова, отражающая собственный опыт региона, — включение механизмов ГЧП в нацпроекты. Самарская область признана абсолютным лидером среди регионов страны по уровню развития государственно-частного партнерства. Регион демонстрирует, что реализация проектов на основе ГЧП – перспективное направление: начав с реализации небольших проектов в сфере здравоохранения и ЖКХ, регион перешел к масштабным проектам в сфере транспортной и инженерной инфраструктуры. Так, именно на основе ГЧП реализуются проекты строительства мостового перехода через Волгу с обходом Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал» и строительство и эксплуатация железнодорожных путей для обеспечения деятельности ОЭЗ «Тольятти». Реализация таких стратегически значимых проектов на основе ГЧП показывает, что включение этого механизма в нацпроекты способно ускорить решение важнейших задач, определенных президентом.

Send with Telegram
bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: