Выход к морю без границ и налогов
Вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев после совещаний с губернаторами предложил на встрече с главой государства проработать вопрос о распространении норм закона о свободном порте Владивостока на камчатские, чукотские и магаданские порты. Владимир Путин не возражал. Эксперты в интервью «РК» разделились: одни считают, что льготы инвесторам нужны, другие ожидают, что они окажутся бесполезными.
Что дает свободный порт?
Данный режим предполагает упрощенный порядок получения визы (восьмидневную визу можно получить на границе), режим свободной таможенной зоны и налоговые льготы для резидентов порта. В первые пять лет после начала прибыльной деятельности резидентов налог на прибыль будет не выше 5% (вместо 20%), а в следующие пять — не менее 12%.
Также резидентам обещано освобождение от уплаты налога на имущество организаций и на землю, снижение совокупных отчислений во внебюджетные фонды с 30% до 7,6%. Кроме того, в Минвостокразвития рассматривают возможность введения в дальнейшем на территории единого 10-процентного налога, пишет "Коммерсант".
Все на пользу
Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич считает, что любые экономические послабления пойдут только на пользу Дальнему востоку.
Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, профессор географического факультета МГУ Ольга Кузнецова отмечает, что без налоговых льгот инвесторы на Камчатку, Чукотку и в Магадан не едут. Поэтому нужно их туда приманить.
«Если инвесторы без налоговых льгот в регион не пришли бы или не придут, то регион, давая налоговые льготы и привлекая инвесторов, ничего не теряет в плане налоговых доходов. Предоставляя льготы, он все-таки получает инвестора, который определенный объем налогов все-таки платит. Тот же НДФЛ, который идет в региональные и местные бюджеты», — сказала Кузнецова.
В то же время экономист предлагает не спешить с распространением режима свободного порта на эти регионы. По ее мнению, сначала стоит проследить реализацию проекта на примере Владивостока. Для Камчатки же, Магадана и Чукотки на данном этапе достаточно будет создания территорий опережающего развития, заключает Кузнецова.
Мертвому припарки
Старший научный сотрудник Центра научно-технической, инновационной и информационной политики НИУ ВШЭ Василий Абашкин полагает, что порты эти трех регионов обеспечивают лишь сами себя в отличие от приморской гавани.
Для начала, по мнению Абашкина, в субъектах необходимо повысить спрос на инвестпроекты, а уже после подбирать инструменты для их развития.
