Регионам рекомендуют содействовать развитию СИМ: помогут ли в этом понятные правила и участие бизнеса?
Минтранс РФ направил регионам письмо, в котором призывает не запрещать, а продвигать использование электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Региональным чиновникам предлагают не создавать административные барьеры, а содействовать развитию этого вида транспорта. Ранее в некоторых регионах ввели ограничения использования СИМ.
Сотрудник Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Олег Арефьев:
– Свободная городская площадь в упорной борьбе делится между пешеходами и автомобилистами. Сюда же поставили задачу впихнуть электросамокаты и другие СИМ. В свое время история с велосипедистами не приняла массового характера: они более сознательны, их не так много, поэтому велосипедисты не раздражали население. СИМ можно взять на улице без всякой подготовки, их аудитория менее дисциплинированная. Начались конфликты, которые стали вырываться в публичное поле. Пешеходы считают, что на их территории (тротуар) самокаты стали их давить. Последующие запреты были больше политической историей, чтобы не усугублять ситуацию. До сегодня так и не разработано ни одного вменяемого механизма контроля СИМ. В регионах понимают, что проще их запретить: это работает еще и как пиар-ход.
В логике Минтранса СИМ заложены в Стратегию-2030. Это определенная часть транспортной системы, ее надо не запрещать, а развивать. Это происходит сейчас, потому что в 2026 году выборы: будут бурные дебаты вокруг общественного транспорта, СИМ и прочего. На этом можно набрать политические очки.
Финансовый аналитик кандидат экономических наук Михаил Беляев:
– Запреты и ограничения использования электросамокатов и других СИМ в регионах введены не на пустом месте, а потому, что нет вменяемых правил регулирования и использования. Значит, надо подходить с другой стороны: не просто запрещать и ограничивать, что легко, а ввести комплекс мероприятий, который бы заставил пользователей СИМ выполнять правила эксплуатации, а правоохранительные органы должны следить за их соблюдением.
Для развития требуемой инфраструктуры регионы могут привлечь бизнес, если все это будет сопровождаться на законодательном уровне. Региональные бюджеты всегда ограничены, их можно направлять на более значимые сферы. А бизнес может найти выгодные для себя участки.
Политолог Оксана Дякина:
– Запреты на использование СИМ в некоторых регионах являются вынужденной, но оправданной мерой. Они стали ответом на реальную угрозу безопасности граждан, вызванную отсутствием инфраструктуры и четких правил регулирования. Как показала практика Благовещенска, частичные ограничения не решили проблему, а лишь перенесли ее в другие районы, что привело к полному запрету. Эта ситуация – наглядный пример того, что происходит, если развитие технологий опережает создание нормативной и инфраструктурной базы. Необходимо развивать государственно-частное партнерство в части использования мест для организации парковок. Без консолидированных усилий власти и бизнеса СИМ так и останутся источником проблем, а не удобным и безопасным видом городского транспорта.
Главный редактор аналитического интернет-портала «Акценты» кандидат политических наук Антон Чаблин:
– Ранее введенные запреты и ограничения в регионах объясняли реакцией на реальный хаос и отсутствие понятных правил. Да, была обеспокоенность жителей и властей безопасностью пешеходов, особенно после резонансных ДТП. Когда не было четкого федерального регулирования, а культура использования электросамокатов отсутствовала, власти, пытаясь защитить граждан, прибегали к самым простым, но недальновидным решениям – запретам. Теперь, когда на федеральном уровне появились четкие ПДД, региональные запреты выглядят излишними. Они тормозят развитие современного, экологичного и удобного способа передвижения. Регионы должны увидеть возможность для развития экотранспорта и повышения качества городской среды через партнерство с бизнесом.
