И знания, и практика: в школах Москвы внедрят единый стандарт предпрофессионального образования

/

В московских школах с нового учебного года внедрят единый стандарт предпрофессионального образования. Он охватит все аспекты: учебу в школе, колледже, вузе и на предприятии. В частности, предметы адаптируют под профнаправления, школьников будут знакомить с профессиями на предприятиях столицы, на базе вузов можно будет защитить проект и проводить исследования, а по окончании школы получить профессию. В сюжете РК расскажем, почему внедрение единой системы актуально не только для современных школьников, но и для предприятий города.

Возвращение профподготовки в школы

С сентября 2023 года в школах Москвы внедрят новый единый стандарт предпрофессионального образования. Это предоставит ученикам 10–11-х классов широкие возможности для профессиональной самореализации. Они будут получать и академические знания, и качественную практику, отмечается на сайте мэра столицы.

Стандарт включает комплексные образовательные программы для каждого класса, профессиональную подготовку в колледжах, проектно-исследовательскую работу в вузах, а также знакомство с будущими работодателями и экспертами отрасли. Обучение будет организовано с учетом специфики выбранного направления. Например, на уроках литературы в медицинских классах школьники будут изучать произведения о врачах, а в инженерных классах ученикам будут преподавать технический английский.

В своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин перечислил основные принципы единого стандарта:

– адаптация программ учебных предметов под предпрофессиональные направления;

– знакомство с актуальными профессиями на городских предприятиях;

– получение профессии до окончания школы;

– проектная и исследовательская деятельность на базе вузов;

– сбалансированная учебная нагрузка.

Первую специальность и профессиональные навыки ученики будут получать во втором полугодии 10-го и первом полугодии 11-го классов. Вместе с аттестатами по окончании школы они получат свидетельства о профессии. Например, ученики инженерных классов освоят профессию чертежника-конструктора, учащиеся IT-классов пройдут обучение по программе «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», а учащиеся медицинских классов – по программе «Младшая медсестра».

В вузах под руководством наставников учащиеся разработают проекты, связанные с направлением образования, а затем защитят их на научно-практических конференциях. Победители и призеры получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. Это повысит шансы на поступление в вуз.

Первые предпрофессиональные классы открылись в Москве в 2015 году. Они есть уже более чем в 400 школах и объединяют свыше 52 тыс. учеников.

Осознанный выбор

Президент Всероссийского фонда образования доктор педагогических наук Сергей Комков напоминает, что до второй половины 1990-х годов профессиональная подготовка входила в общее среднее образование, но затем ее исключили. Сейчас уроки профориентации системно возрождают, и это, по мнению эксперта, верное решение.

«Конечно, нужно школьника начинать знакомить с различного рода профессиями. Надо вернуть систему профмероприятий, связанных с посещением различных предприятий, знакомством с востребованными в нашей стране профессиями. Тогда выпускник 9-го класса не будет рваться в какое попало среднее профтехучилище или колледж, а будет идти осознанно. А выпускник школы не будет бежать опрометью в первый попавшийся вуз, а станет целенаправленно обучаться по той профессии, которую он уже выбрал благодаря направленному обучению в школе», – убежден Комков.

Политтехнолог Алена Август полагает, что власти Москвы учитывают желание старшеклассников сначала получить профессию и зарабатывать, а уже затем, возможно, дополнить компетенции обучением в вузе или курсами.

Важным аспектом единой системы, по словам эксперта, станут практика и выезд на предприятия, так как это поможет организациям решать кадровые вопросы. И сделать это удастся не только потому, что ученики получат профессии, которые нужны организациям, но и потому, что школьники смогут познакомиться с современными предприятиями, разрушить стереотипы о грязных заводах.

«Хорошо, что организуется поиск баланса учебной и профессиональной нагрузки, ведь при всем том, что российское образование котируется как одно из лучших, постоянно встает вопрос, не слишком ли много дается общих знаний при недостатке практических навыков. Важно преодолеть этот дисбаланс. Посмотрим, как это будет реализовывать Москва. В столице много возможностей для воплощения амбициозных проектов, много профессионалов в этой сфере, хорошее руководство у социального блока. Ну а дальше опыт Москвы надо тиражировать на всю территорию страны», – заключает Август.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: