В бюджетах областей Черноземья снижаются доходы и расходы: что предпримут регионы в сложившейся ситуации?
![В бюджетах регионов Черноземья на следующий год возможно фактическое сокращение доходов и расходов. В Воронежской и Тамбовской областях бюджеты уменьшаются в реальном выражении, а в Белгородской, Курской, Липецкой и Орловской – даже в номинальном. Это объясняют сокращением федеральной поддержки и снижением собственных доходов регионов. В ряде субъектов планируется уменьшение ключевых расходов, в том числе на ЖКХ и социальную сферу. Серьезные сокращения В бюджетах Курской, Белгородской, Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Орловской областей прогнозируется сокращение доходов и расходов. Согласно проекту бюджета Курской области на 2026 год, доходы и […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2025/11/372f501bca0811f0b13492d2cb9c41e8_1-360x280.jpeg)
В бюджетах регионов Черноземья на следующий год возможно фактическое сокращение доходов и расходов. В Воронежской и Тамбовской областях бюджеты уменьшаются в реальном выражении, а в Белгородской, Курской, Липецкой и Орловской – даже в номинальном. Это объясняют сокращением федеральной поддержки и снижением собственных доходов регионов. В ряде субъектов планируется уменьшение ключевых расходов, в том числе на ЖКХ и социальную сферу.
Серьезные сокращения
В бюджетах Курской, Белгородской, Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Орловской областей прогнозируется сокращение доходов и расходов. Согласно проекту бюджета Курской области на 2026 год, доходы и расходы существенно снизятся по сравнению с показателями 2025-го (120,7 млрд и 133,7 млрд рублей до 115,7 млрд и 120 млрд рублей соответственно).
Ожидается, что в Белгородской области доходная часть бюджета составит 160,3 млрд рублей – это наименьший показатель за последние три года. Расходы, которые ранее росли с 170,2 млрд рублей в 2023 году до 184,2 млрд рублей в прогнозе на 2025 год, в следующем году должны сократиться до 173,8 млрд. Серьезные сокращения затронули социальную политику (-40%) и образование (-20%). Зато выросли траты на обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты (+90% и +78% соответственно).
В действующем бюджете Воронежской области прогнозируемые доходы (194,7 млрд рублей) остаются на уровне 2023 года, но меньше, чем в 2024 году (202,3 млрд). Расходы же значительно выросли. Если в прошлом году они составляли 188 млрд рублей, то в текущем – 242,1 млрд рублей. Депутаты облдумы 11 ноября рассмотрели в нулевом чтении законопроект о бюджете на предстоящий трехлетний период. Ни доходы, ни расходы 2026 года в реальном выражении с поправкой на инфляцию не дотягивают до параметров бюджета двухлетней давности.
Сокращается и бюджет Тамбовской области: в 2023 году доходы составляли 72,4 млрд рублей, расходы – 71,2 млрд. Прогноз исполнения по доходам и расходам на 2025 год – 79 млрд и 80,9 млрд. В проекте главного финансового документа на 2026 год, поступившем в областную думу, показатели существенно не поменялись. При этом самое существенное снижение (-30%) ждет сферу ЖКХ – наиболее проблемную в регионе.
В Орловской области в 2023 году доходы и расходы бюджета составили 56,7 млрд и 58,4 млрд рублей соответственно, по прогнозу на 2025 год ожидаются на уровне 58,8 млрд и 59,7 млрд рублей. В Липецкой области бюджет сокращается стремительнее, чем в соседних регионах. Если в 2023 году доходы равнялись 115,7 млрд рублей, то прогноз на этот – 106,8 млрд. Расходы выросли с 106,8 млрд до 135,7 млрд рублей.
Поиск приоритетов
По мнению доктора политических наук, профессора Дмитрия Нечаева, трудности в регионах Черноземья есть, нередко они связаны с объективными факторами: обстрелы приграничных областей, отток населения и предприятий. Несмотря на традицию направлять значительную часть бюджетных расходов на социальную сферу, ряд областей делают ставку на финансирование перспективных направлений, создание инфраструктуры для функционирования институтов развития (ОЭЗ, ТОСЭР, индустриальные парки).
«На мой взгляд, три региона Черноземья – Воронежская, Липецкая и Орловская области – стараются не снижать темпы налоговых поступлений. С другой стороны, они направляют средства на приоритетные сферы – в первую очередь на поддержку институтов развития, вкладывают деньги в развитие инфраструктуры. И эти средства в виде новых производств, которые реализуют свою продукцию и выплачивают налоги, очень быстро себя окупают», – отметил Дмитрий Нечаев.
Политконсультант Александр Семенов указал, что в региональных бюджетах в первую очередь снижаются поступления по налогу на прибыль. На Черноземье несколько отраслей показывают рост и сохраняют налоговые отчисления: ВПК, аграрный сектор и перерабатывающая промышленность. Но этого недостаточно.
«Нужно выискивать новые направления, в первую очередь среди среднего и малого бизнеса. Нужны реально работающие региональные программы по поддержке МСП. Что происходит на практике? Везде есть подведомственные региональным правительствам организации, вокруг них выстраивается инфраструктура, то есть поддержка оказывается своим. Они осваивают субсидии и закрываются, проработав год-два. Естественно, расходуются федеральные средства и нет существенных поступлений в федеральный бюджет. Теперь ситуация будет подталкивать к тому, чтобы навести порядок в этой сфере», – говорит Александр Семенов.
