Дизайн-код в Челябинске: позиция бизнеса и пошаговая стратегия мэрии


К весне 2023 года все стоянки в Челябинске обретут единый облик. Шлагбаумы, ограждения и паркоматы будут одного вида и цвета. Администрация уже провела четыре аукциона – вскоре преобразятся четыре площадки. Еще по трем стоянкам торги планируют провести в скором времени.

Внедрение дизайн-кода – вопрос, к которому администрация любого города подходит с осторожностью. Единые правила, касающиеся облика города, часто встречают сопротивление со стороны заинтересованных групп. Это нередко приводит к конфликтам местной власти и бизнеса и намеренно политизируется оппозицией.

Дизайн-код в Челябинске установлен с 2018 года. Согласно ему владельцам кафе, банков, магазинов и других заведений, которые находятся в центре Челябинска и на гостевых маршрутах, необходимо привести свои фасады в соответствие с новыми едиными нормами. Эта работа была неотъемлемой частью подготовки города к саммитам БРИКС и ШОС, которые должны были состояться в 2020 году. Изменение места проведения саммитов (перенос из Челябинска в Санкт-Петербург) несколько ослабило контроль за выполнением новых правил и снизило градус напряженности среди местных предпринимателей.

В мае 2022 года жителям был представлен обновленный дизайн-код. Новый проект подразумевал внедрение единых правил не только на гостевых маршрутах, составляющих 20% территории города, но и на оставшихся 80%. Новый дизайн-код был «пластичнее» предыдущей версии: предприниматели получали больше свободы в выборе формата рекламной вывески. Однако финансовый аспект (по разным подсчетам затраты предпринимателей должны были составить около 300 млн. рублей) вызвал неодобрение инициативы со стороны части бизнеса.

Мэрия Челябинска стремилась учесть позицию бизнеса. Главной задачей для администрации стал поиск разумного компромисса. Дизайн-код информационных конструкций не был принят в том виде, в котором его презентовали, и до сих пор находится в стадии разработки.

Мэрия выделила три направления работы, по которым неуклонно продвигается вперед. Это единое оформление площадок автостоянок на территории города, внедрение дизайн-кода наружного освещения в Челябинске и дизайн-код нестационарных торговых объектов. Эти акты были приняты после 2020 года и запустили новый этап работы по сохранению и воссозданию архитектурно-исторического облика Челябинска.

Наиболее сложное направление – борьба с нестационарными объектами. Именно здесь администрация встретила сопротивление. Заявление мэра Натальи Котовой, сделанное в октябре, о готовности принимать решения по отдельным лицам и готовности сотрудничать с правоохранительными органами для того, чтобы решить «ларечный вопрос», интерпретировалось как ультиматум заинтересованным группам с требованием соблюдения определенных правил. При этом ужесточение риторики сопровождалось совершенствованием регламента сноса и регистрации незаконных объектов, что расширило рамки общественного консенсуса.

Власти идут навстречу малому и среднему бизнесу. Для владельцев нестационарных объектов предусматривается возможность их легализовать. Владельцы киосков могут подать заявление в мэрию для включения НТО в схему размещения таких объектов. Кроме того, администрация создает условия для продвижения новых инициатив по совершенствованию процесса «снизу». Главными площадками традиционно являются общественные слушания, а также цифровые платформы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: