Гладков и дело Мошковича: сможет ли губернатор минимизировать последствия от преследования близкого к нему предпринимателя


Гром­кое дело Мош­ко­ви­ча, несо­мнен­но, при­ве­дет к пе­ре­де­лу аг­рар­но­го рын­ка Бел­го­род­чи­ны. В ре­ги­оне, где ба­зи­ру­ет­ся ком­па­ния аре­сто­ван­но­го биз­не­сме­на Ва­ди­ма Мош­ко­ви­ча, «Ру­са­г­ро», ждут ре­ше­ния по даль­ней­шей судь­бе ак­ти­вов. От того, на­сколь­ко бес­про­блем­но прой­дет стра­те­ги­че­ский про­цесс, важ­ный для Крем­ля, и не вы­зо­вет ли он сбо­ев в ра­бо­те пред­при­я­тия, за­ви­сят в том чис­ле и ка­рьер­ные пер­спек­ти­вы гу­бер­на­то­ра Вя­че­сла­ва Глад­ко­ва. Гла­ва ре­ги­о­на, ве­ро­ят­но, пред­по­чтет ди­стан­ци­ро­вать­ся от скан­даль­но­го про­цес­са. Од­на­ко про­бле­мы с «пе­ре­за­груз­кой» пред­при­я­тия и но­вые эпи­зо­ды дела Мош­ко­ви­ча уже ста­но­вят­ся ре­аль­ной угро­зой для бел­го­род­ской вла­сти.

Арест круп­но­го аг­рар­но­го пред­при­ни­ма­те­ля Ва­ди­ма Мош­ко­ви­ча в кон­це про­шлой неде­ли при­влек вни­ма­ние к це­ло­му ряду ре­ги­о­нов, с ко­то­ры­ми была свя­за­на его ком­па­ния. «Ру­са­г­ро» – круп­ней­ший аг­ро­хол­динг стра­ны, про­из­во­ди­тель са­ха­ра, мяса, мо­лоч­ных и дру­гих про­дук­тов. Ком­па­ния вла­де­ет ак­ти­ва­ми в 15 ре­ги­о­нах. В цен­тре вни­ма­ния сей­час Бел­го­род­ская, Там­бов­ская, Ор­лов­ская, Са­ра­тов­ская и Мос­ков­ская об­ла­сти. Гу­бер­на­то­ры этих субъ­ек­тов ока­за­лись во­вле­че­ны в мас­штаб­ную ин­фор­ма­ци­он­ную кам­па­нию, по­лу­чая ре­пу­та­ци­он­ные уда­ры.

Наи­бо­лее ост­рая си­ту­а­ция во­круг Бел­го­род­чи­ны, где «Ру­са­г­ро» за­ре­ги­стри­ро­ва­на с 2024 года (офис «пе­ре­ехал» из Там­бо­ва). Там же во вре­мя аре­ста биз­не­сме­на про­шли обыс­ки си­ло­ви­ков. Сам Мош­ко­вич тес­но свя­зан с бел­го­род­ской ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­кой: был де­пу­та­том об­ласт­ной думы и чле­ном Со­ве­та Фе­де­ра­ции (2006-2014). Хотя ка­рье­ру на вы­бор­ных долж­но­стях Мош­ко­вич сде­лал еще при экс-гу­бер­на­то­ре Ев­ге­нии Са­вчен­ко (ушел в 2020 году), с ны­неш­ним гла­вой ре­ги­о­на Вя­че­сла­вом Глад­ко­вым у него сло­жи­лись даже бо­лее про­дук­тив­ные от­но­ше­ния.

Мош­ко­вич во мно­гих от­но­ше­ни­ях взял ре­ги­он под свой кон­троль. «Ру­са­г­ро» была объ­яв­ле­на стра­те­ги­че­ским ин­ве­сто­ром и од­ним из круп­ней­ших на­ло­го­пла­тель­щи­ков об­ла­сти: за 2024-25 годы ком­па­ния обе­ща­ла на­пра­вить 6 млрд руб­лей в мест­ный бюд­жет. Но глав­ное – ком­па­ния ста­ла при­бли­жен­ной к гу­бер­на­то­ру и в ими­д­же­вом смыс­ле. Глад­ков по­се­щал са­хар­ное про­из­вод­ство «Ру­са­г­ро», ча­сто хва­лил ее в соц­се­тях. Глад­ков все­гда лич­но встре­чал и со­про­вож­дал Мош­ко­ви­ча в Бел­го­ро­де. В фев­ра­ле 2025 года с «Ру­са­г­ро» было под­пи­са­но со­гла­ше­ние о со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ском со­труд­ни­че­стве.

За­мет­ным было по­гло­ще­ние «Ру­са­г­ро» мест­но­го хол­дин­га «Агро-Бе­ло­го­рье», ко­то­рый при­над­ле­жал Вла­ди­ми­ру Зо­то­ву. По офи­ци­аль­ной вер­сии Зо­тов сам был ини­ци­а­то­ром сли­я­ния двух биз­не­сов (об этом со­об­щил Глад­ков). Од­на­ко стран­ную сдел­ку с су­да­ми и ку­лу­ар­ным про­ти­во­сто­я­ни­ем биз­не­сме­нов поз­же на­зва­ли «рей­дер­ским за­хва­том» мест­но­го биз­не­са. Во­круг по­гло­ще­ния весь 2024 год раз­ви­вал­ся пуб­лич­ный скан­дал. Ин­сай­дер счи­та­ет дав­ле­ние на Зо­то­ва од­ной из кос­вен­ных при­чин си­ло­вой ата­ки на Мош­ко­ви­ча. Как по­яс­нил ис­точ­ник, по сути Мош­ко­ви­чу поз­во­ли­ли взять под кон­троль ак­ти­вы лю­дей, близ­ких к Са­вчен­ко.

Глав­ной ин­три­гой по­сле по­те­ри Мош­ко­ви­чем кон­тро­ля над «Ру­са­г­ро» оста­ет­ся бу­ду­щее его биз­не­са. Ком­па­ния долж­на либо сме­нить вла­дель­ца, либо бу­дет на­ци­о­на­ли­зи­ро­ва­на. Для ре­ги­о­наль­но­го про­из­вод­ства это мо­жет стать стрес­сом, ко­то­рый гро­зит при­ве­сти к сбо­ям: в ло­ги­сти­ке, спа­де про­из­вод­ства, вы­пла­тах зар­пла­ты. По­это­му глав­ной за­да­чей Глад­ко­ва долж­на стать ми­ни­ми­за­ция этих нега­тив­ных по­след­ствий. Пред­при­я­тие обо­зна­че­но как стра­те­ги­че­ски важ­ное, по­это­му Кремль бу­дет кон­тро­ли­ро­вать его даль­ней­шую судь­бу. Если Глад­ков до­пу­стит рост со­ци­аль­но­го недо­воль­ства и дру­гие про­сче­ты, это мо­жет стать ро­ко­вой ошиб­кой в его ка­рье­ре. Пока же от скан­даль­ной ис­то­рии гу­бер­на­тор ди­стан­ци­ру­ет­ся, оче­вид­но, опа­са­ясь ре­пу­та­ци­он­ных по­терь.

Хотя яв­ной си­ло­вой ата­ки на Глад­ко­ва ин­сай­де­ры не ожи­да­ют, его ко­ман­да до­воль­но уяз­ви­ма. А его пе­ре­ме­ще­ние на фе­де­раль­ный уро­вень, на ко­то­рое он се­рьез­но пре­тен­ду­ет, скан­дал с «Ру­са­г­ро» мо­жет се­рьез­но за­тор­мо­зить.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: