Миллиарды под контролем: зачем Минтрансу согласование региональных министров транспорта?
Федеральные власти планируют согласовывать кандидатуры региональных министров транспорта. Сейчас действует норма, по которой федеральные ведомства согласовывают должности региональных руководителей в сферах образования, здравоохранения, финансов и пр. Эксперты РК считают, что реализация нормы может ограничить возможности губернаторов по формированию собственной команды. Подробности – в сюжете.
Суть инициативы
Минтранс РФ предложил расширить перечень руководителей региональных ведомств, которых согласовывают федеральные власти, включив туда пост министра транспорта. Проект закона размещен на regulation.gov.ru.
В законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» на данный момент есть норма, согласно которой федеральные власти согласовывают должности руководителей ведомств в регионах, в частности в сферах образования, здравоохранения, финансов, строительного надзора и др.
Минтранс предлагает распространить норму на министров транспорта и объясняет это тем, что в субъекты направляется большое количество средств. Так, на развитие и ремонт региональных, межмуниципальных и местных дорог в 2025 году из федерального бюджета регионам выделено 338,1 млрд рублей, в 2026-м – 372,9 млрд, в 2027-м – 409 млрд, а на обновление подвижного состава пассажирского транспорта – 548,3 млрд рублей.
В пояснительной записке Минтранса сказано, что столь значительные средства требуют повышенного контроля со стороны федерального центра. Есть риск неэффективного использования денег и срыва сроков, поскольку у министерства нет прямого влияния на кадровую политику.
«Назначение на ключевые должности людей, лояльных к целям и задачам федеральных проектов, позволит оптимизировать взаимодействие и синхронизировать усилия федерального центра и регионов», – подчеркнули в Минтрансе.
Ограничение или оптимизация?
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что реализация этой нормы может ограничить возможности губернаторов по формированию собственной команды, хотя лоббистские возможности глав регионов позволяют им договориться с министерствами и продвигать на нужную должность своего человека.
«На мой взгляд, эта практика явно не способствует расширению самостоятельности регионов. С другой стороны, надо взвесить за и против и посмотреть, что для нас важнее: минимизация рисков, кадровых ошибок со стороны губернаторов и суперцентрализованная система управления или расширение полномочий губернаторов, реальный федерализм, конкуренция регионов? В этом есть и плюсы, и минусы», – отметил собеседник РК.
По мнению Калачева, практика согласований с федеральными ведомствами не снимает рисков назначения недобросовестных или некомпетентных руководителей.
Политконсультант, член правления РАПК Андрей Максимов назвал инициативу Минтранса «достаточно логичным предложением». По его мнению, на постах региональных министров должны быть компромиссные фигуры. Кроме того, у согласованных с федеральным центром назначенцев лоббистские возможности могут быть выше.
«Вопрос заключается в том, у кого последнее слово. Если оно у Минтранса, то это, конечно, шаг в сторону унитарного государства. Если у него совещательный голос, то это сохранение основ федеративного управления. Значительная часть дорожного строительства в регионах ведется по федеральным программам. Естественно, федеральный центр должен контролировать и добиваться, чтобы административная рента и коррупция либо отсутствовали вообще, либо были минимальными. В этом плане все логично. Некоторые регионы имеют мало федеральных программ, поэтому, наверное, такой жесткий контроль за местными руководителями этой сферы не очень уместен», – сказал Максимов.