Предвыборная ситуация в ХМАО: перспективы и угрозы для Натальи Комаровой, позиция элит и возможности оппозиции


Процедура избрания главы ХМАО: выбор элит

ХМАО-Югра традиционно является локомотивом роста экономики России. Регион занимает лидирующие позиции по добыче нефти, производству электроэнергии, по поступлению налогов в бюджетную систему и по объему инвестиций в основной капитал. Ключевая роль региона в экономике страны обусловила принятие многоступенчатой процедуры согласования кандидата на пост главы округа. В процедуре задействованы игроки различных уровней: федеральная власть, окружная дума ХМАО, представители элиты «Большой Тюмени».

Процедура включает ступени, демонстрирующие степень влияния важнейших элитных групп на принятие итогового решения. Глава региона избирается депутатами думы автономного округа по предоставлению президента. Цепочку согласований запускают партии, которые имеют право предложить губернатору Тюменской области по три кандидата на пост главы ХМАО. Затем губернатор Тюменской области представляет президенту пять кандидатур, три из которых глава государства вносит в окружную думу. Несколько этапов уже пройдено. Президент утвердил и направил в думу ХМАО список из трех кандидатов. В него вошли действующий губернатор ХМАО Н. Комарова и два депутата думы ХМАО: М. Сердюк («Справедливая Россия») и А. Савинцев (КПРФ).

Специфика процедуры избрания главы Ханты-Мансийского автономного округа непосредственно влияет на стратегию кандидатов и перспективы их избрания. На первое место выходит не работа с электоратом и агитационная кампания, а коммуникация с элитами: федеральной, региональной и местной. Именно поэтому Н. Комарова имеет ряд стратегических преимуществ по сравнению с другими кандидатами. За тот продолжительный срок, который Н. Комарова находится на посту главы ХМАО-Югры, она смогла выработать собственный управленческий стиль, который характеризуется жестким менеджерированием проблем и конфликтов, детальным вниманием к проблемным территориям и эффективным делегированием полномочий. Управленческий стиль Н. Комаровой, достижения Югры за 10 лет – ее визитная карточка, которую она может представить элите разного уровня. По понятным причинам этого не могут сделать остальные кандидаты. Процедура, основанная на согласовании интересов, значительно сокращает возможности демонстрации кандидатами своего потенциала.

Еще одно преимущество Н. Комаровой заключается в том, что ей удалось выстроить конструктивные отношения и заручиться поддержкой игроков различного уровня, имеющих непосредственное отношение к каждому из этапов согласования кандидатуры. Поддержка Н. Комаровой этими акторами основывается на различных аспектах ее деятельности как губернатора. При этом она остается консенсусной фигурой для элит, соблюдая баланс интересов региона и различных бизнес-структур.

Взаимодействие с элитами Большой Тюмени и Ямала

Сложносоставной характер Большой Тюмени придает большое значение взаимодействию между элитами ХМАО, ЯНАО и юга Тюменской области. Основа этого взаимодействия — программа «Сотрудничество», которая регулирует развитие экономики и  инфраструктуры. Она была разработана на основе договора, заключенного органами власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в 2004 году. Согласно договору автономные округа перечисляют в бюджет Тюменской области 100% налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и 29,5% налога на прибыль организаций. Затем тюменский бюджет перечисляет эти средства на программу «Сотрудничество», а из нее финансируются все значимые проекты на территории трех регионов.  Договор был пролонгирован в 2008 и 2013 годах.

Пролонгация договора в 2018 году положила начало взаимодействию между администрацией Югры и обновленными элитами Тюмени и ЯНАО. Н. Комарова выступила в роли носительницы традиции «Сотрудничества»: сегодня она остается единственным представителем «старой» элиты Большой Тюмени на посту главы региона. Пролонгация программы «Сотрудничество» — очевидное свидетельство высокой степени консолидации  элит Большой Тюмени. Этой консолидации способствовали и новые вызовы: организация выборов президента в 2018 году и подготовка к голосованию по поправкам к Конституции в 2020 году.

«Единая Россия» и элита ХМАО: структура поддержки Комаровой в регионе

Партия и окружная дума – два игрока, которые включаются в процесс согласования кандидатуры губернатора на разных этапах. Партия представляет кандидатов губернатору Тюменской области, запуская тем самым процесс согласования, а окружная дума завершает процесс, выбирая главу округа из трех представленных президентом кандидатур.

«Единая Россия» утвердила трех кандидатов на предстоящие выборы главы Ханты-Мансийского автономного округа. Это действующий губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Н. Комарова, спикер региональной думы Б. Хохряков и глава города Урай Т. Закирзянов. При этом очевидным приоритетом обладает действующий губернатор Н. Комарова.

В процессе рассмотрения кандидатур «Единая Россия» смогла аккумулировать мнение непарламентских партий. Принявшие участие в консультации непарламентские партии также предложили кандидатуру Н. Комаровой для включения в список. Это обеспечивает Н. Комаровой поддержку не только партии большинства.

Значимым фактором в выборе приоритетной кандидатуры от «Единой России» является позиция секретаря регионального отделения партии Б. Хохрякова, который оказывает поддержку только одному кандидату из списка (Н. Комаровой). Хохряков — председатель думы Ханты-Мансийского автономного округа V и VI созывов. Так позиция партии плавно перетекает в поддержку Н. Комаровой в законодательном органе округа, в котором фракция «Единой России» составляет большинство (28 из 39 мандатов). За время, проведенное на посту губернатора, Н. Комаровой удалось выстроить конструктивную работу исполнительной и законодательной ветвей власти, избежав конфронтации между ними, и это предопределяет позитивное отношение региональной властной элиты.

«Корпоративный консенсус» бизнес-элиты. Нефтегазовые компании

Югра — основной нефтедобывающий регион России, на его долю приходится 42% общероссийской добычи нефти. Ресурсы региона обеспечивают энергетическую безопасность страны, являются базой для развития национальной экономики. Нефтедобывающие компании традиционно принимают неформальное участие в выборе кандидатуры на пост губернатора ХМАО, и их поддержка имеет большое значение для будущего главы региона.

За 10 лет Н. Комаровой удалось сформировать «корпоративный консенсус», то есть выстроить систему взаимных обязательств между регионом и нефтедобывающими компаниями, главным регулятором которых выступает сама глава региона. Сформированный пул бизнес-игроков, на которых опирается Н. Комарова, помогает обеспечивать экономический рост и контроль над политическим пространством.

Добычу нефти на территории округа ведут 43 предприятия. Лидирующие места по добыче нефти принадлежат компаниям «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ». Эти предприятия добывают около 80% всей нефти в Югре. Именно они выступают в качестве стратегических партнеров властей округа.

Прежде всего это выражается в заключении договоров о социально-экономическом сотрудничестве. С «Роснефтью» новое соглашение было подписано в рамках ПМЭФ в 2019 году на 2019-2023 годы; в конце 2019 года было подписано дополнительное соглашение о сотрудничестве между правительством Югры и компанией «Сургутнефтегаз», в декабре 2019-го соглашение о социальном партнерстве на 2019-2023 годы было подписано с компанией «ЛУКОЙЛ». При этом сотрудничество расширяется. Так, по новому соглашению между правительством Ханты-Мансийского автономного округа и компанией «ЛУКОЙЛ» Когалыму и Лангепасу будут выделены крупные суммы на благоустройство (402 млн. руб. и 173 млн. руб. соответственно).

В феврале 2020 года ХМАО и «Газпром нефть» заключили дополнительное соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2020 и 2021 годы. Совместные планы с Югрой на 2020 год есть и у компании «Славнефть-Мегионнефтегаз»: соглашение предусматривает финансирование нефтяниками социальных проектов в размере 100 млн. рублей.

Н. Комарова выступала как инициатор сотрудничества, а сегодня остается гарантом исполнения обязательств сторон. Выполнение условий соглашений нефтедобывающими компаниями прежде всего означает финансирование социальных проектов Югры. Поэтому поддержка крупными экономическими игроками главы региона напрямую связана с развитием территории и возможностью для правительства субъекта проводить социально ориентированную бюджетную политику. 

Поддержка центра: одобрение кандидатуры Н. Комаровой президентом

Н. Комарова долгое время была единственным кандидатом, который публично заявлял о своем желании возглавить Югру, что интерпретировалось как сигнал элитам. Фактически Н. Комарова возглавляет округ с 2010 года, однако срок ее выборных полномочий отсчитывается от даты избрания (13 сентября 2015 года). Норма, которая «обнулила» первый срок главы региона, была закреплена одновременно с отменой в Югре прямых выборов и утверждением многоступенчатой процедуры согласования. Снятие ограничения позволяет Н. Комаровой стать главой ХМАО еще раз. Публичная поддержка президента позволила более предметно говорить о такой возможности. Эта поддержка обусловлена прежде всего социально-экономическими показателями региона.

В 2019 году ХМАО сохранил позитивные темпы экономического роста. ВРП впервые преодолел планку в 4,5 триллиона рублей. Успехи Югры фиксируют рейтинги: ХМАО присвоено третье место по социально-экономическому развитию, шестое – по уровню развития государственно-частного партнерства, десятое – по качеству жизни, третье – по объему инвестиций в основной капитал и по объему инвестиций на душу населения. В положительной зоне: объем строительства, оборот внешней торговли, низкая долговая нагрузка бюджета, рост численности населения, уровень доходов населения, невысокий уровень безработицы.

Стабильная социально-экономическая ситуация составляет основу электоральной управляемости. По результатам голосования по поправкам к Конституции округ продемонстрировал позитивные тенденции: явка составила 64,08%, «за» проголосовали 69,64% жителей. Социально-экономическая и политическая ситуация в регионе, способность взаимодействовать с местными элитами позволили Н. Комаровой войти в тройку кандидатов,  направленных президентом на голосование в окружную думу, и получить публичную поддержку В. Путина.

 

Кандидаты парламентской оппозиции: барьеры процедуры

Процедура согласования главы ХМАО ограничивает возможности кандидатов-соперников Н. Комаровой в борьбе за пост.  Поэтому основой критики оппозиции становится сама процедура выборов главы ХМАО. Так, КПРФ подчеркивает, что выборы губернатора Югры не способны создать в медиапространстве информационного напряжения, хотя бы сопоставимого с выборами глав других регионов.

От ЛДПР в качестве кандидатов на пост губернатора были названы: Е. Марков, депутат Госдумы, В. Сысун, депутат думы ХМАО и М. Селюков, депутат Тюменской областной думы. От КПРФ был представлен депутат региональной думы А. Савинцев. От «Справедливой России» были выдвинуты председатель совета регионального отделения М. Сердюк, активистка из Когалыма И. Абдурахманова и председатель молодежной организации  Н. Кадочников.

В списке, который губернатор Тюменской области А. Моор представил президенту, было пять кандидатур: Н. Комарова, Е. Марков, М. Сердюк, А. Савинцев и Б. Хохряков. По одному представителю от парламентской оппозиции, двух кандидатов поддерживала «Единая Россия».

Основная сложность, которую создает процедура согласования для кандидатов от оппозиции, – необходимость быть консенсусной фигурой для всех групп, которые принимают непосредственное участие в процедуре избрания главы. ЛДПР постаралась решить эту проблему, изначально представив трех кандидатов, представляющих разные уровни, – региональный, кандидата для Большой Тюмени и федеральный. В итоге сконцентрировались на Е. Маркове. Уже в самом начале партия столкнулась с тем, что не нашла поддержки своего кандидата другими политическими силами. Так, на местном уровне на этапе консультаций и обсуждения предложений о кандидатурах на должность главы ХМАО-Югры с непарламентскими политическими партиями (в Югре зарегистрировано 26 региональных отделений непарламентских политических партий) в адрес регионального отделения ЛДПР предложений от других политических партий не поступило.

В КПРФ также столкнулись с разногласиями уже на первом этапе. Группа коммунистов из Березовского района обратилась к лидеру партии Г. Зюганову с предложением не выдвигать А. Савинцева в качестве кандидата от партии на пост губернатора ХМАО. Тем не менее в партии смогли урегулировать этот вопрос.

В итоге в список кандидатов на пост главы ХМАО, направленный президентом в окружную думу, попали два оппозиционных кандидата: М. Сердюк («Справедливая Россия») и А. Савинцев (КПРФ). Однако даже попадание в эту тройку кандидатов от оппозиции не приносит их партиям значимых дополнительных преференций. Главной возможностью для оппозиционных партий укрепить свои позиции в регионе остаются муниципальные выборы 13 сентября.

 

Выборы в муниципалитетах на фоне выборов губернатора

В Югре в единый день голосования наряду с выборами губернатора состоятся выборы в десяти муниципалитетах. И если процедура избрания главы ХМАО – это процесс согласования кандидата элитами, то местные выборы – это возможность для жителей районов непосредственно выразить свое мнение.

В этом году выборы в органы местного самоуправления пройдут в Радужном, Советском, Мегионе, Покачах, Белоярском районе – здесь будут выбирать депутатов местных дум. Состоятся также довыборы в думы Нефтеюганска и Когалыма. Избрание глав пройдет в Советском районе, поселениях Малый Атлым (Октябрьский район), Сорум (Белоярский район), Лямина (Сургутский район), Мулымья (Кондинский район). В целом регион демонстрирует высокие социально-экономические показатели, однако в районах округа существует значительная  дифференциация. Безусловно, это может отразиться на результатах голосования.

Потенциально наиболее сложны для власти выборы в думы Советского и Мегиона. Оба населенных пункта – проблемные территории: это отражено в рейтинге инвестиционного климата муниципальных образований ХМАО за 2019 год. Советский район находится на 16-м месте из 22, Мегион – на 22-м. Это же показывают и результаты голосования по поправкам к Конституции: Советский район (64,41%) и Мегион (64,96%) на фоне результатов Нефтеюганского района (94,72%) и Ханты-Мансийска (91,47%) выглядят достаточно скромно.

Кроме того, эти муниципалитеты сталкивались с проблемами, которые выходили на федеральный уровень. Это лесные пожары в ХМАО, прежде всего в Советском районе, внутренние конфликты в сфере здравоохранения: жители Советского района в апреле потребовали от федеральных чиновников вмешаться в деятельность департамента здравоохранения Югры. Мегион был заметен серией скандалов в сфере ЖКХ. Поэтому конфликтный потенциал муниципалитетов обращает на себя внимание региональной власти.

В Советском районе и Мегионе социально-экономическая ситуация может обернуться поддержкой оппозиции — при ее значительной активности, конечно.

Второй значимый аспект, который может повлиять на голосование в муниципалитетах, — конфликты между мэрами городов. Между муниципалитетами обостряется конкуренция — на фоне слухов о сокращении штатов, стремления подняться в рейтинге инвестиционной привлекательности. Показательна борьба в поле telegram-каналов, заметны скандалы внутри муниципалитетов. Так, в начале  лета правоохранители провели обыски в администрации мэра Мегиона О. Дайнеки, мэр Нягани И. Ямашев попал в фокус внимания в связи с неэффективной борьбой с коронавирусом, а также в связи с подозрениями в махинациях в сфере ЖКХ.

Муниципальные выборы в ХМАО – тест на эффективность для администраций муниципалитетов. Отсюда особое внимание к местным выборам: повышенная активность оппозиции, а также вовлеченность главы региона в повестку муниципальных образований.

Именно на муниципальных выборах в ХМАО оппозиция стремится разыграть весь спектр проблем местного и регионального масштаба. Основаниями для критики региональной власти стали неэффективная борьба с коронавирусом, ситуация с пожарами в регионе, проблемы дольщиков и ликвидация балков, социально-экономические проблемы отдельных муниципалитетов. Так, ЛДПР, отличавшаяся последовательной критикой Н. Комаровой, после поддержки, выраженной ей президентом, сконцентрировалась на росте безработицы в Югре в связи с пандемией коронавируса и неэффективности мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Задачами КПРФ остаются сохранение позиций в Советском и укрепление влияния в Мегионе.

В ходе реальной борьбы на уровне муниципалитетов затрагиваются наиболее проблемные сферы, относящиеся к ведению региональной власти. Это вызов для Н. Комаровой. Действующий губернатор имеет значительную поддержку элит, федерального центра и бизнеса. Однако, разрастание местных конфликтов, выход негативных инфоповодов на федеральный уровень несет в себе потенциальные угрозы для имиджа «хозяйки Югры». Поэтому погружение Н. Комаровой в повестку муниципалитетов – важный элемент успешного результата на выборах главы региона. Реализация  стратегии купирования местных конфликтов началась еще в начале лета, когда вице-губернатор ХМАО А. Шипилов сформулировал требование об отчетах каждого из югорских мэров о текущей политической ситуации, складывающейся в его муниципалитете, с акцентом на конфликтную повестку.

Наиболее плотное погружение Н. Комаровой в муниципальную повестку началось после 10 августа. Губернатор планировала посетить перед выборами все 22 муниципалитета Югры. Рабочие поездки в муниципалитеты, которые позиционируются как часть рабочего графика губернатора, позволяют сделать акцент на ключевых проблемах и охватить наиболее значимые аудитории. В частности, представителей малого и среднего бизнеса, о недостаточной поддержке которых говорит оппозиция. Ассиметричный ответ на критику оппозиции должен способствовать разрешению проблем в муниципалитетах и уменьшению рисков для Н. Комаровой на выборах главы ХМАО.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: