Татарстан выступил против одноуровневой системы МСУ: пойдет ли центр на уступки?


Власти Татарстана выступили с резкой критикой федерального закона о местном самоуправлении, в частности планируемого перехода с двухуровневой на одноуровневую систему МСУ. Глава республики Рустам Минниханов предложил дать регионам право самим выбирать, нужно ли упразднять администрации и советы сельских и городских поселений, так как, например, в Татарстане двухуровневая система работает эффективно. Он убежден, что страной нельзя управлять по одному шаблону. Кроме того, отметил глава, сейчас не время для споров и страна и так «неплохо управляется». Поддержит ли кто-то из глав регионов точку зрения Татарстана и могут ли федеральные власти пересмотреть позицию и оставить переход на усмотрение самих субъектов РФ, расскажем в сюжете.

Татарстан бросает вызов?

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении проект закона об общих принципах организации местного самоуправления. Палата рассмотрит его на пленарном заседании 11 декабря, передает ТАСС слова главы комитета Павла Крашенинникова. Документ, в частности, предусматривает переход с двухуровневой на одноуровневую систему организации МСУ. По словам Крашенинникова, 29 регионов уже перешли на одноуровневую систему, 25 находятся на завершающих этапах. Для реализации закона предусмотрен переходный период до 2035 года.

Тем временем против предусмотренного законом перехода на одноуровневую систему МСУ высказались власти Татарстана. На заседании Госсовета 28 ноября выступил зампред комитета по госстроительству и местному самоуправлению Хафиз Миргалимов. Он выразил мнение, что ликвидация поселенческого уровня станет «самым серьезным ударом в дальнейшей судьбе сел и деревень, которые хранят историю, традиции, культуру». В комментарии «Коммерсанту» он подчеркнул, что его позицию разделяют все фракции Госсовета.

Затем слово взял глава Татарстана Рустам Минниханов. Он считает, что право выбора организации МСУ должно быть сохранено за регионами.

«Наша страна огромная, и по одному шаблону ей управлять нельзя. Какие-то изменения были и будут, к этому нужно относиться нормально. Мы же не против. Территориям с малой численностью населения надо дать право создавать вот такую систему управления», – цитирует главу «Татар-информ».

Он также подчеркнул, что, учитывая СВО, сейчас не время для споров, страна должна быть единой.

«На ровном месте страна будет сейчас спорить, какая система правильная, какая неправильная. Это стыд, позор. В Госдуме мы будем обсуждать, как должна страна управляться. Она неплохо управляется. <…> Мы за эти 15 лет сформировали авторитетный пласт людей. Мы что, их потеряем? Кому они мешают?» – приводит слова Минниханова Интерфакс.

По итогам обсуждения спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин предложил направить в Госдуму стенограмму выступления по этому вопросу, чтобы еще раз четко обозначить позицию Татарстана.

Как сообщают «Ведомости», Крашенинников в ответ на критику подчеркнул, что в республике действительно хорошо работает система МСУ, но во многих регионах это не так. А после принятия закона повысится эффективность управления за счет оптимизации и стандартизации органов МСУ. Он также отметил, что с учетом позиции Татарстана было принято решение о продлении переходного периода.

Будут ли исключения? 

Эксперт по региональной политике Виталий Иванов считает, что причина высказываний Минниханова против реформы МСУ – это налаженная, нормально функционирующая система, от которой глава республики не хочет отказываться. Иванов согласен с позицией властей Татарстана, что регионам нужно дать возможность выбора, так как главное, чтобы были дисциплина и контроль, а какой будет организация МСУ – это не имеет значения.

«Второе соображение, которое всегда играло роль, – это экономия бюджета. Содержать одну администрацию там, где сейчас их две, или один представительный орган вместо двух – проще. Но Татарстан – богатая республика, для которой вопрос каких-то лишних расходов не стоит. Позицию республики нельзя воспринимать как вызов, Татарстан – лояльный регион, который всерьез не сопротивляется федеральным решениям», – комментирует Иванов.

Президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов позицию Минниханова определяет как неоднозначную и не соответствующую федеральному тренду, поэтому она вряд ли получит бурное одобрение в губернаторском корпусе. Но эксперт не исключает, что для Татарстана в этом вопросе могут вновь сделать некритичное исключение.

«Полагаю, что с Татарстаном федеральный центр будет вести переговоры, как в случае с переименованием должности президента республики в главу республики. Татарстан – важный субъект с точки зрения налоговых отчислений в федеральный бюджет, регион достаточно развитый. При этом надо по­ни­мать, что гла­ва республики при за­яв­ле­нии по по­во­ду ре­фор­мы МСУ од­но­вре­мен­но обо­зна­чил те фун­да­мен­таль­ные цен­но­сти, ко­то­рые пре­зи­дент РФ счи­та­ет важ­ны­ми (необ­хо­ди­мость еди­не­ния, СВО и так да­лее)», – добавляет Смирнов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: