Объединение регионов: общая экономика без изменения административных границ
Главы Хакасии и Тывы Виктор Зимин и Шолбан Кара-оол после новогодних праздников поддержали предложение врио губернатора Красноярского края Александра Усса о создании на территории трех регионов Енисейской экономической зоны. Параллельно с этим продолжается обсуждение экономического союза Челябинска и Екатеринбурга, а где-то даже ходят слухи о территориальном объединении Башкирии с Татарстаном. О том, что из этого правда, а что нет, и как проходят соответствующие процессы на деле, расскажет «РК».
Енисейская зона
В декабре на итоговой пресс-конференции врио губернатора Красноярского края Александр Усс предложил создать Енисейскую экономическую зону. Он отметил, что эта зона может быть создана на территории Красноярского края, Тывы и Хакасии, которые ранее были единым экономическим районом. Многие предприятия до сих пор имеют интересы в этих регионах.
«Мы договорились в течение трех месяцев создать организационно-правовые предложения, чтобы Енисейская экономическая зона приобрела какие-то очертания и по своему звучанию и статусу была сродни Приморью»,— сказал врио, которого цитирует МИА «Россия Сегодня».
Глава Красноярского края пояснил, что речь не идет об административном объединении, а лишь о налаживании экономического взаимодействия регионов. По его словам, Енисейская экономическая зона способна стать стержнем восточного вектора России.
Главы Хакасии и Тувы Виктор Зимин и Шолбан Кара-оол отреагировали, правда, только после новогодних каникул. Но они не против. Так, Шолбан Кара-оол ожидает, что проект привлечет инвестиции и поможет сибирской экономике зарабатывать на азиатских рынках. По мнению же главы Хакасии Виктора Зимина, создание Енисейской экономической зоны даст толчок для развития внутренней экономики.
«В ближайшей перспективе будут подготовлены серьезные совместные проекты. О возрождении некоторых производств мы уже переговорили вместе с Александром Уссом несколько месяцев назад»,— сказал господин Зимин.
Оба главы регионов сошлись во мнении, что этот проект позволит реализовать строительство железной дороги из Кызыла в Курагино, которое было начато в 2011 году в Туве, но почти сразу остановлено, пишет «Коммерсант».
«Отсутствие железной дороги затрудняет экспорт. С учетом ее строительства это будет сделать проще, а там недалеко Монголия и Китай. Туда также нужен выход железной дороги. Таким образом, мы сократим на 2,5 тысячи километров путь всех грузов, которые идут с Запада и Сибири до Китая и обратно»,— заключил глава Хакасии.
Эксперимент взаимодействия
Политолог, эксперт по региональному развитию Дмитрий Хотько считает, что создание Енисейской экономической зоны «имеет потенциал», но вопрос в том, «каково будет конкретное наполнение этой инициативы». «Будет ли она сведена к реализации совместных проектов в приграничных муниципалитетах и привлечению федеральных средств для развития инфраструктуры, прежде всего дорожной, или же три региона решили замахнуться на создание полноценного нового макрорегиона. Стратегия пространственного развития России такую возможность, в принципе, даёт. Тем более различные форматы межрегионального взаимодействия, кроме ассоциаций, у нас пока развиты слабо. И не понятно пока, какие именно административные и экономические механизмы планируется сформировать для обеспечения развития Енисейской экономической зоны, как быть с синхронизацией мер государственной поддержки бизнеса и налоговых преференций со стороны трех регионов? Как быть с диспропорциями в уровне жизни трех регионов и бюджетной обеспеченности?», — рассуждает Хотько. При этом он подчеркнул, что сегодня есть спрос на создание нового системного решения по экономическому сотрудничеству субъектов Федерации. По словам эксперта, у Красноярского края, Хакасии и Тывы «есть возможность попробовать «с чистого листа» создать новый формат горизонтального взаимодействия между регионами».
Заведующий кафедрой Факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при пезиденте РФ Владимир Климанов позитивно оценил инициативу по созданию Енисейской экономической зоны. Он напомнил, что хозяйственные связи этих регионов были активны еще в советское время, и сейчас некоторые вопросы относятся к числу совместных для трех областей. В качестве примера Климанов привел Саяно-Шушенскую ГЭС, которая формально относится к Хакасии, однако ее «завязанность на Красноярский край тоже очевидна». «Решение вопросов развития энергетических систем тоже возможно в виде каких-то надрегиональных программ. Что касается вопросов транспортной инфраструктуры, та же Тыва связана с Красноярским краем автомобильными дорогами. Мы знаем о сложной судьбе проекта железной дороги Кызыл-Курагино, который должен связать Тыву с Красноярским краем (магистраль планируется продлить до границы с Монголией для того, чтобы связать её с железнодорожной сетью Монголии и Китая).Реализация этого проекта также возможна при реализации предложения о создании Енисейской экономической зоны. То есть направлений экономической интеграции этих трех регионов достаточно много», — отметил Климманов.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что одной из важных проблем, которую предстоит решить для создания Енисейской экономической зоны, будет подготовка необходимой инфраструктуры. Эксперт подчеркнул, что это именно та сфера, за которую отвечают регионы. «Однако я сомневаюсь, что у Хакасии есть средства на эти цели, как и у Тывы. Дело в том, что в последнее время в связи с тяжелой экономической ситуацией, нагрузка на бюджеты усилилась. Прежде всего, все будет завязано на инвестиционные программы. Каким образом найти финансовый источник — это открытый вопрос, особенно в плане инфраструктурного развития, дорожного строительства, доставки электроэнергии до новых объектов. Очевидно, что платить за это будет инвестор и не только. Скорее всего, придется участвовать в каких-то федеральных программах. Вопрос в том, как это сделать с учетом того, что бюджет ограничен?», — заметил Абзалов.
Агломерация на Урале
Тем временем экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин реанимировал тему единой агломерации Екатеринбург-Челябинск, правда, добавив к ней Пермь. В Свердловской и Челябинской областях идею традиционно поддержали.
«Оба губернатора заинтересованы в создании агломерации Екатеринбург — Челябинск»,— отметил свердловский вице-губернатор Александр Высокинский.
«Я четыре года назад говорил, что нужно сделать между Челябинском и Екатеринбургом сухой порт, логистический центр, который можно замкнуть на Китай»,— заявил «Коммерсанту» мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Пермь, по его мнению, тоже «укладывается в логику агломерации, она ориентирована на Урал, хоть и находится в Приволжском федеральном округе».
«Однозначно» поддержал идею Кудрина замгубернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. Объединение Челябинска, Екатеринбурга и Перми в единую агломерацию, по его мнению, станет возможным после строительства высокоскоростной железной дороги Екатеринбург — Челябинск.
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский считает, что создание агломерации Челябинска и Екатеринбурга позитивно для жителей двух городов. Такое заявление глава региона сделал на итоговой пресс-конференции в правительстве Челябинской области.
«Мы бы хотели агломерацию «Урал» видеть с часовой доступностью в два крупных города. Четыре миллиона в зоне часовой доступности. Мировая агломерация. Все уже это признают», — цитирует его «Южноуральская панорама».
Губернатор подчеркнул, что для создания агломерации потребуется реализация проекта ВСМ. Областные власти проявили инициативу и встроили Челябинск в проект скоростной дороги Москва — Пекин.
О том, как над этой темой работали губернаторы регионов, «РК»
уже неоднократно писал.
Кроме того, Кудрин предлагал Томск — Новосибирск — Барнаул. Вице-губернатор Томской области Сергей Ильиных считает, что «агломерация целесообразна между близкорасположенными муниципалитетами». По словам господина Ильиных, «вопрос укрупнения сыграет на руку определенным регионам при поиске инвесторов», но в Томской области «не увидели рационального зерна с позиции жителей». Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников «отдельную структуру в виде агломерации» не видит «даже в перспективе». Он отметил, что «сейчас сложилась очень гармоничная агломерация на территории Новосибирской области, многие муниципальные районы развиваются благодаря близости к транспортно-логистическому центру Сибири и, если нарушить целостность, районы потеряют в развитии».
Политическое единство
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, став зарегистрированным кандидатом в президенты, начал предвыборную кампанию с предложения об укрупнении российских регионов и отказе от принципов национально-территориального деления. В частности Жириновский снова предлагает ликвидировать 85 субъектов федерации и создать вместо них 30 губерний.
«Мы хотим укрупнить регионы. Вместо 85 субъектов мы хотим, чтобы было 30 губерний, каждая с населением примерно пять миллионов человек. Новые границы должны быть проведены только по административно-территориальному принципу, никаких национальных регионов», — передает «Пятый канал» слова Жириновского.
Кроме того, в прошлом году в некоторых СМИ Приволжского федерального округа заговорили о скорой возможности объединения регионов. Идея подобной инициативы взовлновала жителей Башкирии и Татарстана, так как в социальных сетях писали, что первыми могут объединить именно эти две республики. Однако слухи об этом так и не подтвердились, а затем их развеял Владимир Путин, которому задали соответствующий на большой пресс-конференции 14 декабря.
«Мы должны признать, что мы после событий 90-х годов, когда распался Советский Союз, субъекты федерации формировались по старинному принципу и много субъектов оказались экономически несостоятельными. В целом если говорить про экономическую целесообразность, наверное, иногда есть смысл в укрупнении, но я хочу подчеркнуть, чтобы в Татарстане и других национальных республиках меня услышали. Мы ничего не будем навязывать в этой сфере», — сказал Путин, слова которого приводит РБК.
«Я считаю, что это очень вредно и очень опасно для единства России, потому что любой народ большой или маленький, должен сам выбрать такую форму своего сосуществования с другими народами России, которую он считает наиболее для него приемлемой и оптимальной. Поэтому, никаких государственных планов по укрупнению, по слиянию нет и быть не может. Во всяком случае, пока я президент, этого не будет», — подчеркнул Путин.
Ну и аналогичный вопрос – об объединении «тюменской матрешки» — был задан губернатору Ямала Дмитрию Кобылкину во время его собственной «Прямой линии». Глава ЯНАО ответил, что без согласия жителей таких изменений не произойдет, хотя жители региона иногда жалуются на «двоевластие», передает Накануне.RU.
Жительница Губкинского напомнила о словах президента Владимира Путина о том, что объединение регионов возможно лишь для развития их экономик.
«Конструкция нашей «матрешки» уже утряслась, понятно, как она живет и работает. Точно знаю, что в разговорах с президентом не только я, но и Владимир Якушев, Наталья Комарова слышим об этом только одно – без мнения людей, референдума никто никакие действия проводить не будет. Против своего народа никто никогда не пойдет», – ответил Дмитрий Кобылкин.
При этом, губернатор отметил, что иногда он слышит от людей обвинения в «двоевластии».
«Звучат вопросы, почему губернатора Тюменской области выбирают, а меня назначают. Недавно пострадавшие от пожара, увидев меня, спросили: «Где Владимир Якушев, которого мы выбирали?» Но развитию наших регионов завидуют многие субъекты. Мы как «тяни-толкай»: если кому-то становится тяжело, мы начинаем помогать», – рассказал Дмитрий Кобылкин.