«Амировские», Меликов, Керимов: игроки и бенефициары передела крупных коммунальных предприятий и порта в Дагестане
В Дагестане разворачивается новая борьба за наиболее значимые активы. Поводом для конфликта элит стала недавняя национализация городских коммунальных предприятий. Передел «амировского наследства» ожидаемо вызвал интерес важнейших игроков и привел к противостоянию между ними, сообщил инсайдер. Неспокойно может пройти и смена собственника «Махачкалинского морского торгового порта», приватизация которого заморожена с прошлого года. Судьба актива, по данным инсайдера, может быть отложена из-за жесткого торга власти и бизнес-групп.
В декабре появилась информация о том, что из частных рук в региональную собственность вернулись сразу несколько крупных коммунальных предприятий: «Махачкалаводоканал», «Махачкалатеплоэнерго», «Дагестанэнерго». Обычно конфликтный процесс национализации прошел медийно тихо. Но инсайдеры рассказали позднее, что новый передел вызвал серьезное элитное противостояние.
Изначально было понятно, что в госсобственность возвращают активы, которые контролировал через близких к нему деятелей и структуры одиозный экс-мэр Махачкалы Саид Амиров (в 2015 году приговорен к пожизненному заключению за терроризм). Передел его масштабной собственности (бизнес, земля) идет все последние годы.
Теперь изъятие незаконно нажитого имущества контролировал заместитель генерального прокурора Игорь Ткачев. Любопытно, что суд проходил не в Дагестане, где еще сохраняется и действует группа Амирова, а в Саратове.
Казалось бы, решение суда должно было поставить точку в проблеме имущества группы Амирова. Однако возник неожиданный фактор: предприятия, находившиеся ранее в городской собственности, вдруг оказались в собственности республики.
Это стало сюрпризом для городских элит, которые были заинтересованы в переделе не менее властей и рассчитывали на новые активы. Тот факт, что серьезные активы внезапно ушли на республиканский уровень, вызвал серьезное противостояние заинтересованных групп.
Как говорит инсайдер, объектом интереса являются не только коммунальные компании, но и их земли. Бизнес-группы рассчитывали на масштабную территорию, которая, по некоторым данным, была (вероятно, незаконно) переоформлена под строительство. Среди претендентов – в первую очередь сохранившиеся в городе «амировские». По данным инсайдера, соратники экс-мэра нашли свое место в новой конфигурации. В противоборство с ними вступила группа Сулеймана Керимова. Целый ряд его людей занимают руководящие должности в дагестанском управлении Росреестра, сообщил инсайдер.
Однако региональные власти перед давлением устояли, осознавая, что возврат активов Махачкале означал бы новую потерю ими активов. Предприятия в этом случае вновь оказались бы под контролем группы Амирова. В итоге была создана новая структура – Единый оператор, которому и передали возвращенные активы. При этом планы и стратегия работы новой структуры пока неясны. С 1 января все три предприятия официально прекратили работу и ждут перехода на концессию. Власти обещают им глобальную модернизацию и инвестиции.
На фоне «коммунального торга» в республике идет еще один масштабный передел. С прошлого года власти пытаются приватизировать стратегический «Махачкалинский морской торговый порт» (один из важных пунктов транспортного коридора «Север-Юг»). Однако процесс внезапно был заморожен. Торг Меликова со всеми заинтересованными лицами затягивается. Среди этих лиц – Керимов, который ранее боролся за актив с братьями Магомедовыми (владельцы группы «Сумма», оба в колонии).
Эксперты считают любопытной стратегию Меликова, который многократно менял свою позицию по судьбе порта: от национализации (в 2022 году) до приватизации, что указывает на его намерение скорее торговаться с бизнес-группами. Однако перевод объекта в госсобственность эксперты также считают вполне вероятным. Судьба актива будет определяться политическим решением Москвы, которой, видимо, придется вновь выступить модератором процессов, связанных с переходом прав собственности на крупные объекты.