Региональные кампании-2024: уровень конкуренции, протестный потенциал и территориальная специфика
Новая электоральная политика Кремля. «Вызов моделирования» и другие вызовы
Заявленная Кремлем новая электоральная политика, ориентирующая региональные администрации на отказ от «сверхбольших результатов» для идущих на выборы губернаторов и врио, а также списков «Единой России», предполагает целый ряд вызовов как для политиков лояльного пула, так и для оппозиции.
Оптимальным результатом для выходящих на выборы губернаторов и врио после известного «сенежского» послания федеральной власти должно стать достижение в сентябре 2024 года уровня поддержки от 55% до 67-68% голосов. На выборах в заксобрания оптимальным теперь будет считаться результат, при котором абсолютное большинство контролируется «Единой Россией», а квалифицированное — более широкой коалицией, куда могут войти и лояльные депутаты от системных оппозиционных партий. Не исключено, что возможны корректировки при реализации этой стратегии в регионах с особой спецификой, например, в национальных республиках.
Главным становится «вызов моделирования» избирательных кампаний. Ожидаемый результат кандидата от власти на губернаторских выборах 67-68%, а тем более 55% формирует иной, чем прежде, рисунок кампании: более дифференцированный с точки зрения состава ее участников и более конкурентный с точки зрения ее характера. Становится вновь вероятным появление доминирующих оппозиционных игроков с уровнем поддержки 15% и более.
В ходе губернаторских кампаний формируется вызов сохранения баланса политических сил в регионе: более высокий, чем ранее, результат кандидата от лидирующей на оппозиционном фланге партии может привести к росту притязаний этой политической силы на реальное влияние в политическом процессе и накануне других избирательных кампаний в субъекте (в том числе на парламентских выборах 2026 года). При этом — с учетом тактики оппозиционных партий, чаще выдвигающих на губернаторских кампаниях региональных политиков второго-третьего эшелона — даже режим наибольшего благоприятствования для таких кандидатов может и не обеспечить рост их поддержки.
В рамках выборов в заксобрания аналогичный вызов приобретает более масштабный и долгосрочный характер: расширение представительства оппозиционных сил в региональных парламентах может как укреплять переговорные позиции этих партий на перспективу ближайших лет, так и расходиться с интересами части политиков, которые рассчитывали на прохождение в эти органы власти от «Единой России».
В патерналистских и электорально управляемых регионах, а также части субъектов с ограниченным протестным потенциалом (см. классификацию предвыборных территорий в разделе «Кампании-2024: уровни протестного потенциала») внутриполитические блоки региональных администраций чаще могут делать ставку на создание относительно более благоприятных условий для кампаний кандидатов от доминирующих на протестном фланге оппозиционных игроков (чаще в такой роли может выступать КПРФ). В регионах с более высоким протестным потенциалом предвыборная стратегия внутриполитических блоков может быть связана с курсом на дробление оппозиционного фланга за счет поддержки менее влиятельных игроков на этом поле (в том числе непарламентских партий).
На выборах в заксобрания руководителей регионов преобладает лидерство в списках «Единой России». Однако в кампании-2024 стратегия лидерства «Единой России» стала более дифференцированной: наряду с главами субъектов списки возглавляют известные региональные политики. В 7 субъектах, где выборы проходят по смешанной системе, губернаторы стали лидерами списков, в 5 они не пошли на такой шаг. Отказ части глав регионов от лидерства в списках партии на таких выборах можно связать преимущественно с местной спецификой. Например, в обладающем значительным протестным потенциалом Хабаровском крае для идущего на выборы врио губернатора Дмитрия Демешина важно выстроить максимально широкую электоральную коалицию (здесь список партии возглавил секретарь ее регионального отделения депутат Госдумы Максим Иванов). А в Татарстане и на выборах в Госсовет республики его спикер Фарид Мухаметшин (а не глава республики Рустам Минниханов) возглавлял список «Единой России» (2019). В Москве, где выборы в городской парламент проходят целиком по мажоритарной системе, кампания кандидатов от «Единой России» проводится с опорой на достижения и позитивный образ Сергея Собянина (сами кандидаты в Мосгордуму от партии позиционируют себя как «команда мэра»).
Одним из возможных сценариев может стать сокращение прямого публичного участия глав регионов в избирательных кампаниях партии в 2025-2026 годах – при сохранении устойчивых связей губернаторов и «Единой России».
В контексте внутриэлитной ситуации новая электоральная политика Кремля создает дополнительные шансы для системных ресурсных кандидатов, баллотирующихся от оппозиционных сил по одномандатным округам (чаще всего в подобной роли могут выступать выходцы из бизнес-среды), а также для части менее статусных кандидатов, занимающих в избирательных списках таких партий места, ранее не считавшиеся «однозначно проходными», то есть гарантирующими получение депутатских мандатов с высокой вероятностью. Это могут быть как относительно молодые деятели, так и представители менее влиятельной части партийных элит (например, руководители региональных отделений).
Дополнительным фактором внутриэлитной ротации становится курс Кремля на продвижение в представительные органы власти участников СВО. Учитывая, что «Единая Россия» на выборах различных уровней 2024 года выдвинула 342 ветерана военной спецоперации, именно необходимость вовлечения кадров с таким опытом в работу органов власти может стать одним из аргументов для внутриполитических блоков по сохранению более широкого представительства партии большинства в заксобраниях.
Новая электоральная политика Кремля по итогам ЕДГ-2024 может привести к определенному расширению представительства в заксобраниях системных политиков с бизнес-бэкграундом (в том числе выдвинутых от системных оппозиционных сил), участников СВО, а также занимающихся этой тематикой волонтеров и управленцев социального блока. При этом реализация курса Кремля на вовлечение ветеранов спецоперации в работу органов власти может свидетельствовать о том, что основным институциональным драйвером обновления региональных элит остается «Единая Россия».
Предвыборная тактика партий: федеральные тренды
Существенное влияние на политическую ситуацию в преддверии региональных и муниципальных выборов оказывают тенденции, усилившиеся в ходе президентской кампании: у кандидатов лояльного пула есть значительные шансы опереться на поддержку «нового путинского большинства», а оппозиционный фланг остается фрагментированным и ограниченным в возможностях расширения электоральной базы.
1.Устойчиво высокий уровень поддержки «Единой России». По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), электоральный рейтинг партии колеблется в диапазоне 46-51% с выходом на пиковые значения вскоре после подведения итогов праймериз. Возможен новый рост рейтинга – на завершающем этапе кампании в конце августа — начале сентября, когда медийная активность ее кандидатов будет максимальной. Показателен относительно невысокий уровень тревожности населения. По данным ФОМ на 7 июля, о преобладающем спокойном настроении окружающих заявили 54% респондентов, а о тревожном — только 39%. Примерно за год до этого, 9 июля 2023 года, это соотношение было менее благоприятным: 50% на 43% соответственно.
Это создает для партии большинства и кандидатов в губернаторы из лояльного пула благоприятные стартовые позиции, хотя и не отменяет вызовов, связанных с региональной спецификой.
В 8 из 13 регионов, в которых в 2024 году пройдут выборы в заксобрания, результаты «Единой России» на выборах в Госдуму в 2021 году были заметно выше средних по стране (в Татарстане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Тыве, Республике Крым, Севастополе, Брянской, Волгоградской областях).
Целый ряд факторов существенно сглаживает протестный потенциал регионов, в которых он был более ярко выражен в ходе парламентской кампании-2021, а также выборов в заксобрания тех же субъектов в 2019 году. Например, в Москве, как и в ряде других крупных городов, важным аспектом протестного голосования на думских выборах-2021 была тревожность населения, связанная с ныне не актуальным фактором пандемии, а на выборах в Мосгордуму-2019 — с уличной протестной активностью, инициированной несистемной оппозицией, что также маловероятно в нынешних условиях. При этом в Хабаровском крае, например, за прошедшие годы произошло заметное ослабление оппозиционных элит.
Высокий уровень поддержки «Единой России», а также опыт работы поддерживаемых ею кандидатов на федеральном уровне создают благоприятные стартовые позиции и для политиков, выдвинутых партией на довыборах в Госдуму по Южному одномандатному округу № 152 (здесь будет баллотироваться бывший вице-премьер Виктория Абрамченко) и по Унечскому округу № 78 (здесь от партии выдвигается экс-министр спорта Олег Матыцин). В Хакасском одномандатном округе № 35 по итогам переговоров между «Единой Россией» и КПРФ единым кандидатом от этих сил, баллотирующимся в качестве самовыдвиженца, стал экс-глава Минэнерго Николай Шульгинов.
Федеральное руководство «Единой России» в кампании-2024, вероятно, уделит дополнительное внимание проблемам сельских территорий — с учетом того, что регионы, где уровень протестного потенциала выше среднего (прежде всего Республики Алтай и Марий Эл) характеризуются более высокой долей сельского населения.
Предсказуем акцент в работе партии с предвыборными регионами на проблемах ЖКХ и строительства социальной инфраструктуры — с учетом как позитивного опыта врио секретаря Генсовета партии Владимира Якушева по реагированию на вызовы в этой сфере в период его работы на региональном и федеральном уровне, так и дальнейшего развития трендов 2021-2024 годов на усиление внимания Кремля к локальной повестке (что, естественно, отражается и на тактике партии большинства).
2.Хотя федеральные рейтинги КПРФ и ЛДПР остаются сопоставимыми (например, по данным ВЦИОМ на 7 июля — 9,3% и 9,1% соответственно), большинство субъектов, в которых в сентябре пройдут выборы в заксобрания, относятся к традиционным зонам более выраженной поддержки коммунистов. Так, в ходе думских выборов-2021 КПРФ вышла на второе место в 11 из 13 регионов, где пройдут выборы в заксобрания, а в двух (Марий Эл и Хабаровском крае) заняла первое. Компартия тогда получила высокие результаты в регионах, ранее характеризовавшихся высоким уровнем поддержки ЛДПР — даже в Хабаровском крае КПРФ заметно опередила ее (26,51% против 16,18% соответственно).
Федеральное руководство КПРФ будет придерживаться в этих условиях скорее инерционной тактики, возможно, проявив дополнительное внимание к территориям с более дробным протестным электоратом, где для его привлечения понадобятся дополнительные усилия (Хабаровский край), либо к регионам с традиционно высокой поддержкой коммунистов (Алтай и Марий Эл).
У руководства ЛДПР после критики в его адрес в связи с проблемными аспектами президентской кампании Леонида Слуцкого появляются дополнительные стимулы активизировать работу с регионами, где результаты партии в 2021 году были сопоставимы с уровнем поддержки КПРФ либо ранее являлись зонами высокой поддержки либерал-демократов (Хабаровский край, Республика Крым, Волгоградская область).
3. В пользу «Новых людей» может сработать кризис в конкурирующей с ними за либеральный электорат партии «Яблоко». Тем не менее среди регионов, где в 2024 году пройдут выборы в заксобрания, только в двух (Москве и Хабаровском крае) результат НЛ в ходе думских выборов 2021 года заметно превысил федеральные показатели (7,09% и 7,72% соответственно). Более вероятно, что «Новые люди» сосредоточат приоритетное внимание на этих двух регионах, а также на ряде муниципальных кампаний (например, на выборах в муниципальные советы в Санкт-Петербурге, в горсобрание Элисты, в горсовет Улан-Удэ и ряд других).
4.Для «Справедливой России — За правду» источником рисков стал отказ от выдвижения своего кандидата в ходе президентской кампании. Однако в ходе думской кампании 2021 года только в одном регионе, где в 2024 году пройдут выборы в заксобрания, партия получила результат выше среднего по стране (Республика Алтай). Также можно выделить некоторые города, в которых в текущем году пройдут муниципальные кампании, где поддержка СРЗП 3 года назад была выше федеральной (например, Санкт-Петербург, Владикавказ, Челябинск).
В этих условиях можно ожидать точечного внимания федерального руководства СРЗП к кампаниям наиболее значимых кандидатов и, вероятно, к более перспективным для партии территориям на муниципальных выборах. При сохранении общего консервативного тренда в рамках позиционирования партии вероятны и попытки с ее стороны искать новые подходы к работе с городским протестным электоратом.
Прогноз АПЭК: в 2024 году можно ожидать нишевой кампании оппозиционных партий с ограниченными возможностями по расширению их электоральной базы. Достаточно велика вероятность того, что итоги кампании могут усилить внутренний кризис у «старых» партий оппозиционного фланга — в большей степени у ЛДПР, СРЗП, «Яблока», в несколько меньшей— у КПРФ, приводя к активизации внутренних конфликтов в этих организациях накануне парламентской кампании-2026. Сохраняются высокие шансы для доминирования «Единой России» и кандидатов лояльного пула, но им необходимо активизировать работу с протестной повесткой в наиболее сложных для партии регионах (республиках Алтай и Марий Эл, Хабаровском крае).
Губернаторские кампании: специфика старта
Новая электоральная политика Кремля расширяет потенциальные возможности для проведения резонансных губернаторских кампаний системными оппозиционными кандидатами. В то же время далеко не все подобные потенциальные возможности могут быть реализованы с учетом кризисных явлений в оппозиционных партиях.
При этом преимуществом идущих на выборы губернаторов и врио глав регионов остается возможность опереться на широкую общественную коалицию, дополнительно укрепившуюся по итогам президентской кампании Владимира Путина. Кроме того, шансы на успешное проведение кампаний получают кандидаты лояльного пула, в 2019-2024 годах подтвердившие способность добиваться сочетать проактивную социальную политику, результативный курс на новую индустриализацию и способность к эффективному антикризисному реагированию (в рамках как преодоления последствий стихийных бедствий, так и работы с задачами в сфере безопасности).
Влиятельные оппозиционные игроки нередко выбирают отказ от участия в кампании по выборам главы региона с целью более результативного взаимодействия с региональными властями. Например, в Челябинской области депутат Госдумы от СРЗП Валерий Гартунг заявил о поддержке имеющего прочные позиции в регионе губернатора Алексея Текслера. А в Оренбургской области, где позиции действующего губернатора Дениса Паслера остаются более уязвимыми, не выдвигает своего кандидата ЛДПР, учитывая, что представителем исполнительной власти региона в Совета Федерации является деятель этой партии Елена Афанасьева.
Акцент федеральных властей на повышение уровня конкуренции в ходе губернаторских кампаний в таких условиях может создавать дополнительные возможности для представителей малых и непарламентских партий или оппозиционных кандидатов-«варягов». Региональным внутриполитическим блокам будет объективно выгодна конфигурация кампании, предполагающая больший уровень дробности протестного электората и сдерживание влияния укоренных в регионе представителей оппозиционных элит — благодаря участию в кампании активных представителей малых партий и кандидатов, ранее не связанных с местной протестной средой.
Примером сопряжения этих трендов является ситуация на старте губернаторской кампании в Хабаровском крае, где кандидатом от «Новых людей» стала депутат Госдумы Роза Чемерис, политическая карьера которой ранее была связана с Приморским краем. Среди политиков, подавших документы на участие в кампании, также вошли целый ряд представителей малых партий — например, Евгений Шестюк от партии «Родина», Константин Могильный от «Гражданской платформы», Александр Терехов от Российской партии пенсионеров за социальную справедливость, Сергей Прокопьев от «Коммунистов России», Андрей Смалис от Казачьей партии России. Среди участников кампании есть и активный представитель местных оппозиционных элит — выдвинутый СРЗП Михаил Сидоров, вышедший на второе место в ходе выборов мэра Хабаровска в сентябре 2023 года с результатом 33,2% голосов.
Кратко о ситуации в каждом из регионов, где в 2024 году состоятся губернаторские кампании, — в таблице 1.
В целом с учетом новых акцентов федерального центра в предвыборных субъектах усиливаются переговорные позиции ведущих оппозиционных игроков регионального уровня в диалоге с командами губернаторов, а также появляются дополнительные возможности у представителей малых партий, что может повысить шансы на выдвижение наиболее перспективных из них в Госдуму в ходе парламентских выборов 2026 года.
Выборы в заксобрания: 4 группы регионов
АПЭК выделяет четыре группы регионов в зависимости от предполагаемой динамики изменения баланса сил в субъектах по сравнению с кампаниями 2019 года. О ситуации в каждом из регионов, где состоятся выборы в заксобрания, — в таблице 2.
1.Стабильно высокий уровень поддержки «Единой России» характерен для патерналистских и электорально управляемых регионов (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Республика Крым, Татарстан, Тыва, Волгоградская область), а также для ряда территорий с ограниченным протестным потенциалом (Брянская, Тульская области).
Здесь основным вызовом для «Единой России» становятся не электоральные риски, а необходимость максимально оперативного реагирования на проблемные информационные поводы, что формулирует запрос на усиление внимания партии к развитию каналов обратной связей с населением (в том числе действующих параллельно с решающими подобные задачами структурами региональных властей).
В некоторых регионах из этой группы возможно определенное перераспределение влияния на протестном фланге (например, нельзя исключать определенного размывания поддержки ЛДПР на выборах в Госсовет Крыма по сравнению с показателями 2019 года и расширения круга системных оппозиционных партий, представленных в Верховном хурале Тувы).
2.Существенное сокращение протестного потенциала региона может найти отражение в ходе выборов в Мосгордуму, а также в заксобрание Севастополя. Здесь могут заметно укрепиться позиции «Единой России» по сравнению с аналогичными кампаниями 2019 года, а также с высокой вероятностью произойдет кадровое обновление региональных парламентов (ярким примером ожидаемо будет Москва).
Кроме того, может произойти перераспределение конфигурации влияния на протестном фланге. Например, вполне вероятно, что на выборах в Мосгордуму в либеральном сегменте произойдет некоторое усиление позиций «Новых людей» на фоне дальнейшего ослабления «Яблока».
3.Позитивная для «Единой России» динамика при сохранении заметного протестного потенциала региона может быть характерна для Хабаровского края и Республики Алтай.
В этой группе регионов значимым фактором изменения баланса сил может стать назначение новых врио губернаторов (Дмитрия Демешина и Андрея Турчака соответственно). Успех кампаний «Единой России» в этих регионах во многом будет зависеть от того, насколько врио губернаторов удастся перехватить протестную повестку, особенно на финальном этапе кампании. Пока наблюдаются существенные предпосылки для реализации этого позитивного для партии сценария.
При этом если соотношение сил внутри протестного фланга в Республике Алтай, скорее всего, не претерпит кардинальных изменений (среди оппозиционных сил вероятно сохранение доминирования КПРФ), то в Хабаровском крае эти изменения (особенно по сравнению с выборами в Законодательную думу в 2019 году) будут более ярко выраженными — в том числе в связи с ожидаемым сохранением тренда на ослабление позиций ЛДПР в регионе.
4.Ярко выраженным примером региона, где в преддверии выборов в парламент субъекта сохраняется высокий протестный потенциал (прежде всего с учетом высокой поддержки КПРФ в ходе предыдущих кампаний), является Марий Эл. Достаточно низкая интенсивность публичных конфликтов в регионе с момента назначения врио главы республики Юрия Зайцева в мае 2022 года может стать фактором определенного укрепления позиций «Единой России» по сравнению с парламентской кампанией 2023 года. Тем не менее возможности главы региона по работе с протестной повесткой ограничены. Вероятно, дополнительную поддержку кампании «Единой России» в республике могут оказать федеральные публичные фигуры.
В целом по итогам выборов в заксобрания в 2024 году можно ожидать усиления реального влияния «Единой России», сохранения позиций КПРФ как ключевого игрока оппозиционного фланга (несмотря на вероятное ослабление позиций партии в ряде регионов), определенного укрепления позиций «Новых людей» в либеральном сегменте, а также усиления кризисных явлений в ЛДПР, «Яблоке» и возможно, СРЗП.
Муниципальные кампании: базовые тренды
Общим трендом в ходе муниципальных кампаний 2024 года, скорее всего, также станет укрепление позиций «Единой России» в представительных органах большинства административных центров субъектов. При этом, дополнительные возможности на этом уровне получают представители непарламентских сил и самовыдвиженцы.
Административные центры, где пройдут выборы представительных органов, можно разделить на несколько групп по их протестному потенциалу.
1.К группе с протестным потенциалом выше среднего относятся Йошкар-Ола, Иркутск, Чита, Элиста, Хабаровск. В рамках муниципальных кампаний «Единой России» в таких городах потребуется дополнительное участие губернаторов в работе с локальной протестной повесткой. Нельзя исключать случаев прямой и жесткой критики в адрес администраций этих городов со стороны высокопоставленных фигур парламентской оппозиции.
2.К городам с ограниченным протестным потенциалом в рамках кампаний местного уровня можно отнести Анадырь, Биробиджан, Благовещенск, Брянск, Владикавказ, Вологду, Курган, Мурманск, Нарьян-Мар, Пензу, Тулу, Симферополь, Челябинск, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, а также Санкт-Петербург, где состоятся выборы в муниципальные советы.
В эту группу нами включены города, различающиеся по уровню протестного голосования в ходе предыдущих кампаний. Общей чертой этих административных центров может стать позитивная динамика по укреплению позиций «Единой России» по сравнению с кампаниями 2019 года. При этом результативная работа с протестной повесткой в таких городах, скорее всего, будет предполагать прямое участие губернаторов, а также популярных фигур регионального и федерального уровня.
3.К административным центрам, где на местном уровне стоит ожидать минимального уровня протестного голосования, можно отнести Магас и Салехард.
Муниципальные кампании 2024 года могут стать стимулом для дальнейшего укрепления сети первичных отделений «Единой России», а также для выработки мер по преодолению кадрового кризиса в оппозиционной среде в ходе подготовки к парламентской кампании 2026 года.
Кампании-2024: уровни протестного потенциала
1.Регионы с протестным потенциалом выше среднего — субъекты, где уровень протестного голосования в ходе предыдущих кампаний (прежде всего на думских выборах-2021) был выше показателей федерального уровня.
2.Регионы с ограниченным протестным потенциалом — территории, в которых ранее могли фиксироваться достаточно высокие результаты оппозиционных сил, но в ходе кампаний-2024 такие партии могут получить заметный результат лишь по отдельным районам или одномандатным округам.
3.Патерналистские и электорально управляемые регионы, как правило, характеризуются максимально ограниченным уровнем поддержки оппозиционных партий и кандидатов, а также доминированием «Единой России» и кандидатов лояльного пула в ходе предыдущих кампаний.
Таблица 1. Губернаторские кампании
Регион | Протестный потенциал | Факторы лояльного голосования |
Регионы с протестным потенциалом выше среднего | ||
Республика Алтай | Достаточно высокий протестный потенциал с доминированием КПРФ на оппозиционном фланге. Например, в ходе парламентских выборов 2021 года эта партия получила по региону результат заметно выше среднего по стране — 30,9% (ближайшие соперники по протестному флангу из СРЗП получили тогда 8,85% голосов). В ходе выборов главы республики в 2019 году ключевым соперником врио руководителя региона Олега Хорохордина (получил 58,52% голосов) также стал кандидат от КПРФ — Виктор Ромашкин (31,64% голосов).
|
Смена главы региона и перезагрузка правительства этого субъекта РФ может стать фактором снижения протестных настроений в республике. Кроме того, можно отметить опыт врио главы республики Андрея Турчака по контролю за реализацией программ в сфере газификации и строительства социальной инфраструктуры, что также может оказать влияние на ход кампании. |
Республика Калмыкия | Регион в ходе парламентской кампании 2021 года характеризовался высоким уровнем поддержки оппозиционных сил — так, КПРФ здесь получила 25,97%, а «Новые люди» 12,23% голосов. Также можно отметить фактор внутриэлитных конфликтов, неоднократно приобретавших публичный характер, в том числе, с открытой критикой в адрес главы региона Бату Хасикова.
|
В ходе выборов в Народный Хурад республики в сентябре 2023 года наблюдался высокий уровень консолидации лояльных избирателей вокруг «Единой России» (64,17%) и ослабления позиций тех же КПРФ (получила 13,33% голосов) и «Новых людей» (8,36%) по сравнению с парламентской кампанией.
Вероятно, чисто электоральные риски для Бату Хасикова сейчас снизились, однако экологические проблемы или вызовы, связанные, например, с вопросам водоснабжения могут осложнить ход его предвыборной кампании в течение лета.
|
Забайкальский край | Регион с достаточно высоким протестным потенциалом, при этом, с традиционной конкуренцией на оппозиционном фланге между КПРФ и ЛДПР. В частности, в ходе думской кампании 2021 года за Компартию здесь проголосовало 20% избирателей, а за либерал-демократов — 12,15%, в то время, как на выборах в заксобрание ЛДПР получила поддержку 15,64% избирателей, а КПРФ — только 9,85%. Протестный потенциал региона, связан, в том числе, с рядом застарелых проблем этого субъекта РФ в социально-экономической и инфраструктурной сферой.
|
«Единой России» в ходе выборов в заксобрание в 2023 году удалось заметно укрепить свои позиции в регионе по сравнению с парламентскими выборами-2021 (с 38,66% до 56,94% соответственно). Тем ее менее, стоит учесть, что действующий губернатор Александр Осипов, в данный момент выдвигающийся на второй срок, не был лидером списка «Единой России» на выборах в заксобрание в 2023 году.
Вероятно, на фоне федеральных трендов, связанных с общественной консолидацией вокруг системы власти, вероятность победы А.Осипова в первом туре, предварительно, остается достаточно высокой. Тем не менее, кампания может быть связана не только с имиджевыми, но и с электоральными рисками для действующего губернатора, особенно в случае появления новых вызовов для региональных властей в летний период (например, в связи с природными пожарами).
|
Хабаровский край | Регион с традиционно высоким протестным потенциалом и дробным оппозиционным флангом. Например, в ходе парламентской кампании 2021 года КПРФ здесь вышла на первое место, незначительно опередив «Единую Россию» (26,51% против 24,51% голосов), при этом достаточно высокими были и результаты ЛДПР (16,18%). Совмещение в сентябре 2024 года сразу нескольких избирательных кампаний (выборов губернатора, Законодательной Думы, муниципальных органов власти) при определенных обстоятельствах также могло бы стать фактором мобилизации протестного электората.
|
Уже выборы мэра Хабаровска в 2023 году продемонстрировали возможности консолидации лояльных избирателей региона вокруг кандидата лояльного пула — тогда выдвинутый «Единой России» Сергей Кравчук победил на этих выборах с результатом 45,42% голосов.
Жесткий управленческий стиль врио губернатора Дмитрий Демешина, его внимание муниципальной повестке (например, по вопросам благоустройства) может способствовать привлечению дополнительных голосов колеблющихся избирателей.
Тем не менее, возможное недовольство части старых элит стилем работы врио губернатора может создать для него дополнительные электоральные риски в ходе кампании.
|
Вологодская область | Для политического ландшафта Вологодской области характерны черты, свойственные целому ряду других регионов СЗФО — высокий протестный потенциал на фоне дробности оппозиционного фланга. Так, на выборах в Госдуму года по региону в 2021 году КПРФ получила здесь поддержку 21,69% избирателей, ЛДПР — 12,46%, СРЗП -10,34%, «Новые люди» — 7,55%.
|
Губернаторская кампания Олега Кувшинникова в 2019 году является одним из примеров консолидации лояльного электората вокруг действующего главы региона (его результат составил 60,79%, его ближайший оппонент, кандидат от ЛДПР Ольга Ширикова получила 25,19% голосов).
На фоне достаточно активной кампании врио главы региона Георгия Филимонова и пока инерционного подхода основной части оппозиционных кандидатов электоральные риски для руководства области могут быть снижены. Однако дополнительным вызовом для основного кандидата остается его статус «варяга» и связанное с этим возможное сопротивление части местных элит в ходе кампании.
|
Курганская область | Парламентская кампания 2021 года по Курганской области характеризовалась достаточно высоким уровнем поддержки оппозиционных сил. Так, КПРФ здесь получила 23,45%, ЛДПР 11,78, СРЗП — 10,51% голосов. Дополнительным источником политических рисков для идущего на второй срок губернатора Вадима Шумкова является также проведение выборов на фоне пожароопасного сезона.
|
Вадим Шумков может одержать победу в первом туре, в том числе, в случае инертной кампании ключевых оппозиционных кандидатов, а также с учетом федеральных трендов по консолидации лояльного и заметной части колеблющегося электората вокруг системы власти.
Однако предвыборные риски для него могут серьезно усилится в случае стихийных бедствий или, например, резонансных происшествий в сфере работы соцучреждений региона.
|
Мурманская область | Как и целый ряд регионов СЗФО, Мурманская область сохраняет заметный протестный потенциал. Например, в ходе парламентских выборов 2021 года результат «Единой России» здесь был ниже среднего по стране, составив 35,81%, при достаточно высоком уровне протестного голосования, но дробности оппозиционного фланга: за КПРФ тогда отдали голоса 17,81%, за СРЗП -11,21%, а за ЛДПР -11,06%, за «Новых людей» — 8,56% избирателей.
Также отметим застарелые проблемы региона в связи с состоянием социальной инфраструктуры (в том числе, работы системы здравоохранения), проблем ЖКХ, высоких цен на продукты. |
Губернаторская кампания в регионе, скорее всего, пройдет по инерционному сценарию, поэтому электоральные риски для действующего главы Мурманской области Андрея Чибиса остаются ограниченными. Тем не менее, как и многим руководителям экономически проблемных регионов, баллотирующимся на второй срок, ему стоит учитывать риски определенного увеличения масштабов протестного голосования в случае резонансных чрезвычайных происшествий в регионе (в том числе,например, связанных с функционированием системы здравоохранения). |
Оренбургская область | Кроме протестного потенциала региона, где в ходе парламентских выборов 2021 года было отмечено доминирование одного ключевого игрока на протестном поле (КПРФ здесь получила результат заметно выше среднего по России, выйдя на уровень поддержки 26,16%) также стоит отметить критику в адрес губернатора Дениса Паслера — например, в связи с проблемой ликвидации паводков весной 2024 года, а также резонансным проблемным сюжетом, связанным со стилем общения губернатора с представителями общественности в ходе встречи с ними на фоне этой чрезвычайной ситуации.
|
Как и в целом ряде других протестных регионов, электоральные риски для Д.Паслера могут снизиться с учетом с учетом федеральных трендов по консолидации лояльного и заметной части колеблющегося электората вокруг системы власти, а также ожидаемого инерционного характера кампании ключевых оппозиционных кандидатов.
Тем не менее, с учетом относительного недавнего негативного резонанса вокруг паводков, риски для губернатора региона могут носить не только имиджевый, но и электоральный характер, хотя, предварительно, рано говорить о том, что масштаб протестного голосования сможет помешать переизбранию Д.Паслера на новый срок. Однако вызовы для главы региона могут усилиться в случае новых чрезвычайных ситуаций или резонансных антикоррупционных расследований в регионе в предвыборный период.
|
Сахалинская область | Протестный потенциал региона проявился, например, в ходе парламентских выборов 2021 года, когда результат КПРФ по Сахалинской области заметно превзошел уровень ее поддержки на федеральном уровне — тогда за Компартию проголосовало 28,63% принявших участие в голосовании избирателей региона. Выборы в областную Думу показали больший уровень дробности оппозиционного фланга, но, даже при росте уровня лояльного голосования, достаточно заметный потенциал поддержки оппонентов властей.
Также отметим социально-экономические проблемы области, упоминавшиеся, в том числе, в ходе встречи губернатора Валерия Лимаренко с президентом в апреле 2024 года — например, состояние дорог и социальной инфраструктуры области.
|
В ходе выборов в областную Думу в 2022 году «Единая Россия» укрепила свои позиции по сравнению с парламентской кампанией-2021, получив поддержку 47,2% избирателей (годом ранее ее результат по региону составил 35,73%). Это может еще раз свидетельствовать и о возможностях укрепления предвыборных позиций В.Лимаренко в период избирательной кампании. Скорее всего, электоральные риски для него в ходе губернаторской гонки будут ограничены, хотя нельзя исключать всплесков протестного голосования в случае чрезвычайных происшествий в регионе.
|
Санкт-Петербург | Регион с высоким протестным потенциалом и наличием нескольких сопоставимых по силе игроков на оппозиционно фланге. Так, в ходе парламентских выборов 2021 года КПРФ здесь получила 17,9% голосов, «Новые люди» — 10,79%, СРЗП — 7,54%, «Яблоко» — 6,87%.
В период губернаторской кампании 2024 года дополнительным фактором мобилизации протестного электората могут стать муниципальные выборы в регионе.
|
Губернатор Александр Беглов может укрепить позиции среди лояльного электората, благодаря ряду инфраструктурных (например, по развитию транспортного каркаса города) и социальных инициатив (в том числе, федеральных — как предложение о перерасчете пенсий для работающих пенсионеров).
Скорее всего, на фоне инерционной кампании оппозиционных кандидатов чисто электоральные риски для главы города будут минимальны, но нельзя исключать имиджевых вызовов в случае появления проблемных резонансных сюжетов (в том числе, сезонного характера, например, в связи с состоянием ливневой канализации).
|
Регионы с ограниченным протестным потенциалом | ||
Ставропольский край | На выборах в Госдуму в 2021 году регион продемонстрировал высокий уровень поддержки «Единой России» (61,83% голосов). Тем не менее, губернатор края Владимир Владимиров возглавляет Ставрополье уже около 11 лет (с момента назначения врио главы в сентябре 2013 года), что может предполагать и дополнительные электоральные риски.
Кроме того, можно отметить локальные точки протестной активности — например, по поводу функционирования свалки под Пятигорском.
|
Прямых угроз для переизбрания В.Владимирова на новый срок на старте кампании не наблюдается.
Тем не менее, электоральные риски для него могут усилиться в случае локальных всплесков протестной активности, а также новые антикоррупционных процессов в отношении региональных чиновников. |
Астраханская область | В ходе парламентских выборов 2021 года уровень поддержки «Единой России» по региону был близком к ее федеральным результатам, составив 48,10% голосов. Тем не менее, достаточно заметен был и уровень протестного голосования в Астраханской области, отличаясь, при этом, дробностью оппозиционного фланга — кроме КПРФ (получила тогда 17,84% голосов по региону) важным игроком в этом сегменте региональной политики остается СРЗП (в 2021 году получила 12,2% голосов).
При этом в регионе сохраняются заметные инфраструктурные проблемы, например, связанные с состоянием части жилого фонда — вспомним получившее федеральный резонанс обрушение части жилого дома в Астрахани в ноябре 2023 года. О проблеме износа водопроводных и канализационных сетей «Астрводоканала» говорил сам глава региона Игорь Бабушкин на встрече с президентом (в онлайн-формате) в апреле 2024 года.
|
Действующий губернатор И.Бабушкин ведет достаточно активную работу с муниципальной повесткой на старте кампании, например, посещая с рабочими поездками районы области и акцентируя внимание, в том числе, на вопросах модернизации социальной инфраструктуры.
Также можно отметить ограниченный уровень активности оппозиционных сил в регионе на старте кампании.
Скорее всего, И.Бабушкин не встретит принципиальных проблем при переизбрании на новый срок (в 2019 году он получил поддержку 75,63% избирателей). Однако в случае чрезвычайных происшествий в предвыборный период (например, в сфере ЖКХ) имиджевые риски для него могут усилиться. |
Калининградская область | В ходе парламентской кампании 2021 года достаточно высокий результат в области продемонстрировала КПРФ, объединившая заметную часть протестного электората (партия тогда получила 20,17% голосов по региону). Конечно, эти результаты нельзя проецировать на губернаторские кампании, но о сохранении определенного протестного потенциала региона такие результаты свидетельствуют. | Для губернаторских кампаний в регионе в последние годы была характерна максимально инерционная тактика оппозиции и ограниченный уровень протестного голосования. Например в ходе губернаторских выборов 2022 года занимавший тогда пост губернатора Антон Алиханов получил результат 80,21% голосов. Для его преемника, врио губернатора Алексея Беспрозванных, кампания вряд ли будет связана с существенными рисками, тем более, что с учетом геостратегического характера региона в условиях внешнеполитического давления на Россию вероятность публичных внутриэлитных конфликтов в Калининградской области в предвыборный период дополнительно снижается. Тем не менее, возможны имиджевые риски для главы региона в случае чрезвычайных происшествий в предвыборный период.
|
Курская область | В ходе предыдущих избирательных кампаний для Курской области был характерен более заметный протестный потенциал, чем у ряда других территорий Центрального Черноземья. Так, в ходе парламентских выборов 2021 года результат «Единой России» по региону был ниже среднего по стране (43,48%), достаточно высоким был уровень поддержки КПРФ (19,9%).
Но, в целом, речь идет об ограниченном протестном потенциале, который в условиях губернаторской кампании вряд ли создаст существенные риски для врио губернатора Алексея Смирнова. |
В целом, можно ожидать инерционного сценария губернаторской кампании в регионе. Кроме того, дополнительным фактором снижения интенсивности публичных конфликтов в области становятся вызовы в сфере безопасности, связанные с нахождением региона недалеко от зоны проведения СВО (среди территорий, чаще всего подвергающихся обстрелам со стороны ВСУ можно выделить, прежде всего, Суджанский район).
Скорее всего, можно ожидать, что избирательная кампания для врио губернатора Алексей Смирнова будет связана с ограниченными электоральными и имиджевыми рисками. Тем не менее, важным фактором для оценки губернатора населением области может стать его готовность к оперативному решению вопросов, связанных с вызовами в сфере безопасности (например, по вопросам оказания помощи жителям наиболее уязвимых приграничных населенных пунктов, решения проблем в сфере функционирования энергетической инфраструктуры в таких условиях и т. п.).
|
Липецкая область | В ходе парламентских выборов 2021 года уровень поддержки «Единой России» по региону был зафиксирован примерно на уровне федеральных показателей (48,65%), а поддержка КПРФ, объединившей заметную часть протестного электората области, выше среднего по стране (21,15%).
Также в регионе наблюдается ряд социальных проблем, например, связанных с дефицитом медицинских кадров, что было отмечено на встрече губернатора Игоря Артамонова с президентом в мае 2024 года.
|
Электоральные риски для И.Артамонова носят ограниченный характер, тем не менее, определенная активность протестного электората на этих выборах также может наблюдаться.
Можно вспомнить, как в ходе губернаторской кампании 2019 года И.Артамонов получил поддержку 67,28% избирателей, но и результат его ближайшего оппонента, кандидата от КПРФ Сергея Токарева (вновь выдвинутого на этот пост в 2024 году) был достаточно заметным, выйдя на уровень 20,03% голосов. |
Самарская область | Ключевым игроком на протестном фланге региона в ходе парламентской кампании 2021 года выступила КПРФ, чья поддержка по Самарской области превысила федеральные показатели, составив 23,29% голосов Кроме того, кандидат от партии Михаил Матвеев выиграл кампанию по Промышленному одномандатному округу № 162.
Хотя чисто электоральные риски для врио губернатора Вячеслава Федорищева в ходе ближайшей избирательной кампании остаются ограниченными, ему понадобиться обратить особое внимание на ситуацию, например, в Тольятти (хотя протестный потенциал города снизился в предыдущие годы).
|
В ходе губернаторских кампаний в последние годы уровень протестного голосования носил крайне ограниченный характер.
Например, даже на фоне федеральных протестных трендов 2018 года уровень поддержки предыдущего губернатора Дмитрия Азарова в ходе соответствующей кампании составил 72,63%, а на аналогичных выборах 2023 года — 83,83%.
Скорее всего, существенных электоральных рисков для врио губернатора В. Федорищева в ходе кампании 2024 года наблюдаться не будет.
|
Тульская область | В регионе сохранялся ограниченный уровень протестного голосования в ходе предыдущих избирательных кампаний. Например, в ходе парламентских выборов 2021 года результат «Единой России» здесь был выше среднего по стране (52,88%), а на оппозиционном фланге ключевым игроком оставалась КПРФ (16,85% голосов).
Также в регионе ранее имели место проблемные информационные поводы, связанные с состоянием социальной инфраструктуры (как, например, обрушение штукатурного слоя потолка в одной из школ Тулы в декабре 2023 года).
|
Вряд ли можно говорить о существенных электоральных рисках для врио губернатора Дмитрия Миляева.
В ходе губернаторской кампании 2021 года занимавший тогда губернатора Алексей Дюмин получил поддержку 83,58% избирателей, но тогда не выдвинули своих кандидатов на выборах ЛДПР и СРЗП. В ходе текущей кампании эти партии (наряду с КПРФ и «Яблоком») выдвинули своих кандидатов. Предварительно, результат Д.Миляева на этих выборах может быть ниже, чем у А.Дюмина в 2021 году, хотя и достаточно высоким, чтобы уверенно выиграть выборы с первого тура.
|
Челябинская область | Регион обладает протестным потенциалом — при этом, его характерной особенностью является высокий уровень конкуренции на оппозиционном фланге. Так, в ходе парламентской кампании 2021 года сопоставимые результаты здесь получили КПРФ (19,69% голосов) и СРЗП (17,25%).
|
Губернатор региона Алексей Текслер ведет постоянную работу с муниципальной повесткой, реализует программы в сфере развития общественного транспорта и развития социальной инфраструктуры региона. Это позволяет главе региона выстраивать широкие внутриэлитные коалиции (например, о поддержке его кандидатуры заявил депутат Госдумы от СРЗП Валерий Гартунг) и перехватывать протестную повестку. Можно отметить, что в ходе губернаторской кампании 2019 года А.Текслер получил поддержку 69,3% избирателей региона, в 2024 году он может получить близкий или более высокий результат.
|
Электорально управляемые и патерналистские регионы | ||
Республика Башкортостан | На федеральных выборах регион демонстрирует определенный уровень поддержки оппозиции (например, на думских выборах 2021 года КПРФ здесь получила поддержку 14,74%, а ЛДПР — 8,67% избирателей). Но, как правило, главным риском для региональных властей в сфере протестной активности становятся не результаты избирательных кампаний, а уличные акции — скажем, в экологической сфере.
|
Выборы в Госсобрание-Курултай республики в 2023 году еще раз продемонстрировали достаточно высокий уровень электоральной управляемости региона — скажем, «Единая Россия» получила на этих выборах 68,92% голосов.
Тем не менее, стоит учитывать довольно высокую интенсивность критики в адрес действующего главы республики в соцсетях и информационном пространстве региона. Это вряд ли приведет к усилению электоральных рисках для Радия Хабирова, но может усилить резонанс даже вокруг локальных протестных акций, если таковые будут проходить в предвыборный период.
|
Волгоградская область | Регион остается электорально управляемым при ограниченном уровне поддержки оппозиционных сил. Скажем, на губернаторских выборах 2019 года глава области Андрей Бочаров получил 76,8% голосов (его ближайший оппонент, кандидат от КПРФ Алексей Буров — 11,39%). В ходе парламентской кампании 2021 года «Единая Россия» лидировала по региону с результатом 58,43% (при 14,77% у КПРФ, 11,12% — у ЛДПР).
Однако источником имиджевых рисков для действующего губернатора Андрея Бочарова остаются проблемы, связанные с состоянием инфраструктуры ЖКХ и экологическими проблемами области.
|
Скорее всего, действующий губернатор А.Бочаров не столкнется с электоральными рисками в ходе предвыборной кампании, учитывая максимально управляемый характер политического поля региона.
Однако в предвыборный период может возрасти интенсивность информационных атак в его отношении (в том числе, с акцентом на проблемы в сферы ЖКХ). |
Кемеровская область-Кузбасс | Патерналистский регион с традиционно скромными результатами оппозиционных сил. Так. Сергей Цивилев в 2023 году был избран на второй срок в качестве губернатора региона с результатом 85,24%, кандидат КПРФ Екатерина Грунтовая получила 5,07% голосов, представитель ЛДПР Станислав Карпов 4,55%, а выдвинутый СРЗП Юрий Скворцов — 3,56%.
|
Вызовы для врио главы области Ильи Середюка могут быть связаны не с электоральными, а имиджевыми рисками — например, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и вопросов к руководства региона по поводу эффективности реагирования на такие вызовы. |
- Кампании по выборам в региональные заксобрания
Регион | Протестный потенциал | Факторы лояльного голосования |
Регионы с протестным потенциалом выше среднего | ||
Республика Алтай | Кроме тенденций, отмеченных в таблице 1, можно отметить, что и предыдущие выборы в Госсобрание региона в 2019 году также продемонстрировали концентрацию заметной части протестного электората вокруг КПРФ (эта партия тогда получила поддержку 29,5% избирателей) при выходе на первое место «Единой России» (34,18%).
Хотя уровень голосования за оппозиционные силы в регионе может сократиться, его протестный потенциал не стоит сбрасывать со счетов.
|
Как и при оценке перспектив губернаторской кампании в регионе (см. таблицу 1) стоит отметить, что смена главы региона и перезагрузка правительства этого субъекта РФ может, при благоприятных условиях, стать фактором снижения протестных настроений в республике. Кроме того, опыт врио главы республики Андрея Турчака (также возглавившего список «Единой России» на выборах в Госсобрание) по контролю за реализацией программ в сфере газификации и строительства социальной инфраструктуры может позволить руководству региона частично перехватить протестную повестку, что, при результативной реализации такой стратегии, может стать фактором укрепления позиций «Единой России».
|
Республика Марий Эл | Регион традиционно являлся одним из наиболее протестных в стране в рамках федеральных кампаний. Например, в ходе парламентских выборов 2021 года на первое место здесь вышла КПРФ с результатом 36,3% голосов. Кроме того, представитель Компартии Сергей Казанков выиграл выборы в Госдуму по Марийскому округу № 22.
|
На фоне федеральных трендов, связанных с усилением поддержки системы власти, результаты «Единой России» по региону также могут возрасти при условии активной работы республиканского отделения партия с локальной социальной повесткой в предвыборный период. Вероятно, дополнительное значение в ходе кампании по выборам в Госсобрание региона приобретет и проблематика административного центра республики, Йошкар-Олы, где в сентябре 2024 году также пройдут выборы в горсобрание.
|
Хабаровский край | На выборах в Законодательную Думу Хабаровского в 2019 году безусловным лидером гонки стала ЛДПР с результатом 56,12% (также, эта партия победила в 22 одномандатных округах их 24).
Тем не менее, уже к парламентской кампании 2021 года политическая конфигурация в регионе заметно изменилась (см. раздел о регионе в таблице 1). Вероятно, тот же тренд на усиление дробности на оппозиционном фланге и укрепление позиций «Единой России» продолжится и в ходе региональных выборов 2024 года.
|
Как уже было сказано в связи с губернаторской кампанией, жесткий управленческий стиль врио главы края Дмитрий Демешина, его внимание к муниципальной повестке (например, по вопросам благоустройства) может способствовать привлечению дополнительных голосов колеблющихся избирателей, в том числе, в пользу «Единой России», что не исключает заметного уровня протестного голосования (в том числе, в административном центре этого субъекта РФ). |
Регионы с ограниченным протестным потенциалом | ||
Брянская область | Результаты «Единой России» на выборах в Брянской области, как правило, являются достаточно высокими. Например, в ходе парламентской кампании 2021 года результат партии по региону существенно превысил федеральный, выйдя на уровень 64,32%. На протестном фланге ключевыми игроками оставались КПРФ (13,7% голосов) и ЛДПР (8,6%).
Тем не менее, в регионе наблюдается ряд застарелых социально-экономических проблем (например, связанных с дефицитом медработников).
|
В ходе выборов в Брянскую областную Думу в 2019 году лидером стала «Единая Россия» с результатом 63,71% голосов, на протестном фланге сопоставимые результаты получили ЛДПР (12,89%) и КПРФ (12,27%). Можно предположить, что, с учетом федеральных трендов, результат «Единой России» по региону в 2024 году может быть близок или немного превысить показатели 20219 года, в то время, как на оппозиционном фланге позиции ЛДПР могут ослабеть. |
Тульская область | На выборах в Тульскую областную Думу в 2019 году лидером стала «Единая Россия» с результатом 50,27% голосов, на оппозиционном фланге сопоставимые результаты получили КПРФ (14,49%) и ЛДПР (10,39%), также в региональный парламент прошли представители СРЗП (7,09%), Партии пенсионеров (5,93%) и «Коммунистов России» (5,67%).
В ходе текущей кампании определенным вызовом становится уход из региона на федеральный уровень Алексея Дюмина, чья работа на посту губернатора (в глазах жителей, в том числе) воспринималась как фактор существенных лоббистских возможностей при работе с Кремлем.
|
Предварительно, сохраняется вероятность, что с учетом федеральных трендов по расширению масштабов лояльного голосования, «Единая Россия» может укрепить свои позиции в областной думе.
Тем не менее, важным фактором для этого должно стать оперативное реагирование команды врио губернатора Д.Миляева на локальную проблематику. |
Москва | В ходе выборов в Мосгордуму в 2019 году и парламентской кампании-2021 в Москве, как и в целом ряде крупных городов, фиксировался довольно высокий уровень протестного голосования. В обоих случаях ключевым бенефициаром таких тенденций среди оппозиционных игроков становилась КПРФ (в 2019 году получила 13 мандатов из 45, в 2021 году — 22,67% голосов). Тем не менее, стоит учесть, что выборы 2019 года проходили на фоне масштабной уличной протестной кампании при активном участии внесистемной оппозиции, а в 2021 году — в период пандемии.
|
Стоит отметить, что кандидаты от «Единой России» в ходе текущей кампании могут, в том числе, опереться на существенный уровень поддержки Сергея Собянина (в ходе выборов мэра города в 2023 году он получил поддержку 76,39% избирателей).
Предварительно, можно ожидать укрепления позиций «Единой России» в Мосгордуме — возможно, до 36-40 мандатов. На оппозиционном фланге ключевым игроком, скорее всего, останется КПРФ, но ее представительство в городском парламенте может сократиться (до 2-4 мандатов). Также вероятно прохождение в Мосгордуму отдельных представителей «Новых людей» и СРЗП.
|
Севастополь | На выборах в заксобрание региона в 2019 году наблюдался достаточно высокий уровень протестного голосования, когда в роли ключевых игроков на оппозиционном фланге выступили КПРФ (18,7% голосов) и ЛДПР (18,55%). «Единая Россия» тогда получила поддержку 38,50% избирателей.
Конечно, мотивация избирателей и позиции элит в рамках кампаний регионального и федерального уровня отличаются. Тем не менее, стоит отметить, что на выборах в Госдуму 2021 года был продемонстрирован высокий уровень поддержки «Единой России» по региону (56,45% голосов) при ограниченных результатах оппозиционных сил (наиболее сильными игроками этого фланга остались КПРФ с результатом 12,62% и ЛДПР, получившая 8,57% голосов).
|
Скорее всего, «Единая Россия» сможет существенно укрепить позиции в Севастополе по сравнению с кампанией 2019 года.
Также стоит отметить, что дополнительным фактором, снижающим интенсивность публичных конфликтов в регионе, становится высокий уровень вызовов в сфере безопасности для регион в условиях СВО.
На оппозиционном фланге региональной политики, скорее всего, сохранится высокий уровень дробности при сопоставимых между собой результатах КПРФ и ЛДПР. |
Патерналистские и электорально управляемые регионы | ||
Кабардино-Балкарская республика | В регионе традиционно демонстрируются высокие результаты «Единой России». Например, на выборах в Госдуму в 2021 году эта партия получила здесь поддержку 79,2% голосов, а ключевым игроком оппозиционного фланга выступила КПРФ (16,69% голосов).
|
Вероятно сохранение устойчивого доминирования «Единой России» в ходе выборов в парламент республики при сохранении позиций КПРФ как основного системного оппозиционного игрока. |
Карачаево-Черкесская республика | Регион с традиционным доминированием «Единой России» — так, на парламентских выборах 2021 года партия получила в республике поддержку на уровне 80,06% голосов, на второе место вышла КПРФ (13,02%). В ходе выборов в Народное собрание республики 2019 года при высоком результате «Единой России» (65,04%) была продемонстрирована большая дробность протестного фланга — КПРФ получила поддержку 12,17% пришедших на участки избирателей, СРЗП — 6,19%, «Патриоты России» — 5,93%, «Гражданская платформа» — 5,13%, ЛДПР — 5,04%.
|
Можно ожидать сохранения доминирования «Единой России» по итогам выборов в Народное собрание республики. Предварительно, вероятно сохранение позиций КПРФ как наиболее влиятельного среди системных оппозиционных игроков республики. |
Республика Крым | На выборах в Госсовет Республики Крым в 2019 году было зафиксировано уверенное лидерство «Единой России» с результатом 54,7% голосов, на второе место вышла ЛДПР (16,84%), также в парламент региона прошла КПРФ (8,22%).
|
По итогам выборов 2024 года вероятно сохранение доминирования «Единой России» в региональной политике. На протестном фланге, возможно, усилится дробность, по аналогии с парламентскими выборами 2021 года, когда при высоких результатах «Единой России» по региону (63,33%), КПРФ получила в республике 9,15%, а ЛДПР — 7,75%, при 5,93% голосов у СРЗП.
|
Республика Татарстан | Пример ярко выраженного патерналистского региона с доминированием «Единой России» в ходе выборов в представительные органы власти. Так, на выборах в Госсовет республики в 2019 году партия парламентского большинства получила 72,43% голосов, а ключевым игроком системного оппозиционного фланга выступила КПРФ (10,74%).
|
По итогам выборов 2024 года, «Единая Россия» должна сохранить доминирование в Госсовете региона, вероятно, также в парламент республики, вероятно, пройдет КПРФ.
Вызовом для властей республики в предвыборный период может стать не протестное голосование, а отдельные проблемные сюжеты локального уровня.
|
Республика Тыва | В современных условиях Тыва остается ярко выраженным патерналистским регионом. Так, на выборах в Верховный хурал республики в 2019 году «Единая Россия» получила поддержку на уровне 80,13% голосов, на второе место вышла ЛДПР (7,75%),
|
В 2024 году вероятно сохранение доминирования «Единой России» на выборах в Верховный хурал, возможно, с расширением круга системных оппозиционных партий, представленных в региональном парламенте.
|
Волгоградская область | В ходе выборов в Волгоградскую областную Думу в 2019 году было зафиксировано лидерство «Единой России» (48,15%) при дробности протестного фланга, где ключевым игроками выступили КПРФ (19,5%) и ЛДПР (14,85%).
По итогам парламентской кампании 2021 года по региону «Единая Россия» выступила в качестве доминирующего игрока, получив 58,43% голосов по региону, при сохранении дробности протестного электората (в частности, КПРФ получила 14,77%, а ЛДПР — 11,12% голосов).
|
Вероятным сценарием является укрепление позиций «Единой России» в областной Думе по сравнению с кампанией 2019 года при сохранении дробности протестного фланга (скорее всего, самым сильным оппозиционном игроком региона останется ЛДПР).
При этом риски локальных всплесков протестных настроений могут быть связаны, в том числе, с проблемами в сфере ЖКХ региона. |