Жесткая экономия бюджетов: от каких трат могут отказаться регионы?
«Девизом» будущих федеральных бюджетов станут жесткая экономия, эффективность каждого рубля, особое внимание к поддержке региональных бюджетов. Об этом заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Основатель Telegram-каналов «Толкователь» и Proeconomics Павел Пряников:
– От каких-либо трат отказаться не позволяет принятый бюджет региона, нужно в него вносить поправки. Главный же механизм экономии – госзакупки. Как показывает практика, высокая конкуренция способна сэкономить 10–15% от первоначальной цены. Тем более что в последние месяцы в стране наблюдается производственная дефляция, то есть снижение цен на промышленную продукцию. Хорошо себя зарекомендовали в ряде регионов офсетные контракты, практику которых надо внедрять шире. Кроме того, на усмотрение регионов отданы штрафы (например, за нарушения ПДД) и плата за парковки автомобилей – здесь есть резерв у крупных городов. Хотя, конечно, это не прибавит популярности местной власти. Так что в большинстве регионов можно обойтись без секвестра, если направленно работать над увеличением сборов, а также улучшать бюджетную дисциплину.
Депутат Госдумы, зампред комитета по региональной политике Михаил Матвеев:
– В каждом региональном бюджете есть резерв для экономии. Прежде всего это расходы на фестивали, празднование Дня города и другие развлекательные мероприятия. Понятно, что должна быть культурная жизнь в регионах, но, когда речь идет о концертах дорогостоящих звезд, у людей закономерно возникают вопросы, потому что они в это время собирают средства на поддержку участников СВО. Второе очевидное направление для сокращения расходов – пиар власти. Речь идет о десятках и сотнях миллионов рублей – в зависимости от региона. Также расходы связаны с ремонтом помещений, обновлением мебели и машин.
На чем точно не нужно экономить, так это на выполнении социальных обязательств и увеличении зарплат бюджетников – в первую очередь медиков и учителей.
Политолог Алексей Ярошенко:
– Оптимизация расходов в первую очередь ударит по субъектам с высокой долговой нагрузкой и дефицитными бюджетами. Таких в стране, по словам Силуанова, 48. То есть почти половина регионов – с дефицитными бюджетами. Среди них – Курская и Новосибирская области, Алтайский край и даже богатый углем Кузбасс. Парадокс в том, что у этих 48 регионов еще и высокая необходимость в инвестициях, поэтому они первыми столкнутся с жесткими рамками экономии, что может обернуться социальной нестабильностью.
Но сокращать действительно можно и нужно – в первую очередь административные расходы, неэффективные субсидии и госзакупки у определенных поставщиков по завышенным ценам. То есть это коррупционная история. Это все надо прошерстить – от сельского поселения до административного центра, выявить факты сговора. Это точка роста, где можно сократить дефицит и избежать ситуаций, когда шариковые ручки по 30–40 рублей закупаются по 200–300 за штуку.
Доцент кафедры политологии Финансового университета при правительстве РФ Оксана Ерохина:
– Регионы уже несколько лет живут в режиме оптимизации расходов. Это связано с комплексом факторов, и сокращение поступлений из федерального бюджета – одна из причин. Центр стимулирует региональные власти искать дополнительные источники доходов, прежде всего за счет привлечения инвестиций. Это сложная задача в текущих условиях, но она стоит перед всеми субъектами. Также приоритет – социальные расходы и обязательства. Эти статьи не могут быть сокращены. Муниципальный уровень наиболее уязвим, мало доходных источников, сокращаются расходы на ЖКХ.
Сложнее всего тем регионам, экономика которых сильнее затронута санкциями и была ориентирована на экспорт, а также тем, которым по технологическим причинам сложно в короткие сроки реализовать импортозамещение. Новые проекты, особенно инфраструктурные, на данном этапе могут быть реализованы с господдержкой, то есть приоритет по финансированию получат стратегически важные территории и объекты.