Как отказ от иностранных соцсетей повлияет на агитацию во время кампании-2022?

/

Из-за перехода на новые площадки (Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники») кандидатам в губернаторы придется выстраивать онлайн-работу принципиально по-новому во время предвыборной кампании – 2022 и часть электората для них будет потеряна, полагают авторы Telegram-каналов. Эксперты РК, наоборот, считают, что, несмотря на кардинальные изменения, проблем с агитацией у претендентов на пост возникнуть не должно. Кроме того, благодаря переходу на новые платформы кампания может стать значительно дешевле. Подробности – в обзоре РК.

Изменения в интернет-агитации

В российских регионах заканчивается период выдвижения кандидатов на пост губернатора. Выборы состоятся менее чем через 2,5 месяца, и претенденты на пост уже ведут активную работу с электоратом в социальных сетях. Но в этом году кампания будет отличаться от предыдущих в связи с изменениями в агитации потенциальных избирателей в Интернете. Кандидатам теперь недоступны такие социальные сети, как Instagram* и Facebook*. В основном они теперь пользуются «ВКонтакте», Telegram и «Одноклассниками». Одна из проблем перехода на новые площадки заключается в том, что иностранные платформы политики покинули в марте и многие из них еще не успели нарастить достаточную аудиторию в других соцсетях.

Telegram-канал «НЕЗЫГАРЬ» отмечает, что, например, уровень покрытия медийным влиянием у губернаторов сейчас существенно ниже, чем тот, что был до начала спецоперации на Украине, и в самопозиционировании они сейчас не охватывают значительный сегмент граждан, продолжающих пользоваться иностранными соцсетями при помощи VPN. В результате губернаторы могут утратить часть поддержки.

Кроме того, например, Telegram главы регионов ведут по тому же принципу, что вели и Instagram, но это кардинально разные сети и те же приемы там не работают. В итоге уровень подписчиков невысок, а из-за этого низок и общественный резонанс от транслируемых месседжей.

«Для того чтобы сохранить влияние на аполитичный сегмент общества, необходим креатив, а не публикация в соцсетях своих воскресных обедов и фотографий с домашними животными. С аудиторией нужно разговаривать на ее языке, вовлекать в свою орбиту, а не только информировать ее о своих намерениях и сухо транслировать свои решения», – говорится в публикации.

Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин ранее подчеркивал, что возможности политической работы в интернете сейчас действительно сократились, зато остались офлайн-мероприятия, живые встречи с избирателями, которые ничем не заменить и к которым следует вернуться.

Тем не менее Костин рассчитывает, что переход пользователей в российские соцсети в будущем усилит интернет-составляющую кампаний, поэтому партии будут стремиться к сохранению гибридного формата агитации.

Политолог Александр Асафов в своем Telegram-канале обращает внимание на то, что многие депутаты, например, перешли в Telegram, но для предвыборной агитации он не подходит. Там слишком большое количество ботов и сложности с идентификацией подписчиков как избирателей.

«Кроме того, в Telegram нет рекламных инструментов, в том числе рекламных размещений и таргета на жителей конкретного района», – добавляет Асафов.

На итоговые результаты доверия к власти огромное влияние оказывают женщины, а для них важна визуальная часть, поэтому Instagram был важной площадкой с точки зрения охвата именно женской аудитории, рассказывает политолог, автор Telegram-канала «Политджойстик» Марат Баширов.

«Губернаторские аккаунты в Instagram были огромным источником влияния и в доэсвэошные времена признавались крайне эффективными. После блокировки «инсты» на территории России женщины продолжают в ней общаться, используя VPN, поэтому надо искать формы сохранения онлайнового визуального контакта. Возможно, надо находить варианты усиленного контроля за контентом в «инсте», но вернуть доступ к ней, если мы не найдем ничего иного», – писал он в своем Telegram-канале.

«Нет» элитарным площадкам

Глав­ный ре­дак­тор ана­ли­ти­че­ско­го ин­тер­нет-пор­та­ла «Ак­цен­ты» кан­ди­дат по­ли­ти­че­ских наук Антон Чаблин уверен: информационная стратегия в 2022 году, несомненно, изменится, так как радикально изменилось информационное поле. Теперь Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, TikTok – нелегальные площадки, хотя еще недавно были популярными, а потому эффективными.

«При этом выросла роль Telegram, который в связи с миграцией пользователей из других соцсетей из околоэлитарного окончательно стал народным, массовым. При этом замечу, теперь в России не осталось ни одной соцсети с флером элитарности, а значит, политическая коммуникация становится более доступной – народной, скажем так, понятной», – замечает эксперт.

Первый зампред комиссии по СМИ Общественной палаты России, журналист Александр Малькевич рассказывает, что как раз из-за того, что Facebook был элитарной площадкой, на выборы никакого влияния он не оказывал. Instargam же был популярен только из-за того, что пиарщикам было проще продвигать начальство на этой площадке, нежели вкладываться в серьезную работу на российских платформах.

«ВКонтакте» и «Одноклассники» – это популярные площадки, я не называл бы их специфическими. Более того, электорат высших должностных лиц регионов как раз там. Так что проблем с агитацией в соцсетях в нестандартных условиях я не вижу – нужно рассказывать о том, что делается, желательно рассказывать увлекательно, подкреплять фотографиями, видео. Важно, чтобы существовала обратная связь. Я вообще сторонник того, чтобы была какая-то одна площадка, потому что это позволяет затянуть туда всю аудиторию», – рассуждает эксперт.

Генеральный директор АЦ «Политген» Ярослав Игнатовский полагает, что закрытие Instagram и Facebook не повлияет на политизацию в Сети, а вот финансирование кампании из-за перехода на другие платформы может измениться, причем в меньшую сторону. Тем не менее сама агитация будет проходить достаточно стандартно.

«Да, понятны внешние нестандартные условия, но в соцсетях при этом они вполне стандартны. Динамика потребления информации жителями на местах, может быть, и снизилась, точнее, переместилась в сторону федеральных СМИ и спецоперации, но все же незначительно. Поэтому с учетом того, что избирательные кампании будут иметь инерционный сценарий практически во всех регионах, губернаторы (кандидаты в губернаторы и врио) будут продолжать в том же ключе рассказывать о своей работе в соцсетях», – дополняет политолог.

* Продукт Meta, деятельность признана экстремистской, запрещена на территории России по решению Тверского суда Москвы от 21.03.2022.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: