Топливные разливы: почему в Красноярском крае произошла новая экокатастрофа?


 

В Красноярском крае на Таймыре 44 тонны авиационного топлива попали в озера. Местные власти ввели режим ЧС муниципального характера. Полтора месяца назад в регионе произошла крупная авария с разливом нефтепродуктов в Норильске. Эксперты уверены, что этих катастроф можно было избежать. Госдума между тем приняла во втором чтении поправки к Бюджетному кодексу, позволяющие зачислить в федеральный бюджет штраф, назначенный «Норникелю» за экологический ущерб от разлива топлива под Норильском. Компания должна заплатить 148 млрд рублей. Подробности – в нашем обзоре.

Аварии и причиненный ущерб

12 июня в поселке Тухард из-за разгерметизации трубопровода, принадлежащего «Норильсктрансгазу» (входит в «Норникель»), разлилось 44 тонны авиатоплива. Нефтепродукты попали в два озера. В поселке был введен режим ЧС и началась ликвидация последствий аварии.

Как сообщают власти Таймырского Долгано-Ненецкого района, 15 июля планируется завершить основные работы по откачке топливно-водяной смеси.

«К ликвидации чрезвычайной ситуации привлечены 48 человек и четыре единицы техники, два плавсредства и три воздушных судна», – сообщается на сайте районной администрации.

По факту разлива топлива в поселке Тухард возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 246 УК РФ («Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»).

Напомним, в конце мая крупная авария произошла на ТЭЦ-3 в Но­риль­ске, где из поврежденного резервуара вытекло более 20 тысяч тонн дизельного топлива, которое попало в реку Амбарную. Было возбуждено четыре уголовных дела. Росприроднадзор назначил «Норникелю» рекордный штраф за причиненный экологический ущерб – 148 млрд рублей.

Сама компания, отмечает «ПРАЙМ», оценила стоимость ликвидации последствий разлива топлива в 10 млрд рублей – именно такую сумму обозначил глава ГМК Владимир Потанин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 19 июня. Второй крупнейший акционер «Норникеля» – РУСАЛ – назвал неожиданным и беспрецедентным размер штрафа, выставленного Росприроднадзором. «Норникель» между тем не согласился с методикой расчета ущерба окружающей среде, которую применял Росприроднадзор.

Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, в свою очередь, назвал сумму штрафа соответствующей ущербу, нанесенному экологии Арктики.

«Если компания готова доказать в суде, что она не виновна, у нее есть такое право», – добавил Кобылкин. Его цитирует «Коммерсантъ».

По данным «Известий», Минфин планирует скорректировать Бюджетный кодекс таким образом, чтобы штраф от «Норникеля» был перечислен в федеральный бюджет, а не в муниципальный бюджет Норильска.

По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, на данный момент ведется дискуссия о том, в бюджет какого уровня должен быть выплачен штраф.

«Давайте исходить из того, что по действующей системе речь идет о региональном бюджете, существуют разные точки зрения, ведется дискуссия на экспертном уровне», – приводит РБК слова Пескова. Пресс-секретарь главы государства также добавил, что Владимир Путин еще не сформировал свое мнение по данному вопросу.

Между тем Госдума 15 июля приняла во втором чтении поправки к Бюджетному кодексу, позволяющие зачислить в федеральный бюджет возмещение «Норникелем» ущерба от разлива топлива в Норильске. Третье чтение запланировано на 21 июля.

Справедливое наказание или «убийственная дань»?

Telegram-канал «Красноярец» уверен, что аварии с разливом топлива на объектах «Норникеля» – это не череда неудач. Блогеры жестко критикуют руководство компании, которая, по их мнению, решает только одну задачу – «минимизировать издержки и повышать прибыль». В результате, утверждают авторы, «инфраструктура ветшает и начинает ломаться».

Канал «Котел #6» между тем пишет, что те или иные аварии, выбросы, разливы и сбросы происходили и происходят в Норильске и окрестностях регулярно. Авторы объясняют это «спецификой работы компании».

«Миллиардные вложения в экологические проекты, действительно сделанные за прошедшие 20 лет, помогают, но недостаточно», – утверждает канал.

Авторы, очевидно, сочувствуют «северным» предприятиям России, деятельность которых может быть парализована из-за повышенного внимания СМИ и «убийственной экологической дани».

Канал «Мысли-неМысли» между тем считает, что «Норникель» в итоге покорно выплатит штраф, установленный Росприроднадзором.

«У «Норникеля» нет особого выбора – уже всем ясно, что в компании забили болт на защиту окружающей среды, а новый разлив 44,5 тонны авиационного топлива на Таймыре это только подтверждает. Причем история уже обрела политическую окраску, так что компания так или иначе выплатит штраф, механизм еще предстоит утвердить, а суды будут длиться годами», – рассуждают авторы.

По их словам, после истории с «Норникелем» компании по всей стране в спешном порядке пытаются сделать хотя бы видимость заботы об экологии, чтобы не попасть под раздачу из-за очередных аварий, которые происходят постоянно из-за повсеместной экономии.

Авторы Telegram-каналов также пишут о том, что деньги, которые будут перечислены в бюджет «Норникелем», должны быть целевыми, чтобы их можно было направить только на восстановление экосистемы Арктики.

Депутат Законодательного собрания Красноярского края Илья Зайцев на своей странице в Facebook высказывает мнение, что штраф за ущерб окружающей среде от крупнейшей утечки дизтоплива под Норильском мог бы быть выше.

«Необходимо учесть все последствия. В том числе для коренных малочисленных народов Севера. И оценить не сиюминутный ущерб, а последствия на десятилетия вперед. Поэтому считаю, что представители края, в том числе ученые, должны быть допущены ко всем территориям, пострадавшим от крупнейшей в истории катастрофы в российской Арктике», – написал депутат.

Ответить за бесхозяйственность

Вице-пре­зи­дент Рос­сий­ско­го Зе­ле­но­го кре­ста Александр Чумаков уверен, что ЧП с разливом нефти на Таймыре и в Норильске можно было спрогнозировать и, соответственно, предотвратить.

«Раз­ли­вы ма­ги­страль­ных неф­те­про­во­дов, если го­во­рить о по­след­нем ЧП на Тай­мы­ре, пе­ри­о­ди­че­ски слу­ча­ют­ся, в том чис­ле при до­бы­че неф­ти про­ис­хо­дит мас­со­вое отрав­ле­ние окру­жа­ю­щей сре­ды. Но сей­час та­кие слу­чаи ста­ли, ко­неч­но, во­пи­ю­щи­ми. Все это – бес­хо­зяй­ствен­ность и от­сут­ствие от­вет­ствен­но­сти. Долж­ны уже про­изой­ти «по­сад­ки», осо­бен­но за тай­мыр­скую и но­риль­скую ка­та­стро­фы», – подчеркивает Чумаков.

Он также считает необходимым уде­лять вни­ма­ние раз­ра­бот­ке и при­ме­не­нию эф­фек­тив­ных ме­то­дов очист­ки тер­ри­то­рий, за­гряз­нен­ных неф­те­про­дук­та­ми и дру­ги­ми опас­ны­ми ве­ще­ства­ми, в том чис­ле с по­мо­щью бак­те­рий.

«Та­кие раз­ра­бот­ки ве­лись в Рос­сии еще 15–20 лет на­зад неко­то­ры­ми уче­ны­ми: они вы­ве­ли спе­ци­аль­ные бак­те­рии, ко­то­рые пи­та­лись нефтью и неф­те­про­дук­та­ми и во вре­мя ис­пы­та­ний на по­ли­го­нах съе­да­ли на за­ра­жен­ных зем­лях все неф­те­про­дук­ты пол­но­стью, до по­след­ней мо­ле­ку­лы, при­чем до­ста­точ­но быст­ро. То есть нуж­но раз­ви­вать та­кие на­прав­ле­ния, а не про­сто вы­чер­пы­вать нефть из реки, а по­сле ду­мать, как все это ути­ли­зи­ро­вать», – отметил Чумаков.

По мнению за­слу­жен­ного эко­лога Рос­сии Калмана Цейтина, раз­ли­вы неф­те­про­дук­тов и дру­гих опас­ных ве­ществ уча­сти­лись в Рос­сии, по­то­му что не вы­пол­ня­ет­ся фе­де­раль­ный за­кон «О без­опас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ских со­ору­же­ний».

«По это­му за­ко­ну каж­дый субъ­ект Фе­де­ра­ции обя­зан реализовывать про­грам­му без­опас­но­сти гид­ро­со­ору­же­ний на сво­ей тер­ри­то­рии. Но это­го ни­кто не де­ла­ет, по­это­му про­ис­хо­дят та­кие ЧП. И они бу­дут про­ис­хо­дить до тех пор, пока не бу­дут при­ня­ты вот эти нор­ма­тив­ные акты», – заявляет Цейтин.

Он полагает, что если бы на предприятии «Норникеля» вовремя проверили и про­ве­ли ре­монт ре­зер­ву­а­ра хра­не­ния дизтоп­ли­ва на пред­при­я­тии «Но­риль­ско­го ни­ке­ля», из-за про­ры­ва ко­то­ро­го в кон­це мая про­изо­шел раз­лив 21 ты­ся­чи тонн топ­ли­ва, то не при­ш­лось бы сей­час выделять мил­ли­ар­ды руб­лей на устра­не­ние последствий этой эко­ло­ги­че­ской ка­та­стро­фы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: