Миллиарды под контролем: зачем Минтрансу согласование региональных министров транспорта?

/

Федеральные власти планируют согласовывать кандидатуры региональных министров транспорта. Сейчас действует норма, по которой федеральные ведомства согласовывают должности региональных руководителей в сферах образования, здравоохранения, финансов и пр. Эксперты РК считают, что реализация нормы может ограничить возможности губернаторов по фор­ми­ро­ванию соб­ствен­ной ко­ман­ды. Подробности – в сюжете.

Суть инициативы

Мин­транс РФ предложил рас­ши­рить пе­ре­чень ру­ко­во­ди­те­лей ре­ги­о­наль­ных ве­домств, ко­то­рых со­гла­со­вы­ва­ют фе­де­раль­ные вла­сти, вклю­чив туда пост ми­ни­стра транс­пор­та. Про­ект закона размещен на regulation.gov.ru.

В законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» на данный момент есть норма, согласно которой федеральные власти согласовывают должности руководителей ведомств в регионах, в частности в сферах образования, здравоохранения, финансов, строительного надзора и др.

Минтранс предлагает распространить норму на министров транспорта и объясняет это тем, что в субъекты направляется большое количество средств. Так, на развитие и ремонт региональных, межмуниципальных и местных дорог в 2025 году из федерального бюджета регионам выделено 338,1 млрд рублей, в 2026-м – 372,9 млрд, в 2027-м – 409 млрд, а на обновление подвижного состава пассажирского транспорта – 548,3 млрд рублей.

В пояснительной записке Минтранса сказано, что столь значительные средства требуют повышенного контроля со стороны федерального центра. Есть риск неэффективного использования денег и срыва сроков, поскольку у министерства нет прямого влияния на кадровую политику.

«Назначение на ключевые должности людей, лояльных к целям и задачам федеральных проектов, позволит оптимизировать взаимодействие и синхронизировать усилия федерального центра и регионов», – подчеркнули в Минтрансе.

Ограничение или оптимизация?

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что реализация этой нормы может ограничить возможности губернаторов по фор­ми­ро­ванию соб­ствен­ной ко­ман­ды, хотя лоб­бист­ские воз­мож­но­сти гла­в ре­ги­о­нов поз­во­ляют им до­го­во­рить­ся с ми­ни­стер­ствами и про­дви­гать на нуж­ную долж­ность сво­е­го че­ло­ве­ка.

«На мой взгляд, эта практика явно не способствует расширению самостоятельности регионов. С другой стороны, надо взвесить за и против и посмотреть, что для нас важнее: минимизация рисков, кадровых ошибок со стороны губернаторов и суперцентрализованная система управления или расширение полномочий губернаторов, реальный федерализм, конкуренция регионов? В этом есть и плюсы, и минусы», – отметил собеседник РК.

По мнению Калачева, прак­ти­ка согласований с федеральными ведомствами не снимает рисков назначения недобросовестных или некомпетентных руководителей.

Политконсультант, член правления РАПК Андрей Максимов назвал ини­ци­а­ти­ву Мин­тран­са «до­ста­точ­но ло­гич­ным пред­ло­же­нием». По его мнению, на постах региональных министров долж­ны быть ком­про­мисс­ные фи­гу­ры. Кроме того, у согласованных с федеральным центром назначенцев лоббистские возможности могут быть выше.

«Во­прос за­клю­ча­ет­ся в том, у кого по­след­нее сло­во. Если оно у Мин­тран­са, то это, ко­неч­но, шаг в сто­ро­ну уни­тар­но­го го­су­дар­ства. Если у него со­ве­ща­тель­ный го­лос, то это со­хра­не­ние ос­нов фе­де­ра­тив­но­го управ­ле­ния. Зна­чи­тель­ная часть до­рож­но­го стро­и­тель­ства в ре­ги­о­нах ве­дет­ся по фе­де­раль­ным про­грам­мам. Есте­ствен­но, фе­де­раль­ный центр дол­жен кон­тро­ли­ро­вать и до­би­вать­ся, что­бы ад­ми­ни­стра­тив­ная рен­та и кор­руп­ция либо от­сут­ство­ва­ли во­об­ще, либо были ми­ни­маль­ны­ми. В этом плане все ло­гич­но. Неко­то­рые ре­ги­о­ны име­ют мало фе­де­раль­ных про­грамм, по­это­му, на­вер­ное, та­кой жест­кий кон­троль за мест­ны­ми ру­ко­во­ди­те­ля­ми этой сфе­ры не очень уме­стен», – сказал Максимов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: