Десять лет Комаровой: развитие ХМАО, «нефтяная столица» и коммуникативные вызовы


В марте исполнилось 10 лет с момента вступления Натальи Комаровой в должность главы ХМАО. За это время был выработан ее специфический управленческий стиль, основными особенностями которого являются жесткое менеджерирование проблем и конфликтов, детальное внимание к проблемам территории («хозяйка региона») и эффективное делегирование полномочий. Глава региона традиционно выступает как регулятор отношений между важнейшими нефтегазовыми игроками.

Переход в 2015 году от прямых выборов к процедуре наделения губернатора полномочиями региональным парламентом «обнулил» первый срок Н. Комаровой. Изменения дают Комаровой возможность занять этот пост еще раз. Сама она заявила о желании вновь возглавить ХМАО. Решение будет зависеть в том числе от реализации мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и от результатов голосования по поправкам в Конституцию, которое отложили на неопределенный срок. Поддержка Н. Комаровой населением, региональной элитой, в целом благоприятная динамика развития региона и периодически поступающие позитивные сигналы федерального центра позволяют предположить, что новый губернаторский срок для нее вполне реален. 

«Корпоративный консенсус» Комаровой

Оценивая эффективность властей Ханты-Мансийского автономного округа, необходимо учитывать, что критерии, по которым можно оценить большинство регионов, не во всем применимы к Югре. Нефтегазовый комплекс, который является драйвером развития экономики страны и наполняет федеральный бюджет, превращает Югру в уникальный субъект, решение о руководстве которого принимается путем специального длительного согласования с учетом многих факторов (что в определенной степени отражает процедура избрания главы ХМАО).

Один из важнейших критериев оценки эффективности региональной власти ХМАО – обеспечение суверенного и регионального контроля над ТЭК. От взаимодействия игроков в сложившейся системе топливно-энергетического комплекса во многом зависит эффективность политических и управленческих решений. Поэтому глава региона является главным регулирующим актором этой системы.

Комарова как глава региона эту функцию выполняет. За 10 лет был сформирован пул игроков, на которых опирается глава региона, обеспечивая экономический рост и контроль над политическим пространством. Развитие региона обеспечивается через систему, которая была налажена Комаровой и продолжает ею контролироваться.

Доля добычи нефти нефтедобывающими компаниями в общем объеме добычи за 2019 год распределяется так: «Роснефть» – 43,5 %, «Сургутнефтегаз» – 21,4 %, ЛУКОЙЛ – 14,9 %, «Газпром нефть» – 6,5%, «Славнефть» — 5,6%. Это основные крупные игроки, взаимодействие с которыми позволяет главе региона обеспечивать развитие региона.

«Роснефть» — стратегический партнер Югры. На территории региона работают крупнейшие добывающие предприятия НК «Роснефть»: «РН-Юганскнефтегаз», «Самотлорнефтегаз», «РН-Няганьнефтегаз», «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие», «Тюменнефтегаз», «Варьеганнефтегаз», «Томскнефть», — а также сервисные, сбытовые и логистические предприятия компании. В 2019 году в рамках XXIII Петербургского международного экономического форума между правительством региона и компанией было заключено новое Соглашение о сотрудничестве на 2019-2023 гг. Предыдущее соглашение сторон действовало с 2014 года. Н. Комарова выступает гарантом того, что условия соглашения с «Роснефтью» и принятые регионом обязательства перед компанией будут исполнены в полном объеме. Новый кластер нефтедобычи, Эргинский, который создала компания, его развитие – важное условие исполнения нового соглашения. Поэтому поддержка главы региона со стороны «Роснефти» закономерна.

В конце 2019 года было подписано дополнительное соглашение о сотрудничестве между правительством Югры и компанией «Сургутнефтегаз». В рамках допсоглашения «Сургутнефтегаз» должен направить на социально-экономическое развитие Югры в 2020 году 4,6 миллиардов рублей. «Сургутнефтегаз» работает в 16 регионах России, однако Югра является основным регионом пристутствия, здесь расположен головной офис.

Важный элемент в системе экономических игроков на территории Югры — «ЛУКОЙЛ». В 2005 году между правительством Югры и компанией было подписано первое соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. А в декабре 2019-го правительство Югры и «ЛУКОЙЛ» подписали соглашение о социальном партнерстве на 2019-2023 годы. О конструктивных отношениях Н. Комаровой и главы компании В. Алекперова свидетельствует, например, совместная подготовка к визиту в регион президента В. Путина. В. Алекперов предложил президенту провести в Когалыме совещание о развитии моногородов и взаимоотношениях между крупными корпорациями и региональной властью, при этом подчеркнув, что инициатива пригласить президента согласована с Н. Комаровой. Развитие Когалыма – это наглядный пример конструктивного сотрудничества власти и бизнеса. Целый ряд проектов компании «ЛУКОЙЛ», в частности, строящаяся гостиница и центр тенниса, – основа развития территории.

В феврале 2020 года ХМАО и «Газпром нефть» заключили дополнительное соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2020 и 2021 годы. Совместные планы с Югрой на 2020 год есть и у компании «Славнефть-Мегионнефтегаз»: соглашение предусматривает финансирование нефтяниками социальных проектов в размере 100 млн рублей.

Поддержание постоянного взаимодействия обеспечивается путем создания благоприятных условий для работы компаний. Это важное направление работы правительства Н. Комаровой. Так, 31 мая 2020 года вступят в силу изменения в закон «О недрах», будет введен отдельный вид пользования недрами – «для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых». В соответствии с новыми правилами по заявке добывающих компаний Роснедра создают специальную комиссию, которая будет предоставлять участки недр по конкурсу. Недропользователи смогут пользоваться лицензионными участками на протяжении 15 лет. Более того, компании смогут несколько раз продлевать срок пользования на 5 лет, а по совмещённой лицензии (право пользования несколькими видами участков недр) – разово продлевать его на 3 года. Предприятия не будут также осуществлять разовые и регулярные платежи за разработку участков. Н. Комарова выступала за внесение изменений в закон «О недрах»: настаивала на более значительных мерах стимулирования геологоразведки, отмечала несовершенство механизмов лицензирования – и оказалась довольно эффективным лоббистом.

За 10 лет Н. Комаровой удалось наладить эффективное взаимодействие с важнейшими игроками, работающими на территории региона, став в этой системе гарантом исполнения взаимных обязательств. Это позволило не только мобилизовать значительные налоговые поступления в бюджет ХМАО, но и обеспечить развитие социальной инфраструктуры на территории Югры.

 

«Нефтяная столица» и ставка на устранение территориального дисбаланса

По итогам 2019 года Югра сохраняет лидирующие позиции в обеспечении топливного баланса. На территории округа было добыто 236,1 млн тонн нефти. В предыдущем 2018 году был остановлен негативный тренд на снижение нефтедобычи, и главной задачей стало поддержание объема добычи нефти, с которой регион справился.

В структуре экономики России в 2018 году Югра занимала первое место по производству электроэнергии, второе место по объему промышленного производства, по добыче газа, по поступлению налогов в бюджетную систему России, третье место по объему инвестиций в основной капитал. Доля Югры в общероссийском объеме добычи нефти — 42,5%, выработки электроэнергии – 7,9%, добычи газа – 4,9%. ХМАО остается традиционным локомотивом роста экономики России.

Югра занимает лидирующие позиции в рейтингах, оценивающих социально-экономическую стабильность регионов. В рейтинге Аналитического кредитного агентства АКРА показатель ХМАО – ААА(RU) «Стабильный», в рейтинге социально-экономического положения регионов России «РИА Рейтинг» Югра занимает третье место, по качеству жизни в российских регионах входит в топ-10, в рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах АСИ – в топ-20.

Для наиболее динамичного развития всей территории в Югре существуют внутренние рейтинги, которые отражают результаты работы муниципальных образований. В частности, это рейтинг муниципальных образований по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции, а также рейтинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Муниципалитеты региона становятся лидерами в масштабах страны. Например, Сургут занимает второе место в рейтинге лучших городов России для проживания и шестое — в рейтинге городов России по уровню жизни.

Высокие места ХМАО, а также его городов в национальных рейтингах — свидетельство эффективности работы власти, а также дополнительный фактор инвестиционной привлекательности региона. Рейтинги отражают и специфику развития территории. Очевидно, что среди муниципалитетов лидируют Сургут, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, что показывает неоднородность распределения капиталообразующих инвестиций. Инвестиции сконцентрированы в восточной части округа, что объясняется концентрацией углеводородного сырья.

Несмотря на курс диверсификации региональной экономики, который обозначила Н. Комарова, в ближайшие десятилетия Югра сохранит статус «нефтяной столицы» страны. Региональной властью принято решение о специальной поддержке нефтедобычи. Вторым акцентом стала заявка на устранение дисбаланса в развитии восточных, центральных и западных территорий. При этом потенциальными точками роста остаются лесопромышленный кластер (Советский и Кондинский районы), горнопромышленный кластер (Березовский район, Нягань), научно-инновационный кластер (Сургут, Ханты-Мансийск), переработка углеводородов (Когалым, Лангепас, Нягань, Нижневартовск, Пыть-Ях, Сургут, Урай).

Сегодня развитие региона и муниципалитетов в первую очередь связано с развитием ТЭК, который выступает фактором притяжения инвестиций, центром инновационной активности, а также зоной формирования новых меритократических элит.

 

Коммуникативный интерфейс и реагирование на информационные угрозы

Пост губернатора ХМАО обеспечивает контроль над значительными ресурсами. Именно это является главным основанием периодически возникающих слухов о скорой отставке действующего главы региона. Борьба интересов различных групп проявляется в негативных информационных кампаниях, направленных, как правило, против Н. Комаровой.

Югра – регион, для которого характерны проблемы, связанные с жилищной политикой, здравоохранением, логистикой. Наиболее значимые проблемы последнего времени:

  • голодовка участников льготных программ по льготному кредитованию;
  • факты пыток в силовых структурах округа;
  • «проблема балков».

 

Негативные информационные кампании, которые основываются на этих и других информационных поводах, — своеобразные микровызовы для коммуникативного интерфейса региональной власти. Правительство ХМАО сосредоточено прежде всего на усилиях по устранению причин возникающих проблем, а не на борьбе в медиа-пространстве. При этом власти Югры вполне адекватно реагируют на возникающие вызовы в рамках встреч с пострадавшими гражданами (прежде всего «ипотечниками»), а также в социальных сетях (например, Н. Комарова традиционно входит в тройку лидеров в еженедельном рейтинге активности глав субъектов в Instagram, составляемом АПЭК).

Укрепление бренда «нефтяной столицы», которое напрямую связано с поддержанием баланса в системе ключевых экономических игроков, и «проблемное» (а не ситуативное) реагирование на вызовы в сфере коммуникации с гражданами позволяют формировать в целом позитивный образ региона и его главы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: