Выход к морю без границ и налогов


Вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев после совещаний с губернаторами предложил на встрече с главой государства проработать вопрос о распространении норм закона о свободном порте Владивостока на камчатские, чукотские и магаданские порты. Владимир Путин не возражал. Эксперты в интервью «РК» разделились: одни считают, что льготы инвесторам нужны, другие ожидают, что они окажутся бесполезными.

Что дает свободный порт?

Данный режим предполагает упрощенный порядок получения визы (восьмидневную визу можно получить на границе), режим свободной таможенной зоны и налоговые льготы для резидентов порта. В первые пять лет после начала прибыльной деятельности резидентов налог на прибыль будет не выше 5% (вместо 20%), а в следующие пять — не менее 12%. 

Также резидентам обещано освобождение от уплаты налога на имущество организаций и на землю, снижение совокупных отчислений во внебюджетные фонды с 30% до 7,6%. Кроме того, в Минвостокразвития рассматривают возможность введения в дальнейшем на территории единого 10-процентного налога, пишет "Коммерсант".

Все на пользу

Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич считает, что любые экономические послабления пойдут только на пользу Дальнему востоку.

«В принципе любые ослабления налогового бремени, любое развязывание рук — это всегда хорошо. Дальний Восток, мягко говоря, не кует налоги для федерального бюджета, он весь высокодотационный, особенно Камчатка. Да и Чукотка тоже. Поэтому, если есть возможность хоть немножко зарабатывать как-то самим, это все во благо. Это первый фактор, экономический. Второй фактор геополитический — ну уже хватит закрываться, бояться, что кругом враги. Пора, наконец, понимать, что если мы не откроемся, то Дальний Восток мы не освоим никогда. У России нет денег на то, чтобы освоить Дальний Восток — их никогда не хватит», — пояснила эксперт.

Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, профессор географического факультета МГУ Ольга Кузнецова отмечает, что без налоговых льгот инвесторы на Камчатку, Чукотку и в Магадан не едут. Поэтому нужно их туда приманить. 

«Если инвесторы без налоговых льгот в регион не пришли бы или не придут, то регион, давая налоговые льготы и привлекая инвесторов, ничего не теряет в плане налоговых доходов. Предоставляя льготы, он все-таки получает инвестора, который определенный объем налогов все-таки платит. Тот же НДФЛ, который идет в региональные и местные бюджеты», — сказала Кузнецова.

В то же время экономист предлагает не спешить с распространением режима свободного порта на эти регионы. По ее мнению, сначала стоит проследить реализацию проекта на примере Владивостока. Для Камчатки же, Магадана и Чукотки на данном этапе достаточно будет создания территорий опережающего развития, заключает Кузнецова.

Мертвому припарки

Старший научный сотрудник Центра научно-технической, инновационной и информационной политики НИУ ВШЭ Василий Абашкин полагает, что порты эти трех регионов обеспечивают лишь сами себя в отличие от приморской гавани.

«Здесь, наверное, есть вопрос по возможности применения этой меры к более труднодоступным регионам и расположенным в них портах. Если Владивосток — это действительно ворота со стороны Азиатско-тихоокеанского региона, то в более северных регионах, в моем представлении, эти порты выполняют функцию обеспечения самих регионов, потому что у них железной дороги нет, а индустрия автомобильного транспорта там не самого хорошего качества», — объяснил эксперт.

Для начала, по мнению Абашкина, в субъектах необходимо повысить спрос на инвестпроекты, а уже после подбирать инструменты для их развития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: