Владивосток-2023: опасения Кожемяко, амбиции Чемерис и интересы кланов
В результате усилий влиятельных оппонентов губернатор Приморья Олег Кожемяко может получить харизматичного конкурента, который не одержит победу, но может создать условия для политического торга.
Несмотря на то что ситуация в Приморье довольно устойчива, выборы в регионе легкими не будут – прежде всего из-за традиционной протестной активности. Кроме того, очевидны интересы нескольких групп влияния, не совпадающие с интересами губернатора. Интересы групп – главная угроза для Кожемяко.
Сегодня Кожемяко делает все для максимально управляемой кампании. Долю подписей муниципальных депутатов «верхнего уровня» в регионе подняли с 5 до 8%, что существенно ограничивает шансы оппозиции на участие в выборах. По данным инсайдеров, коррекция фильтра направлена прежде всего на сдерживание оппонентов губернатора, которых могут выдвинуть влиятельные кланы.
Наиболее ресурсным кланом в регионе продолжает оставаться группа экс-губернатора Сергея Дарькина, который контролирует существенную долю рыболовной отрасли. Сохраняет за собой бизнес-активы блок авторитетного предпринимателя Руслана Кондратова. Значительно ослабли, но продолжают действовать другие кланы, например группа еще одного экс-губернатора, Владимира Миклушевского. Сохранились некоторые интересы и у бывших мэров (Пушкарев, Николаев).
По мнению инсайдеров, к действующему губернатору нелоялен Дарькин. Между ним и Кожемяко в последнее время усилилось напряжение в силу того, что достигнутые ранее договоренности во многом перестали соблюдаться. Вообще, действующей региональной власти по-прежнему приходится выполнять обязательства перед основными игроками, взятые в период губернаторских выборов. В результате одна бизнес-группа сохранила влияние во Владивостоке, другая контролирует угольную отрасль и базу тралового флота (рыбодобыча), третья укрепилась в небольших городах.
Региональная власть намерена пересмотреть условия неформальных договоренностей, ослабив сразу нескольких игроков. Это вызывает опасения и недовольство.
Так, Дарькин, по данным инсайдеров, планирует влиять на кампанию через близкого ему кандидата. Не исключено, что конкурент Кожемяко будет с сопоставимыми (хотя и не равными, конечно) финансовыми ресурсами. Цель этой игры – вызвать беспокойство губернатора и побудить его к переговорам.
Сразу несколько приморских политологов полагают, что ставка Дарькина может быть сделана на депутата Госдумы и медийного приморского политика Розу Чемерис (по данным медиа, ее отчим был вице-губернатором при Дарькине). Она предприниматель, известна в регионе, опытная, энергичная, имеет политические амбиции. По ее медиаактивности и жесткой критике Кожемяко очевидно, что в участии в выборах она заинтересована – и фактически начала предвыборную кампанию. В том, что она пройдет муниципальный фильтр, у экспертов нет сомнений. Интересно, что партия «Новые люди» (в которой состоит Чемерис) пока не определилась с участием в кампании. Ее региональные лидеры, по данным инсайдеров, сомневаются в успехе. Тем не менее, если решение будет принято, Чемерис станет кандидатом от партии.
Чемерис могут поддержать и другие недружественные для Кожемяко кланы. Этому способствует ее тактика достижения договоренностей. Яркий «женский» тип политика востребован далеко не всеми избирателями, однако во Владивостоке это скорее позитивный фактор. Негативный фактор – отсутствие у Чемерис серьезной патриотической повестки, которую давно и успешно использует Кожемяко.
Другие партии подходят к выборам крайне ослабленными и вряд ли смогут найти известных кандидатов. Так, репутация КПРФ сильно пострадала после ареста первого секретаря отделения партии Артема Самсонова (он попал в колонию по делу о половой неприкосновенности ребенка). Нынешний лидер фракции коммунистов в Заксобрании Анатолий Долгачев недотягивает до Самсонова по влиянию и известности и скорее лоялен власти.
Захотят патроны, прежде всего Дарькин, довести Чемерис до финала кампании или ограничатся созданием предвыборных угроз и дискомфорта для губернатора? Последнее логичнее, поскольку более соответствует интересам Дарькина. А если Кожемяко ощутит потерю контроля над кампанией (что пока не слишком вероятно), он сам будет заинтересован в переговорах с оппонентами.