ОЭЗ на грани исчезновения: почему неэффективный инструмент дорог регионам


Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил прекратить деятельность десяти особых экономических зон (ОЭЗ) и приостановить создание новых. Контрольное управление президента выяснило, что создание таких зон – слишком затратное занятие. Однако губернаторы заступаются за свои проекты и не хотят так быстро с ними прощаться. О будущем ОЭЗ вместе с экспертами рассуждал «РК».

Слишком затратные

Поручение Путина последовало после ознакомления с докладом главы контрольного управления президента Константина Чуйченко, из которого следует, что на 33 особые экономические зоны с 2006 года потрачены огромные суммы: 186 млрд рублей, 24 млрд рублей из них не использованы, а налоговые и таможенные платежи из этих зон за тот же срок составили всего 40 млрд рублей. К 2016 году вместо 25 тысяч рабочих мест было создано только 18 тысяч. Создание же одного рабочего места обошлось бюджету в 10 млн рублей.

Президент также поручил правительству до 30 июня разработать единую стратегию работы ОЭЗ, оптимизировать бюджетные инвестиции и выработать механизмы их передачи под управление субъектам РФ, пишет «Коммерсант».

Напомним, что ОЭЗ были созданы в июле 2005 года. На их территориях действуют льготные экономические условия для предпринимателей. На 1 января 2016 года в 30 субъектах функционировали 33 ОЭЗ: девять промышленно-производственного типа, шесть технико-внедренческого типа, три портовые зоны и 15 зон туристско-рекреационного типа. По данным Минэкономики, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 из 29 стран.

Пресс-секретарь Путина Песков прокомментировал решение главы государства, заявив, что институт ОЭЗ себя не оправдал. Он оказался крайне неэффективным и дорогим, а отдача и КПД от его работы равны нулю. Вместе с тем он отметил, что это не касается территорий опережающего развития (ТОР). По словам Пескова, этот институт напротив зарекомендовал себя с хорошей стороны и его это решение не коснется. Кроме того, поручение президента России о закрытии десяти особых экономических зон касается только тех зон, которые отказались брать на баланс регионы, пишут «Аргументы и факты».

Ранее «РК» также писал о том, что входе проверок Счетная палата пришла к аналогичному заключению – ОЭЗ сегодня весьма неэффективны.

Между тем министерство экономической политики России уже разработало новую стратегию развития особых экономических зон (ОЭЗ). Об этом журналистам рассказал заместитель министра экономического развития Российской Федерации Александр Цыбульский. По мнению чиновника, в самое ближайшее время будут предприняты определенные шаги, направленные на увеличение эффективности особых территорий. Цыбульский также признает необходимость повышение ответственности регионов и фокуса на привлечении резидентов, однако он считает некорректным сравнение ОЭЗ с территориями опережающего развития (ТОР).

«Я уверен, что территории опережающего развития станут эффективным инструментом экономического развития регионов, но сравнивать их пока некорректно. Все-таки институт ТОРов слишком молод, чтобы давать ему оценки», — приводит его слова агентство ФАН со ссылкой на телеканал «Россия 24».

Регионы не хотят отказывать от ОЭЗ

Между тем врио председателя Правительства Северной Осетии Таймураз Тускаев заявил, что разработка проекта особой экономической зоны в республике будет продолжена, а решение президента продиктовано намерением повысить эффективность расходов, пишет портал «Градус» со ссылкой на газету «Северная Осетия».

«Мы хотим подать положительный пример с современными производствами и новыми рабочими местами. Важно максимально точно определить востребованные рыночные ниши не в краткосрочной перспективе, а с прогнозом на 5–10–15 лет, используя потенциал республики, запасы природных ресурсов, инновационные технологии, научные достижения, трудовые кадры, которые готовят вузы. Повторюсь, речь о сворачивании проекта особой экономической зоны в Северной Осетии не идет. Сегодня республика находится на этапе изучения рынка, определения инвесторов, которым собираемся создать налоговые и другие преференции», — сказал он.

В свою очередь власти Московской области компенсируют промышленным предприятиям до 60 млн рублей на создание инфраструктуры в особых экономических зонах. По словам подмосковного министра инноваций и инвестиций Дениса Буцаева, речь идет о строительстве дорог, электричества, газа, очистных сооружений и железнодорожных путей, передает Агентство городских новостей «Москва». Министр также отметил, что предприниматели смогут бесплатно получать в ОЭЗ землю уже с построенной инфраструктурой.

Желает продолжить развивать ОЭЗ и губернатор Орловской области Вадим Потомский. Губернатор заявил, что его региону не нужно ни одной федеральной копейки для развития ОЭЗ. «Мы не просим денег. Мы уже все построили. Есть инфраструктура. Ни копейки федеральной не нужно», — отметил губернатор, напомнив, что именно неэффективное использование средств вынуждает президента принять такое решение.

Потомский отметил, что даже названия ОЭЗ «Серп и молот» может смениться, это не принципиально, но необходимы федеральные преференции, в частности свое таможенное пространство. «Есть серьезные производители из Беларуси, Туркмении, Ирана. Интерес есть», – добавил глава региона.

Глава региона намерен провести встречу с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, чтобы обрисовать конкретную обстановку с ОЭЗ региона, пишут «Орловские новости»

В министерстве инвестиций Свердловской области и руководстве управляющей компании проблемы ОЭЗ «Титановая долина» просто не реагируют на заявление президента и отмечают, что если федералы захотят отозвать средства на ее развитие, то непонятно, откуда области придется брать деньги на погашение долга, пишет портал Устав. К слову, за ОЭЗ «Тольятти» вступился уже сам вице-премьер Дмитрий Козак, заявив, что оснований для ее закрытия нет. «ОЭЗ «Тольятти» входит в пятерку наиболее эффективных особых экономических зон нашей страны. Уверен, что она будет не только в пятерке, но и в первой тройке по эффективности, зная опыт и энергию губернатора, к которому сейчас перешли все полномочия по управлению ОЭЗ», — приводит его слова «Самара.ру».

Есть ли перспективы?

В разговоре с «РК» эксперты дали свою оценку происходящего с ОЭЗ в регионах. Так, директор института актуальной экономии Никита Исаев полагает, что любому контрольному ведомству и даже просто гражданину очевидно – у ОЭЗ нет перспектив.

«На их создание было выделено почти 186 млрд рублей из бюджета, а создано только 18 177 рабочих мест. То есть на создание одного рабочего места пришлось почти 10 млн рублей – затраты совершенно несоизмеримы с полученным результатом. Причиной такой катастрофической неэффективности стали отсутствие контроля за расходованием средств и реализацией проектов, конфликты нормативной базы и то, что многие ОЭЗ рассматриваются в отрыве от окружающей инфраструктуры (которая зачастую попросту отсутствует). Хороший пример – ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Они нередко создаются на территориях природных парков без четко обозначенных границ, где запрещено строительство и вырубка деревьев. Как можно развивать курорт, на территории которого нельзя ничего построить, даже гостиницу? Некоторые территории после нескольких лет так называемого «развития» неожиданно оказывались непригодными для использования», – отметил он.

А вот директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что дело не в самих ОЭЗ, а в плохом инвестклимате всей страны.

«Если я правильно все поняла, то закрывают самые дистрофические зоны, в которых ничего не получилось. Передают на бюджеты регионов зоны, в которых еще что-то теплится. Но здесь мы сталкиваемся вот с какой проблемой: сейчас бюджеты регионов испытывают тяжелейшие трудности, денег на развитие инфраструктуры в этих зонах у регионов нет. Дефициты бюджетов имеют 75, 76, 77 субъектов РФ из 85 – это данные за последние три года. У регионов огромные долги, образовавшиеся из-за выполнения указов Президента по повышению заработной платы. Перевод зон в ведение регионов означает одну простую вещь – денег на инфраструктурное развитие этих зон не будет. Инструмент, который называется «особая экономическая зона», в России попробовали, но получилось очень неважно, от этого инструмента отказались. Но проблема не в инструменте, а в том, как он используется: слишком маленькие территории, слишком скромный набор льгот», – констатировала она.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: