Новый механизм контроля для муниципалитетов: снижение нагрузки или усиление давления сверху?
Правительство РФ одобрило законопроект об организации контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления. Предлагается распространить на муниципалитеты правила, которые ранее применялись по отношению к бизнесу: рискориентированный подход, профилактические визиты, досудебное обжалование и др.
Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по региональной политике Михаил Матвеев:
– Конечно, должна существовать какая-то методическая помощь, связанная с финансовой деятельностью, с работой контрольных органов и так далее, которая помогает муниципалитетам. В этом смысле принимаемый законопроект, на мой взгляд, поможет, поскольку вопрос правового обеспечения играет огромную роль. Зачастую ошибки или бездействие, за которые потом прилетают штрафы, совершаются муниципальными чиновниками из-за того, что они плохо ориентируются в законодательстве. Но вопрос в том, что львиная доля проблем связана с отсутствием финансирования, когда те же главы муниципалитетов вынуждены выкручиваться, иногда закрывая одни проблемы деньгами из других сфер, подпадая под определение нарушений, связанных с нецелевым использованием средств. Можно окружить такого главу десятком кураторов, но если денег не будет, то проблема не решится.
Генеральный директор АЦ «Политген» Ярослав Игнатовский:
– Одобренный правительством законопроект формально преследует цели дебюрократизации и оптимизации. Заявленные механизмы – рискориентированный подход, профилактические визиты и досудебное обжалование – призваны снизить административную нагрузку на муниципалитеты и сократить их расходы на штрафы. Логика здесь прослеживается: переход от сплошных проверок к выборочным, основанным на оценке рисков, а также возможность продлить срок устранения нарушений теоретически должны сделать контроль более гибким и менее обременительным, чтобы избежать штрафов. В контексте последовательной централизации власти, которая последние годы продолжается в России, инициатива не может рассматриваться исключительно в управленческом ключе. Она закономерно продолжает муниципальную реформу, которая уже существенно ограничила автономию местного самоуправления. Профилактические визиты и новые механизмы контроля де-факто создают инструменты для более глубокого и систематического контроля деятельности муниципалитетов. Ключевой вопрос заключается не в декларируемом снижении бюрократии, а в перераспределении властных полномочий. Основной эффект может заключаться не только в сокращении штрафов, но и в усилении решений вышестоящих инстанций.
Финансовый аналитик кандидат экономических наук Михаил Беляев:
– На местах не всегда находятся компетентные люди, порой имеет место коррупционная составляющая, а ведь нужно соблюдать интересы региона, в том числе по расходованию бюджетных средств. Поэтому контроль необходим, но, на мой взгляд, было бы достаточно прокуратуры. Вводя какой-то новый вид контроля, внедряя его внутрь системы, мы ее не меняем, она остается той же самой. Вот когда что-то вскрывается, должно быть суровое наказание. Именно его неотвратимость и должна стать для муниципального чиновника стимулом, чтобы разбираться в том или ином вопросе.
Политолог Алина Жестовская:
– На мой взгляд, данная законодательная инициатива – попытка компенсации низких компетенций, которые нередко встречаются у муниципальных властей. Здесь центр предлагает им помощь – например, в том, как методологически правильно реализовать проект, сделать это так, чтобы потом не пришла прокуратура и не выписала штрафы.
