К пожарам подключили Генпрокуратуру: претензии к регионам


Генпрокуратура обнаружила незаконные рубки на местах лесных пожаров в Иркутской области, а также следы намеренных поджогов. В ведомстве пообещали выяснить причины возникновения пожаров и дать оценку действиям или бездействию органов исполнительной власти и местного самоуправления. Также прокуроры заявили, что региональные чиновники искажали статистику по лесным пожарам. В правительстве Иркутской области между тем пожаловались, что МЧС в июле отказалось предоставить им авиацию для тушения пожаров. По мнению собеседников «РК», в сложившейся ситуации важно найти ответ не только на вопрос «Кто виноват?», но и на вопрос «Что делать?», чтобы тайга перестала гореть каждый год.

Поджоги и незаконные рубки

Официальный представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Александр Куренной заявил, что в Иркутской области обнаружены следы намеренных поджогов леса, которые должны были скрыть незаконные рубки.

«Выявляли мы такие факты и в Иркутской области, когда, судя по всему, пожарами «прикрывали» незаконные рубки, — сказал он. Признаки незаконной рубки лесных насаждений и остатки костров» находили в нескольких районах области, уточнил он». Об этом Куренной рассказал на интернет-канале «Эфир».

«Необходимо более серьезно контролировать места законных рубок, уж тем более не допускать незаконных. Выявляли мы такие факты и в Иркутской области, когда, судя по всему, пожарами «прикрывали» незаконные рубки», — приводят слова Куренного«РИА Новости».

Ранее  главного управления по надзору за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды Роман Федосов сообщил, что региональные власти искажали статистику по лесным пожарам.

Недостоверные сведения касались возгораний, расстояний до населенных пунктов и данных о времени ликвидации пожаров. По словам Федосова, из-за этого федеральные власти и профильные ведомства не успевали адекватно реагировать на ситуацию.

По его мнению, еще одной проблемой стала волокита. Выступая на совещании в Госдуме, Федосов отметил, что из-за нее власти Приангарья не увеличили вовремя группировку для тушения пожаров.

Всего за первые шесть месяцев 2019 года Генпрокуратура выявила в России более 27 тыс. нарушений в сфере пользования лесами. Как сообщил официальный представитель ведомства Александр Куренной, было возбуждено 685 уголовных дел, ущерб оценивается более чем в 1 млрд руб. По мнению Куренного, многие регионы используют устаревшие средства борьбы с огнем.

«В большинстве регионов страны состояние тех сил и средств, которые предназначены для тушения пожаров в лесах, нормативным требованиям просто не соответствуют. Многие средства тушения пожаров устарели, выработали свой ресурс»,— отметил Куренной.

Власти Иркусткой области в свою очередь заявили о том, что в июле они просили МЧС оказать помощь в тушении полжаров в регионе, но получили отказ. Об этом  «ТАСС» рассказал временно исполняющий обязанности заместителя министра лесного комплекса Иркутской области Эдуард Филиппов.

«Мы просили помощи. Не получилось у МЧС [помочь с тушением лесных пожаров], потому что у нас было наводнение в Тулуне, — такой ответ был. Но еще 26 июля мы писали в МЧС, чтобы отправили нам аэромобильную группировку, предусмотренную планом тушения», — сказал Филиппов, отвечая на вопрос о том, почему власти региона не попросили МЧС задействовать в тушении пожаров авиацию еще в июле.

Чиновник не уточнил, когда был получен ответ. С 1 августа к тушению пожаров в Иркутской области приступила авиация МЧС и Минобороны России.

Выводы не только для регионов

Telegram-каналы между тем напоминают, что бывший  министр лесного хозяйства Иркутской области Сергей Шеверда находится под арестом. Об этом также писали «РК». 2 августа стало известно, что чиновнику предъявлены обвинения в окончательной редакции – его обвиняют в превышении должностных полномочий, в пособничестве незаконной рубке лесных насаждений, а также в пособничестве нарушению режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. По версии следствия, в результате незаконной рубки на площади около 120 га лесному фонду Российской Федерации был причинен ущерб на общую сумму около 748 млн. рублей.

Канал «ЕДРОный Иркутск» считает, что ужесточение обвинений в адрес Сергея Шеверды —  плохой знак для «обеих сторон конфликта».

«Шеверда продолжает молчать, потому что стоит ему открыть рот, будет уже не единичное нарушение, а преступное сообщество. В то же время следствию пока не удаётся получить то, чего они хотят: благодаря лесным деньгам у Шеверды хорошие адвокаты, которые советуют ему молчать. У всех время на исходе. К сентябрю решение должно быть», — заявляют авторы.

По мнению канала «НЕКОЛЧАК», в Иркутской области созданы условия, что «лесная мафия» не испытывала проблем с объёмами сырья и могла гнать лес на экспорт».

«Для этого были придуманы разные механизмы: инвестиционные, санитарные, упрощенные и прочие рубки. Все они легально позволяли обходить закон и рубить лес. Даже если происходил сбой типа Туколони, сверхприбыли перекрывали все издержки. Однако в наиболее сложные периоды, когда вышеуказанные механизмы буксовали, лес рубили просто незаконно. Проблему решали просто — поджигали тайгу. Наглядно это проявилось именно в 2019 году, когда с интервалами в несколько месяцев произошли массовые лесные пожары», — высказывают свою версию блогеры.

По данным канала «Зеленый змий», Генеральная прокуратура готовит масштабное выездное совещание в Красноярске под председательством Юрия Чайки, посвящённое прокурорскому надзору и состоянию законности в сфере лесопользования.

«Судя по всему, организаторы планируют закрепить успех «блиц-крига», который на днях устроил в Красноярске глава Правительства Дмитрий Медведев, заклеймив позором различные уровни госуправления за апатию и вредительство в борьбе с природными пожарами, незаконными рубками и пр. Силовики уже начали формировать сопутствующий информационный фон, заявив сегодня о выявлении фактов намеренного поджога в Иркутской области с целью сокрыть нелегальную заготовку леса», — отмечает канал.

Как ранее рассказывали «РК», в связи с пожарами в Сибири многие каналы начали обсуждать возможность отставок губернатора Иркутской области Сергея Левченко и Краноярского края Александра Усса. Впрочем, как считает канал «Железный дровосек»,  увольнения могут произойти и на федеральном уровне.

«Эта история напоминает инцидент с отставкой Алексея Савинова, который будучи главой Рослесхоза, в самый разгар памятных лесных пожаров 2010 года также уверял Владимира Владимировича, что все под контролем. На что Путин тогда ему ответил: «Алексей Иванович, может у вас и все под контролем. Но проблема в том, что такой контроль никого не устраивает. Такая ситуация неприемлема». Сразу после этого Савинов был отправлен в отставку.  Похоже такая же судьба ждет и нынешнего врио главы Рослесхоза», — полагают авторы.

Как предотвратить?

По мнению собеседников «РК», в истории с пожарами в сибирских лесах важно найти ответ не только на вопрос «Кто виноват?», но и на вопрос «Что делать?». Об этом, в частности, говорит  заместитель генерального директора Института региональных проблем Илья Малякин. Он обращает внимание, что тайга горит год за годом в огромных масштабах, и вполне естественно, что власть пытается установить причину. Однако, продолжает собеседник «РК»,  «часто поиск причин выливается в поиск виноватых, хуже того – в поиск стрелочников».

При этом эксперт признает, что проблема нелегальной вырубки леса тоже стоит достаточно остро, однако вряд ли «черные лесорубы» являются единственными виновниками ежегодных пожаров. Кроме того, Малякин подчеркивает, что проблема нелегальных рубок в Сибири возникла не на пустом месте.

«В Сибири, особенно в сельской местности, достаточно трудно жить, а еще труднее что-то зарабатывать на содержание семьи. За пределами больших городов работы часто просто нет или ее критически мало. А нелегальные лесодобывающие структуры – одни из немногих оставшихся работодателей. Да, внесистемные, но уважение к закону простым работягам сложно привить, не предлагая им ничего взамен. Пока другой работы нет, они будут идти в «черные лесорубы», их будут ловить и сажать, но, освободившись, они снова отправятся нелегально валить лес за неимением лучших вариантов. Можно развернуть очередную «кампанию по борьбе», но едва ли мы когда-то увидим ее победное завершение», — замечает собеседник «РК».

Политолог Алексей Михалев говорит, что для жителей Сибири тот факт, что за пожарами кроется незаконная рубка, является секретом Полишинеля.

«Неверно было бы думать, что возгорания происходят только из-за торфяников, жары и туристов. И мысль о том, что за пожарами кроется незаконная рубка, думаю, была кем-то донесена до главы правительства Дмитрия Медведева. Та версия, которую он озвучил, «покрывает», наверное, как минимум больше половины возгораний», — предполагает Михалев.

При этом он подчеркивает, что за счет рубки леса «не живут, а выживают» сами жители Сибири, потому что у них нет другой работы, и это власти тоже должны учесть.

«Может быть, стоит придумывать какие-то альтернативные заработки, ориентированные более на защиту экологии, нежели на продажу леса, причем на массовую продажу? Потому что в Восточной Сибири это едва ли не основной источник доходов. Если это не рубка леса, то это лесопилки, то есть обработка леса. И по большому счету, если дым доходит до Канады, наверное, уже надо подумать, что сделать для того, чтобы люди нашли себе другие формы занятости. То есть я вижу здесь вопрос не только в силовом решении – в уголовном преследовании, но и в поисках иных форм занятости населения» — замечает политолог.

Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения «Гринпис России»  Михаил Крейндлин не исключает, что в истории с пожарами в Сибири найдут стрелочников, хотя часть ответственности лежит на федеральном центре, который позволил губернаторам самостоятельно принимать решения по тушению лесных пожаров.

Крейдлин добавил, что слышал о том, что леса в регионах поджигают, чтобы скрыть незаконную рубку. Однако он  сомневается в том, что это могло стать основной причиной массовых пожаров. «Основная причина – это, безусловно, человеческий фактор. Я, скорее, согласен с позицией МЧС, то есть к пожарам приводили непреднамеренные, непродуманные действия: где-то разведенный костер, где-то – огневая очистка лесосек», — рассуждает эксперт.

По его мнения, ситуация с лесными пожарами может начать меняться, если будут в полной мере выполнены все поручения правительства, касающиеся изменений так называемых «зон контроля» — территорий, на которых пожары при определенных условиях могут не тушить, увеличения финансирования противопожарных служб, восстановления  нормальной государственной лесной охраны, которая позволяла бы выявлять места возгораний и на ранних стадиях тушить огонь.

По данным на 8 августа, площадь лесных пожаров в России выросла за сутки до 179,2 тысячи гектаров, сообщает пресс-служба федеральной Авиалесоохраны.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: