Цифра в помощь: инициатива с электронными рецептами в Самаре и планы для всей страны


В Самарской области планируется внедрить электронные рецепты, которые будут передаваться из поликлиник в удобные для пациентов аптеки. Об этом сообщил губернатор Дмитрий Азаров, отвечая на обращения жителей региона в эфире местного телеканала. Собеседники РК отмечают, что в Самарской области есть необходимая техническая база для реализации этой идеи. Система электронных рецептов уже работает в ряде пилотных регионов страны. К 2024 году подобные цифровые инструменты должны быть доступны всем жителям России – такие цели обозначены в нацпроекте  «Здравоохранение». Подробности – в нашем обзоре.

Обещание губернатора

Внедрить систему электронных рецептов губернатору Самарской области предложила жительница региона в прямом эфире телеканала ВГТРК «Самара». Женщина, страдающая хроническим заболеванием, сказала, что такая услуга сократит время ожидания своей очереди в больнице, а также уменьшит риск заражения другими заболеваниями во время посещения поликлиники. Электронный рецепт, по ее мнению, можно было бы передавать из медучреждения в удобную для пациента аптеку, где он смог бы приобрести назначенные препараты.

Глава региона идею поддержал. «Это очень хорошее и верное предложение, особенно для хронических больных. Мы все сделаем для того, чтобы его реализовать, сегодня же дам соответствующее поручение. Считаю, что да, это возможно», — цитирует ТАСС Дмитрия Азарова.

Глава региона отметил, что для введения нового инструмента необходимо проработать возможности использования электронной цифровой подписи, изучить, как ведут специальные реестры с рецептами для людей с хроническими заболеваниями.

По словам политолога Юрия Эйриха,  в Самарской области есть хорошая база для подобных цифровых решений: в регионе есть несколько компаний, которые работают в области информационных технологий.

Саму идею внедрения сервиса электронных рецептов он считает очень перспективной, особенно с учетом пандемии.

«Необходимость такого сервиса обусловлена тем, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции обращений в аптеки было много. Были случаи, когда в аптеках люди на опережение скупали какие-то лекарства, которые в обычных условиях никогда не были дефицитными. Но в условиях ажиотажного спроса такой дефицит был отмечен. Получилось, что некоторые виды лекарств просто сметались с аптечных полок. Обычная система выписки рецептов в такой напряженной ситуации давала сбой. Даже с рецептом на руках люди не могли получить лекарства — их просто не хватало в сетях», — пояснил Эйрих.

При этом он подчеркнул, что при внедрении нового сервиса должен быть серьезно проработан вопрос защиты персональных данных.

«Нужно будет разобраться, насколько эта система будет защищена от внешних вторжений. Никому не хочется распространять данные о своем здоровье. Так что этот вопрос еще нужно тщательно проработать», — сказал Эйрих.

Депутат Госдумы Владимир Гутенев утверждает, что в части цифровизации Самарская область входит в число регионов-лидеров. Поэтому собеседник РК не сомневается, что инициатива внедрения электронноый рецептов будет успешно реализована в данном субъекте.

Он также добавил, что подобные цифровые решения, имеющие непосредственно прикладное значение, позволяют достигать результатов, которые на первый взгляд не очевидны.

«В том числе это борьба с контрафактом и просроченной фармацевтической продукцией, поскольку будет очень просто верифицировать, когда и какой препарат был куплен. Это повышает ответственность не только тех, кто производит препараты, но и тех, кто занимается их реализацией. Во-вторых, выписка тех или иных препаратов, когда она группируется в так называемые бигдейты (большие данные), позволяет очень четко отследить тенденции запросов на те или иные препараты с привязкой к сезонной заболеваемости. А это позволяет, прогнозируя потребляемые объемы лекарств в тот или иной период, формировать рациональные запасы, чтобы не было недостатка в препаратах. К тому же такая система позволяет избежать избытка, чтобы предотвратить замораживание средств», — перечислил Гутенев возможные плюсы нового сервиса.

Опыт столицы и регионов

Система выписки электронных рецептов как часть пилотного проекта Минздрава по развитию телемедицины уже тестируется в ряде регионов страны. С апреля такая работа ведется в Московской, Калужской и Сахалинской областях. На очереди — Белгородская, Ростовская и Владимирская области. Такие данные озвучил директор департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава Дмитрий Селиванов на XI Всероссийском конгрессе пациентов 26 ноября. Как передает «Медицинский вестник», в ближайшее время должно выйти постановление правительства о проведении эксперимента по обеспечению удаленного взаимодействия медицинских работников с пациентами. Это позволит участвующим в эксперименте регионам расширить зону взаимодействия, а новым – подключиться к нему, рассказал Селиванов.

Заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачев в интервью «Российской газете» сообщил, что к 2024 году электронные рецепты и телемедицинские консультации будут доступны всем жителям страны. Такие цели обозначены в нацпроекте «Здравоохранение». В частности, на портале госуслуг уже работает суперсервис «Мое здоровье», который позволяет получать информацию об оказанной медицинской помощи и просматривать личные электронные медицинские документы. Более 10% пользователей госуслуг уже воспользовались им в 2020 году (а их уже более 100 млн человек).

Между тем в Москве сервис «Электронный рецепт» работает с 2014 года. По данным пресс-службы правительства столицы, за шесть лет врачи медицинских организаций, подведомственных городскому Департаменту здравоохранения, выписали около 100 млн электронных рецептов. История лекарственной терапии доступна лечащему врачу и пациенту в электронной медкарте.

Отмечается, что электронные рецепты позволяют экономить время врачей, к тому же система позволяет повторно выписать рецепт в один клик пациентам с хроническими заболеваниями.

Кроме того, с помощью сервиса врач может посмотреть инструкции по применению выбранных препаратов. Если назначаемое лекарство конфликтует с ранее выписанными, система выдаст предупреждение с описанием возможных последствий.

Пациент в любой момент может просмотреть все детали назначений и выписанных рецептов в электронной медкарте на mos.ru, в приложении «ЕМИАС.ИНФО» или в информационных киосках Единой медицинской информационно-аналитической системы в любой поликлинике.

Непростой переход?

Telegram-канал «НеМинздрав» констатирует, что цифровизация здравоохранения – мировая тенденция.

Авторы полагают, что телемедицинские решения могут помочь регионам восполнить нехватку узких специалистов в малых городах и сельской местности. В результате местные жители получат доступ к большему спектру медицинских услуг.

Однако авторы сомневаются, что в России есть необходимые технические возможности для активного внедрения передовых цифровых технологий.

Между тем авторы канала «Поясни за мед» называют еще одну возможную причину того, почему модернизация, цифровизация и инновации «пропихиваются в нашу медицину очень туго». Речь идет о стареющих врачах.

«Сейчас существуют поликлиники, полностью готовые к переходу на электронную документацию. Но врачи пишут все от руки на чистых листах. Медсестры могут записать пациента, назначить анализы и организовать УЗИ, но лист осмотра может заполнить только врач. В рамках оптимизации медсестер скоро выселят из кабинетов и посадят на «пост». Будет прямо как в стационарах. Тогда врачам придется самим все организовывать через компьютер. А значит, половина врачей уйдут на заслуженный отдых», — размышляют авторы.

Канал «Записки врача» также полагает, что переход на цифровой формат в российском здравоохранении будет непростым: врачам потребуется время, чтобы разобраться в новых электронных системах. Однако подобные решения необходимы.

«Помню, как на практике на первом курсе меня послали разбирать истории болезни в архив. Честно говоря, он был больше похож на древнюю библиотеку из фильмов про Индиану Джонса, откуда надо забрать одну рукопись, а потом все рухнет. А ведь там хранятся очень важные данные про пациентов, которые могут быть нужны в будущем. Конечно, вероятность того, что что-то может потеряться, очень высока. Поэтому я рада, что сейчас все переходит в цифровой формат: это легче, удобнее и надежнее. Ну и от руки нужно будет меньше писать, и на почерк никто жаловаться не будет», — аргументирует свою позицию автор.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: