Куштау не предел: новая экологическая проблема в Башкирии
Юго-восток Башкирии столкнулся с новой экологической проблемой, сообщает «ФедералПресс». На этот раз обеспокоенность населения вызывает деятельность Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Предприятие свозит в свой карьер в Сибае отходы цинкового производства из Владикавказа (клинкер).
Новая экологическая проблема
Как сообщает «ФедералПресс», в Сибай из Владикавказа везут отходы цинкового производства. УГМК разгружает в Сибае вагоны с клинкером. Сообщается, что отходы привозят не только для захоронения, но и для переработки: кроме опасных тяжелых металлов, в них содержатся и драгоценные металлы, которые можно извлечь.
О планах по отгрузке клинкера УГМК сообщила в годовом отчете.
Жители города опасаются, что пыль, которая разлетается при разгрузке отходов, может оседать на растениях и попадать в воду, ее могут вдохнуть люди. Особое внимание вопросам экологии горожане уделяют неспроста: два года назад там загорелся крупнейший в Европе карьер – Сибайский. В карьере началось самопроизвольное возгорание подземных руд, люди больше года были вынуждены жить в смоге. Тогда были организованы стихийные митинги, в город приезжали представители СПЧ, уточняет «ФедералПресс».
Национальная гордость и обеспокоенность за природу
Башкирское Зауралье буквально поднялось на защиту экологии, притом что это очень депрессивный регион: туда плохо идут инвестиции, там плохо с размещением производственных сил, рассказал РК председатель региональной общественной организации «Союз экологов Башкортостана» юрист-эколог Александр Веселов. По его словам, там проживают основные тейпы башкир, в которых начали просыпаться национальная гордость за свою землю и обеспокоенность за природу.
«По нашим подсчетам, там есть где-то около шести – восьми горячих точек. Первое, что актуально на сегодня, – это УГМК. Возникают жалобы на завоз клинкера, народ возмущается, что из Северной Осетии компанию выгнали и она привезла отходы в Башкирию якобы для извлечения драгоценного металла. Но извлечение – это малая доля, а все остальное (99 %) – «хвосты», отходы – будет оставлено здесь. А это отходы третьего класса опасности. Они будут и пылить, и продолжать загрязнять реки. Я связался с руководством УГМК по этому вопросу, когда стали появляться жалобы, но руководство меня заверило, что они прекратили вывоз отходов, но по материалам я вижу, что около 300 тысяч тонн они собираются еще завозить в Башкирию. Перерабатывать эти отвалы в Зауралье никто не хочет»
Александр Веселов
Это не единственный проект УГМК, который вызывает опасения, сообщает эксперт. В Зауралье уже приезжали проектировщики УГМК для разведки по поводу размещения в Хайбуллинском районе объекта захоронения промышленных объектов третьего класса опасности. Это тоже станет большой проблемой, считает Веселов.
«Мы не против инвестиций. Туда надо привлекать деньги, зазывать инвесторов, но все недропользователи стремятся сэкономить на экологической безопасности. Не применяются лучшие доступные технологии, соответственно, мы получаем огромный экологический ущерб, который не возмещается», – добавил он.
В Баймакском районе есть несколько инициативных групп, в Хайбуллинском районе тоже появилась группа, рассказывает эксперт. По его словам, сейчас начинается некое давление со стороны правоохранительных органов даже на пенсионеров, которые в основном там и активничают.
«Это неправильно, не надо подогревать активность привлечением правоохранительных органов, а то все вполне может превратиться в экстремистскую деятельность, когда люди обозлятся из-за неграмотных действий местных органов власти», – резюмировал эксперт.
Обсуждение в Telegram
«Клинкер имеет третий класс опасности. Он не должен храниться под воздействием атмосферных осадков, так как при попадании воды в теле клинкера начинают происходить химические реакции, а под воздействием температур опасные вещества более интенсивно выделяются в атмосферу и почву»
«Интересно, что после того, как явно ядовитый материал проезжает несколько тысяч километров и попадает из Владикавказа в Сибай, он резко меняет класс токсичности на четвертый, то есть приравнивается к мусору и пищевым отходам. Помимо того что клинкеры являются крайне вредными и опасными, для их переработки требуется задействовать очень шумное оборудование в виде подземных вибраторов – жители окрестностей не могут спать от стоящего грохота и запаха гари»
«К нашему времени практически везде, где только можно, уже воткнуты производства: Свердловская, Челябинская области, Пермский край и Башкортостан. Везде уже работают заводы. Некоторые на протяжении нескольких столетий выжимают все соки. Такие гиганты, как РМК , УГМК ,УГОК и так далее, получают огромные прибыли. Ресурсы на старых местах уже истощаются, нужны новые месторождения. Но есть одна ма-а-аленькая проблемка. Эта проблемка называется «люди». Их деревни находятся в прямом смысле на золоте, меди и других цветных металлах»