Большие риски для Котюкова: сохранение Пономаренко и старой управленческой команды усиливает недовольство элит
Позиции губернатора Красноярского края Михаила Котюкова ослабевают из-за усилившихся в последнее время элитных и медиаатак. Инсайдеры связывают их с критикой кадровой политики главы региона: несмотря на то, что избирательная кампания врио губернатора проводилась под лозунгами обновления, большая часть «новой» команды Котюкова состоит из деятелей, работавших и при предыдущем главе региона Александре Уссе. Среди предполагаемых бенефициаров этой критической волны – очевидные противники «серого кардинала» региона Сергея Пономаренко, также оставшегося в занимаемой должности.
Главная проблема позиционирования Котюкова – сохранение кадрового состава команды предыдущего губернатора Усса. При этом в ходе избирательной кампании и после избрания глава Красноярского края заявлял, что обновит «значительную часть» правительства региона. Однако большинство чиновников остались на занимаемых должностях. Среди них и первый заместитель губернатора, руководитель администрации Сергей Пономаренко, который считается наиболее влиятельным политическим актором в регионе на протяжении долгого времени. Он занимал свой пост при трех предыдущих губернаторах.
Ранее инсайдеры утверждали, что Котюков имеет достаточно ресурсов, в том числе кадровых, и намерен сменить руководителя внутренней политики в регионе. В этом были заинтересованы и местные элиты из крупного бизнеса. Пытаясь уменьшить круг влиятельных игроков в регионе, Котюков вступил в конфликт со «строительной группой», что привело к коррупционным расследованиям и уголовным делам. Однако сохранение Пономаренко в должности предоставляет ему широкую автономию в сфере выстраивания и коррекции мэжэлитных конфигураций в регионе. По сообщениям инсайдеров, интересы «строительного блока» в этой системе отношений руководитель администрации губернатора учитывать не планирует. Возможно, это и стало причиной медиаатаки против Котюкова.
Пономаренко стал за долгие годы самым влиятельным политическим игроком в Красноярском крае. По степени влияния он может конкурировать с губернатором или даже превосходит его, и это негативно сказывается на управленческих перспективах Котюкова. Тем не менее отставка Пономаренко накануне выборов была не лучшей перспективой для только что вступившего в должность Котюкова. Вероятно, только Пономаренко был способен обеспечить контроль над электоральным процессом на всем протяжении избирательной кампании, поэтому вопрос об его отставке мог быть отложен до окончания кампании -2024.
В целом для Красноярского края пока характерен значительный кадровый дефицит в сфере госуправления. Поэтому положение Котюкова с точки зрения формирования собственной команды остается далеко не лучшим. Губернатору необходимо наращивать политический вес в регионе, однако сделать это при сохранении в должности Пономаренко, который контролирует все значимые межэлитные коммуникации, а также становится драйвером усиления медиакритики губернатора – довольно затруднительно.
С одной стороны, Котюков оказался в кадровой ловушке, оставшейся ему от прошлых губернаторов. А с другой – возникает эффект «не моя война»: неспособность решить проблему обновления кадров становится причиной усиления вынужденной конфронтации губернатора с противниками Пономаренко из «строительной группы» и некоторых других бизнес-элит. Такая конфронтация приводит не только к управленческим издержкам, но и к постоянной публичной критике деятельности главы региона.