Тайга в огне: что предпринимают власти
Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал от сибирских губернаторов взять под контроль ситуацию с лесными пожарами. Он также поручил МЧС представить в правительство предложения по поддержке регионов, где ситуация с природными пожарами наиболее сложная. Режим ЧС введен на территории Иркутской области и Красноярского края, в нескольких районах Бурятии и Якутии. Собеседники «РК» считают, что необходим новый подход к системе тушения лесных пожаров, и регионы самостоятельно с этой проблемой не справятся. Подробнее — в нашем обзоре.
Личный контроль
Площадь лесных пожаров в Сибири составляет 2,7 миллиона гектаров. Эту цифру 30 июля озвучил министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин. Он сообщил главе правительства Дмитрию Медведеву, что основной причиной возникновения огня в Сибири стал природный фактор — сухие грозы.
«Сохраняется угроза задымления населенных пунктов. Росгидромет ведет постоянный мониторинг состояния допустимой концентрации в воздухе. На утро превышений не зафиксировано. <…> Пострадавших от лесных пожаров и жертв на сегодняшний день нет, ситуация, тем не менее, тяжелая», — цитируют «РИА Новости» слова главы Минприроды.
Кобылкин добавил, что 95% личного состава и вся имеющаяся техника федеральной авиалесоохраны задействованы в тушении пожаров. Для недопущения распространения огня в Красноярский край переброшено 100 профессиональных десантников, еще столько же готовы направиться дополнительно.
Глава МЧС Евгений Зиничев доложил премьеру, что в тушении лесных пожаров задействованы пять воздушных судов МЧС России.
«Осуществляется передислокация в Красноярский край аэромобильной группировки МЧС из Республики Хакасия и Кемеровской области с необходимой техникой и оборудованием. В готовности к перебазированию находится 10 воздушных судов, в том числе 7 самолётов, 3 вертолёта, а также курсанты Сибирской пожарно-спасательной академии и специалисты Сибирского спасательного центра МЧС России», — отчитался Зиничев, а также добавил, что региональным властям «надо активнее работать в этом направлении».
С последней репликой главы МЧС согласился премьер-министр Дмитрий Медведев, который подчеркнул, что каждый руководитель субъекта должен взять ситуацию с лесными пожарами под личный контроль. «Не говорить общие слова или пальцем наверх показывать, а лично заниматься этим вопросом», — потребовал глава правительства.
Также он поручил МЧС представить в правительство предложения по поддержке регионов, где ситуация с лесными пожарами наиболее сложная. Главе Минпррироды Медведев поручил отправиться в охваченные огнем регионы и на месте оценить, как обстоят дела.
31 июля СМИ сообщили, что самолеты МЧС начали тушить лесные пожары на севере Красноярского края.
При этом ранее губернатор Красноярского края Александр Усс заявлял, что тушить лесные пожары бессмысленно. В интервью телекомпании «Афонтово» он назвал ситуацию в регионе сложной, но не критичной, и заявил, что во всем мире пожары на труднодоступных территориях тушатся естественным путем — дождями. По мнению губернатора, самолет МЧС Бе-200 с десятью тоннами воды проблем не решит, а затраты на его работу будут «огромными».
«Если у нас зимой холодная погода и возникает метель, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее. Вот нечто похожее, думаю, применительно и к лесным пожарам. Дело не только в правительстве, дело в том, что это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно», — цитирует губернатора НТВ.
«Хайп» на пользу или для спекуляций?
Пожары в Сибири в последние дни остаются темой номер один не только в СМИ, но и в социальных сетях. В региональных пабликах распространяются фотографии городов, накрытых смогом.
Ситуацию комментируют и авторы Telegram-каналов. «Бабр. Дальше некуда» замечает, что ситуация с лесными пожарами «вышла на какой-то космический уровень», и теперь региональные чиновники не смогут «сидеть сложа руки и делать вид, что всё идёт по плану».
«Окончательно ясно, что сибирские губернаторы в лице Усса и Левченко порядком облажались, пустив ситуацию с пожарами на самотёк. Пусть теперь Усс, встречая главу федерального Минприроды в своём регионе, расскажет тому, что «тушить пожары бесполезно и даже вредно». Розовые очки федеральных и региональных чиновников заставил снять небывалый общественно-медийный хайп, который подняли селебрити и народные массы. Петиция с требованием потушить сибирские пожары набрала почти 800 тысяч (!!!) подписей. Чёрт возьми, сам Леонардо Ди Каприо включился в борьбу с лесными пожарами в Сибири. Великий Лео доложил, что большие выбросы углекислого газа в атмосферу Земли в результате пожаров влияют на климат всей планеты. Короче, ребята, всё серьёзно», — резюмируют блогеры.
Канал «Красноярскгейт» утверждает, что в сложившейся ситуации у глав регионов появился повод просить дополнительное финансирование на противопожарные меры. В пример авторы приводят Красноярский край, где у чиновников появилась идея создать специализированный центр по тушению пожаров в удаленных территориях.
«Тем временем министр природных ресурсов Кобылкин напоминает про уже выделенные 6 ярдов регионам на закупку леспорожарной техники. <…>Не лишним будет напомнить, что техника, о которой говорит Д. Кобылкин, действительно была закуплена и поставлена в красноярский краевой лесопожарный центр. Правда, хе-хе, источники в Лесопожарном центре и красноярском МинЛесХозе указывают вот на что: часть техники для наземного тушения пожаров (тягачи, бульдозеры) была поставлена и фактически введена в эксплуатацию в июле. Когда красноярский север серьезно горел», — пишут авторы.
Некоторые каналы приводят свои версии возникновения пожаров в Сибири. Так, по мнению «YOBA MEDIA», леса горят не из-за природных катаклизмов, а совсем по другим причинам.
«Большая часть пожаров организованы специально, чтобы скрыть тот беспредел, который устроили неконтролируемые вырубки. Посмотрите спутниковые снимки, там Сибирь представляет из себя монитор с битыми пикселями. Лесхозам выгодно самим поджигать лес. так как по существующему законодательству паловые леса без аукционов идут на санвырубку. А обычно сгорает только крона и кора. Сами стволы целые. Участки продаются по бросовым ценам, пилятся и продаются уже по нормальной цене», — заявляют авторы.
Есть и другая точка зрения на ситуацию с пожарами. Так, канал «Шугаева» считает, что СМИ и соцсети раздувают проблему и предлагают конспирологические теории поджогов, и в итоге природный катаклизм превращается в «инструмент политического давления».
«Да, пожары в Сибири — ежегодный катаклизм. Например, в 2012 году дым от сибирских пожаров достиг США. Местами леса восстановятся, а в некоторых зонах — нет. Но спекуляции на теме экологии ради хайпа — это уже преступление», — негодует автор.
Уповать на дожди?
Собеседники «РК» считают, что лесные пожары – это общероссийская проблема, с которой регионам одним не справится. Нужны новые подходы организации работы по предотвращению подобных ЧС, уверен директор центра стратегического прогнозирования и программ развития КГПУ, профессор кафедры политологии и права Юрий Москвич
По его мнению, сложившая ситуация с пожарами, когда жители встревожены, требует иного политического поведения, а неосторожная фраза Александра Усса о том, что пожары в труднодоступных местах тушить невыгодно, демонстрирует, что «губернатор и его советники живут совершенно в другом пространстве, где-то в 90-х годах».
«Конечно, пожар потушить трудно, но мы живем в XXI веке, и есть разные способы устранить проблему. В такой ситуации люди нуждаются в иных действиях, которые ранее власть не делала. Это новый вызов для всех политических структур», — добавил собеседник «РК»
Политолог Алексей Мазур считает, что возлагать вину за ситуацию с пожарами на местные власти – «чрезмерно»
По его словам для предотвращения подобных масштабных лесных пожаров нужна специальная инфраструктура, которая создается и поддерживается годами, а в сложившейся ситуации власти могут только защищать населенные пункты, к которым подбирается огонь, и уповать на дожди.
Он также подчеркнул, что в прошлые годы сибирский лес также горел, однако тогда дым от пожаров не накрывал крупные города. А в этом году из-за нетипичных погодных условий Иркутск, Красноярск, Омск, Новосибирск, Томск, Кемерово и другие города оказались в дыму. «Раньше тоже тайга горела, но мало кто об этом знал. Полыхало около 1 млн га – в новосибирских масштабах это не выглядело чем-то значительным. Когда дым закрыл солнце, люди начали задавать вопросы», — заключил Мазур.