VIII рейтинг эффективности управления в субъектах Федерации в 2020 году — это рейтинг про губернаторов, но нельзя не отметить активную роль федерального центра, который помог многим главам субъектов. Политико-управленческий блок зависит и от того, насколько активно губернаторам удается лоббировать федеральные трансферы. В прошлом году по понятным причинам произошел практически повсеместный и местами очень резкий рост федеральной финансовой помощи, которая направлялась в регионы. Это помогло всем регионам, но в разной степени. Все зависело от того, насколько губернаторам удавалось расширить объем этой помощи.

Одна из очевидных тенденций в жизни регионов – трансформация бюджетной политики, которая происходила в регионах. В качестве положительного тренда мы отмечали сокращение расходов на содержание бюрократии. Слава богу, приоритеты в период пандемии оказались совершенно другими. Но что касается других приоритетов, социальной сферы, например, то здесь также возник огромный разброс показателей и экспертных мнений.

В целом социальный блок подпортил рейтинги губернаторам. Это было видно и по показателям статистики, и по экспертным оценкам. Если говорить о сфере здравоохранения, то на входе в пандемию была видна разная подготовленность регионов к этому. Это плоды пресловутой оптимизации, которые демонстрируют укомплектованность врачами, огромное расхождение расходов на сферу здравоохранения в целом. Между регионами эти расходы отличались в десятки раз. Во многих регионах вновь началось ухудшение финансирования сферы образования. Это было видно и по показателям заработной платы учителей. Насторожило и сокращение расходов на дошкольное образование.

В экономике и финансах проблемы, безусловно, есть. Они были не столь вопиющими, как в социальном блоке, но были. Было заметно сокращение инвестиций и то, что регионам приходилось спасать ситуацию своими силами. По-другому поддержать ситуацию было сложно. Наблюдалась проблема с бюджетным дефицитом.

По поводу регионов с оппозиционными губернаторами – они нас в этом рейтинге совсем не радовали. В случае с губернаторами от ЛДПР мы видим падение Владимирской области год от года. Хабаровский край после замены одного представителя ЛДПР на другого лучше не стал. Если брать губернаторов от КПРФ, то Орловская область также падает не первый год. Хакасия не падает, потому что падать уже некуда. Видно, что оппозиционным губернаторам встроиться в систему не удается, хотя и ярыми противниками они не выступают. Не удается им найти свою повестку, политику, что в показателях и в экспертных оценках и проявляется. Что касается эсеров, то Омская область находится где-то в середине рейтинга, а Чувашия как раз единственная из этих регионов подросла.

По поводу замен губернаторов и перспектив будущих выборов – ситуация с новыми губернаторами не выглядит столь однозначно, как два-три года назад, когда они демонстрировали существенный рост. Сейчас губернаторы, которые пришли к власти в 2020 году, резкого роста не продемонстрировали. Либо то же самое, либо небольшое снижение. Если говорить о росте, то это касается Олега Николаева в Чувашии и Сергея Меликова в Дагестане. Поэтому, может быть, мы сталкиваемся с временным исчерпанием кадрового резерва, который существовал для обновления губернаторского корпуса. Об этом свидетельствует и количество замен губернаторов. Оно сократилось. Возможно, существует потребность реорганизации системы подготовки этих кадров.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: