Бюджетная политика Ленинградской области: сбалансированное развитие с инвестиционным акцентом
Законодательное собрание Ленинградской области утвердило бюджет региона на 2024-2026 годы. Согласно докладу первого заместителя председателя областного правительства и главы комитета финансов Романа Маркова, в 2024 году доходы региона составят 220,7 млрд рублей, расходы – 223,6 млрд рублей. Дефицит сокращается на 24,7 млрд рублей и составит всего 2,9 млрд рублей (это 1,5% от уровня собственных доходов). По оценке регионального правительства, такой уровень дефицита безопасен для региональной экономики.
Доверие к оценкам регионального правительства укрепляется на фоне «открытой игры» губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, которая заключается в публичной превентивной оценке реально существующих угроз. Так, в марте глава региона прямо предупреждал об угрозах, которые могли стать рисками для исполнения текущих обязательств. При этом в марте 2023 года дефицит бюджета Ленинградской области составил 6,6 млрд рублей. Однако негативный сценарий не реализовался. Уже летом 2023 года в рамках ПМЭФ-2023 Дрозденко заявил, что Ленинградской области удалось решить 80% проблем, связанных с уходом иностранных компаний.
Один из важных аспектов нового бюджета, о котором региональная власть открыто говорит, – предусмотренное ежегодное сокращение доходов от налога на прибыль. Так, в 2024 году снижение поступлений от налога на прибыль по сравнению с 2023 годом ожидается на уровне 3,2%. При этом выпадающие доходы в регионе рассчитывают компенсировать ростом налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на имущество организаций. Как ожидается, поступления от НДФЛ в 2024 году вырастут на 10,8% и составят 47,7 млрд рублей, налог на имущество организаций в 2024 году вырастет на 10,1% и достигнет 32,8 млрд рублей. Рост средних зарплат в Ленинградской области в 2024 году должен составить по прогнозу 9%.
В контексте стремления компенсировать сокращение доходов от налога на прибыль возникает вопрос о сохранении существующих налоговых преференций для инвесторов. Однако, учитывая курс Дрозденко на рост инвестиционной привлекательности региона, их отмена маловероятна.
За последние годы правительство Ленинградской области значительно улучшилось региональный инвестиционный климат. Рост инвестиционной привлекательности – один из главных стратегических механизмов развития области. Сегодня регион занимает 13-е место в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов РФ (АСИ), 5-е место среди регионов с минимальным инвестиционным риском (Эксперт РА), 7-е место в рейтинге регионов по качеству жизни – и входит в топ-10 рейтинга социально-экономического положения регионов. Отмена налоговых льгот и преференций может не только негативно повлиять на имидж субъекта и лишить регион эффективного инструмента привлечения инвесторов. В регионе продолжает работать ОЭЗ «Усть-Луга»: здесь установлена пониженная ставка на налог на прибыль в течение 49 лет. Компании будут платить первые пять лет с момента получения прибыли налоги в бюджет только в размере 5%, с 6-го по 10-й год – 11%, и только с 11-го года – 13,5%. Налоговые льготы получают и резиденты ТОСЭР «Пикалево».