В бюджетах областей Черноземья снижаются доходы и расходы: что предпримут регионы в сложившейся ситуации?


В бюд­же­тах ре­ги­о­нов Чер­но­зе­мья на сле­ду­ю­щий год воз­мож­но фак­ти­че­ское со­кра­ще­ние до­хо­дов и рас­хо­дов. В Во­ро­неж­ской и Там­бов­ской об­ла­стях бюд­же­ты умень­ша­ют­ся в ре­аль­ном вы­ра­же­нии, а в Бел­го­род­ской, Кур­ской, Ли­пец­кой и Ор­лов­ской – даже в но­ми­наль­ном. Это объ­яс­ня­ют со­кра­ще­ни­ем фе­де­раль­ной под­держ­ки и сни­же­ни­ем соб­ствен­ных до­хо­дов ре­ги­о­нов. В ряде субъ­ек­тов пла­ни­ру­ет­ся умень­ше­ние клю­че­вых рас­хо­дов, в том чис­ле на ЖКХ и со­ци­аль­ную сфе­ру.

Серьезные сокращения

В бюджетах Курской, Белгородской, Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Орловской областей прогнозируется сокращение доходов и расходов. Согласно проекту бюджета Курской области на 2026 год, доходы и расходы существенно снизятся по сравнению с показателями 2025-го (120,7 млрд и 133,7 млрд рублей до 115,7 млрд и 120 млрд рублей соответственно).

Ожидается, что в Белгородской области доходная часть бюджета составит 160,3 млрд рублей – это наименьший показатель за последние три года. Расходы, которые ранее росли с 170,2 млрд рублей в 2023 году до 184,2 млрд рублей в прогнозе на 2025 год, в следующем году должны сократиться до 173,8 млрд. Серьезные сокращения затронули социальную политику (-40%) и образование (-20%). Зато выросли траты на обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты (+90% и +78% соответственно).

В действующем бюджете Воронежской области прогнозируемые доходы (194,7 млрд рублей) остаются на уровне 2023 года, но меньше, чем в 2024 году (202,3 млрд). Расходы же значительно выросли. Если в прошлом году они составляли 188 млрд рублей, то в текущем – 242,1 млрд рублей. Депутаты облдумы 11 ноября рассмотрели в нулевом чтении законопроект о бюджете на предстоящий трехлетний период. Ни доходы, ни расходы 2026 года в реальном выражении с поправкой на инфляцию не дотягивают до параметров бюджета двухлетней давности.

Сокращается и бюджет Тамбовской области: в 2023 году доходы составляли 72,4 млрд рублей, расходы – 71,2 млрд. Прогноз исполнения по доходам и расходам на 2025 год – 79 млрд и 80,9 млрд. В проекте главного финансового документа на 2026 год, поступившем в областную думу, показатели существенно не поменялись. При этом самое существенное снижение (-30%) ждет сферу ЖКХ – наиболее проблемную в регионе.

В Орловской области в 2023 году доходы и расходы бюджета составили 56,7 млрд и 58,4 млрд рублей соответственно, по прогнозу на 2025 год ожидаются на уровне 58,8 млрд и 59,7 млрд рублей. В Липецкой области бюджет сокращается стремительнее, чем в соседних регионах. Если в 2023 году доходы равнялись 115,7 млрд рублей, то прогноз на этот – 106,8 млрд. Расходы выросли с 106,8 млрд до 135,7 млрд рублей.

Поиск приоритетов

По мнению доктора политических наук, профессора Дмитрия Нечаева, трудности в регионах Черноземья есть, нередко они связаны с объективными факторами: обстрелы приграничных областей, отток населения и предприятий. Несмотря на традицию направлять значительную часть бюджетных расходов на социальную сферу, ряд областей делают ставку на фи­нан­си­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных на­прав­ле­ний, создание ин­фра­струк­ту­ры для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ин­сти­ту­тов раз­ви­тия (ОЭЗ, ТОСЭР, индустриальные парки).

«На мой взгляд, три ре­ги­о­на Чер­но­зе­мья – Во­ро­неж­ская, Ли­пец­кая и Ор­лов­ская об­ла­сти – ста­ра­ют­ся не сни­жать тем­пы на­ло­го­вых по­ступ­ле­ний. С дру­гой сто­ро­ны, они на­прав­ля­ют сред­ства на при­о­ри­тет­ные сфе­ры – в первую оче­редь на под­держ­ку ин­сти­ту­тов раз­ви­тия, вкла­ды­ва­ют день­ги в раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры. И эти сред­ства в виде но­вых про­из­водств, ко­то­рые ре­а­ли­зу­ют свою про­дук­цию и вы­пла­чи­ва­ют на­ло­ги, очень быст­ро себя оку­па­ют», – отметил Дмитрий Нечаев.

Политконсультант Александр Семенов указал, что в региональных бюджетах в первую очередь снижаются поступления по налогу на прибыль. На Черноземье несколько отраслей показывают рост и сохраняют налоговые отчисления: ВПК, аграрный сектор и перерабатывающая промышленность. Но этого недостаточно.

«Нуж­но вы­ис­ки­вать но­вые на­прав­ле­ния, в первую оче­редь сре­ди сред­не­го и ма­ло­го биз­не­са. Нуж­ны ре­аль­но ра­бо­та­ю­щие ре­ги­о­наль­ные про­грам­мы по под­держ­ке МСП. Что про­ис­хо­дит на прак­ти­ке? Вез­де есть под­ве­дом­ствен­ные ре­ги­о­наль­ным пра­ви­тель­ствам ор­га­ни­за­ции, во­круг них вы­стра­и­ва­ет­ся ин­фра­струк­ту­ра, то есть под­держ­ка ока­зы­ва­ет­ся сво­им. Они осва­и­ва­ют суб­си­дии и за­кры­ва­ют­ся, про­ра­бо­тав год-два. Есте­ствен­но, рас­хо­ду­ют­ся фе­де­раль­ные сред­ства и нет су­ще­ствен­ных по­ступ­ле­ний в фе­де­раль­ный бюд­жет. Те­перь си­ту­а­ция бу­дет под­тал­ки­вать к тому, что­бы на­ве­сти по­ря­док в этой сфе­ре», – говорит Александр Семенов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: