Налоговый режим в регионах: вероятные модели
В соответствии с поручением президента не допустить резкого роста налогов и стимулировать региональный бизнес, все больше губернаторов объявляют о возможности налоговых послаблений. Эксперты «РК» сошлись во мнении, что лучше всего для современного российского бизнеса, чтобы его «не трогали» и обеспечили стабильность экономического развития хотя бы на ближайшие 2-3 года.
Бизнес отпустили на каникулы
Бум налоговых каникул охватил страну. Как сообщают региональные СМИ, все больше и больше регионов разрешают бизнесменам некоторое время не платить ряд налогов. Такую привилегию в конце августа получили предприниматели Карачаево-Черкесской Республики (Закон КЧР от 27.07.2015 № 64-РЗ) и Нижегородской области (Закон Нижегородской области от 05.08.2015 № 106-З). Ранее ряды «каникулярных» регионов пополнили Волгоградская и Омская области, республики Хакасия и Чувашия. В общей сложности, соответствующие законы приняты в 51 субъекте РФ.
Руководство Ставропольского края объявило, что в 2016 году устанавливаются «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей, начинающих свой бизнес в сфере производства, и будет проведена работа по расширению перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых будет применяться патентная система.
Ранее успокоительные гарантии бизнесменам дал сам президент Владимир Путин. О сообщил в июне, что мораторий на рост налогов будет действовать вне зависимости от внешних условий. «Мы приняли принципиальное решение — на ближайшие 4 года зафиксировать налоговые ставки, не увеличивать фискальное бремя на бизнес, чтобы компании могли планировать свою работу на среднесрочную перспективу. Будем придерживаться этого принципа вне зависимости от внешних условий или нагрузки на бюджет», — сказал Путин.
Речь шла также и о введении налоговых каникул в отношении индивидуальных предпринимателей и существенном снижении фискальной налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в рамках специальных налоговых режимов. Сегодня на отдых от налогов могут претендовать ИП, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона, устанавливающего такие каникулы, и ведущие деятельность в производственной, социальной или научной сферах.
Нужны корректировки
Однако некоторые регионы считают, что федеральное налоговое законодательство нуждается в корректировке . В частности, как сообщает «Правда УрФО», дума ХМАО-Югры внесла на рассмотрение Госдумы проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый и Бюджетные кодексы РФ. Документ содержит новую главу «Система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти (НФР)».
По мнению разработчиков, основная цель нововведения – дальнейшее совершенствование действующей системы налогообложения при добыче нефти на месторождениях, расположенных на территории РФ.
Действующая система налогообложения деятельности по добыче нефти, сформированная в 2002 году, была введена как временная мера. На текущий момент она не рентабельна для разработки действующих месторождений. Согласно нововведению, прибыль на пилотных проектах участков недр будет облагаться пошлинами от реализации добытой нефти по ставке 60% и налогом на прибыль организаций по ставке 20%. Правительство РФ одобрило законопроект о НФР, но с несколькими доработками.
Нужны не перемены, а стабильность
Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ, доктор географических наук Алексей Скопин считает, что, на самом деле, региональное руководство имеет очень мало рычагов влияния на систему налогообложения и возможностей помочь бизнесу у них немного. Однако, по мнению эксперта, главной помощью для предпринимателей в кризис станет даже не облегчение налогового бремени, а гарантия стабильного развития.
Его коллега, политолог, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Олег Матвейчев придерживается мнения, что нынешняя система налогообложения в России и так одна из самых гуманных в мире, поэтому в дополнительных льготах бизнес сегодня не нуждается.
В целом, по мнению экспертов, современное российское законодательство в сфере налогообложения не требует серьезных изменений и вполне жизнеспособно, а для того, чтобы стимулировать экономическое развитие регионов необходимо использовать другие инструменты.
