Закон о локализации такси: поддержка отечественного автопрома или крах рынка перевозок?

/

В марте 2026 года вступит в силу закон о локализации такси. Отсрочка сделана только для регионов Сибири, Дальнего Востока и для Калининградской области.

Научный руководитель факультета городского и регионального развития Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин: 

– Идет столкновение интересов двух больших отраслей реального сектора российской экономики – отечественного автопрома и таксомоторных перевозок. И вот здесь надо понимать очень интересную штуку: до появления цифровой оболочки – мировых компаний Uber, Lyft, нашего «Яндекса» – таксомоторные перевозки были очень маленьким сегментом городского пассажирского транспорта. А сейчас пассажирооборот, который осваивает таксомоторный транспорт, сравним по объему с городским электрическим транспортом – это метрополитен, трамваи, троллейбусы!

То есть это сегодня огромный сегмент общественного транспорта. И соответственно, он играет большую социальную роль. То есть мы сталкиваемся с коллизией: с одной стороны, наш автопром, рабочие места, интересы национальной экономики, импортозамещение, а с другой – еще более социально острый вопрос возмещения объемов, которые реально осваивают таксомоторные перевозки. Столкновение двух отраслей приводит к тому, что какой-то выигрыш автопрома будет иметь место, но проигрыш таксомоторного сегмента общественного транспорта будет очень большим. Поэтому, с моей точки зрения, решение это спорное, нынешние требования, скорее всего, будут пересмотрены в течение ближайших двух лет.

Ос­но­ва­тель Telegram-ка­на­лов «Тол­ко­ва­тель» и Proeconomics Павел Пряников: 

– Первое, к чему приведет закон, – это слияния и поглощения на рынке, то есть укрупнение на рынке таксопарков. Очевидно, что мелким компаниям трудно будет создавать параллельное такси с иномарками, которые смогут обходить закон о локализации. Параллельное такси – это будет какая-то новая отраслевая норма, чтобы де-юре не считаться такси, но де-факто им оставаться.

Повышенный спрос на продукцию АвтоВАЗа, скорее всего, приведет к росту цен, так как выпуск на заводе не будет поспевать за спросом. А таксопарки переложат подорожание машин в стоимость перевозки. В регионах, которым позволили отсрочить применение норм закона, таксопарки будут чувствовать себя лучше.

Де­пу­тат Го­су­дар­ствен­ной думы РФ док­тор эко­но­ми­че­ских наук Николай Новичков:

– Безусловно, нужно усиливать меры поддержки отечественного автопрома, нам от этого не уйти. Нельзя рассчитывать на развитие экономики, если мы не поддержим отечественную отрасль машиностроения. И тема локализации такси здесь крайне важная. Понимаю, что есть много вопросов к нашим автопроизводителям, но их надо решать – и всем вместе бороться за качество продукции. При всем этом автомобиль «Лада», например, и «Москвичи», которые сейчас начали снова собирать в Москве, пользуются спросом у населения. А если они пользуются спросом, почему на них не может работать такси?

Если мы посмотрим на зарубежный опыт, в большинстве стран, которые гордятся своим автопромом, такси работает на отечественной сборке. И нам в этом направлении тоже надо двигаться.

Председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов:   

– На самом деле регионы – это не Москва, обновление парков такси в регионах идет в основном за счет отечественных автомобилей, если только крупные города покупают дополнительно автомобили китайского производства. А так у нас же «Лада Гранта» – наше все. И чем дальше регион, тем меньше возможностей. Единственное, Калининградская область и Дальний Восток выбиваются, но для них и сделали поблажку – дали отсрочку для вступления закона в силу до 1 марта 2028 и 2030 годов соответственно. Тот же «Соллерс» уже достаточно хорошо начал собирать машины на Дальнем Востоке, так что локализуют эти сборки – и вообще не будет никаких проблем.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: