Квартирный вопрос: как регионам решить проблему обеспечения детей-сирот жильем?

/

За девять месяцев 2025  года в регионах России завершились 24 217 конкурсных процедур по покупке жилья детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей. Только 52% из них признаны результативными.

Депутат Госдумы, член комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Алексей Куринный:

— Сама система определения начальной максимальной цены на торгах довольно странная: она учитывает стоимость жилья за предыдущие годы, и она не всегда соответствует рыночной. В целом, на мой взгляд, регионы своими силами не справятся с этой проблемой, а федеральный центр финансирование на эти цели не увеличивает. Стандартные 10 млрд рублей погоды не делают. Надо увеличивать сумму субсидий и увеличивать федеральную поддержку для регионов на приобретение этого жилья. Кроме того, многие регионы внедрили эффективный механизм жилищных сертификатов. Главное, чтобы их стоимость соответствовала реальной стоимости жилья.

Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков:

– Cистемный кризис с закупкой жилья для сирот вызван фундаментальным разрывом между рыночной ценой на недвижимость и бюджетными возможностями регионов. Поэтому увеличения федеральных субсидий будет недостаточно, требуется изменение самого механизма обеспечения. У регионов есть возможности для решения этой проблемы, но они крайне ограничены. Бюджеты, особенно в дотационных субъектах, находятся под колоссальным давлением: исполнение майских указов по зарплатам, соцвыплаты, дорожное хозяйство, ЖКХ и т.д. А финансирование жилья для сирот – еще одна очень объемная и дорогостоящая статья, которая ложится тяжким бременем.

Можно оптимизировать закупки: объединить лоты, чтобы снизить административные издержки; тщательнее выбирать районы для закупки, то есть не в дорогом центре, а в развивающихся районах. А можно работать с застройщиками, проводить прямые переговоры с крупными девелоперами на предмет оптовых скидок и покупки квартир на ранних стадиях строительства – как обычно люди сами делают. В некоторых регионах пытаются строить жилье специально для этой программы, но это дорого и требует первоначальных инвестиций именно под эту госпрограмму.

Доктор экономических наук, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов:

– Ответственность за обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  лежит на регионах. Но при этом федеральные власти в этом процессе стараются участвовать, с начала 2010-х годов регионам регулярно предоставляются межбюджетные субсидии на решение этого вопроса. На 2025 год предусмотрено 10 млрд рублей, но детей-сирот, которые нуждаются в получении жилья – сотни тысяч человек, и с такой суммой решить задачу нельзя.

Быстро решить эту проблему не удастся. Поэтому возможны какие-то промежуточные меры – механизм выдачи сертификатов, коллективного участия, предоставления арендного жилья. Но мы понимаем, что рынок недвижимости в настоящее время перегрет. Стоимость ипотечных кредитов еще выше, и поэтому выкуп жилья с целью  предоставить его той или иной категории граждан – это достаточно дорогостоящее действие, которое не по силам бюджету, испытывающему дефицит. Решение требует политического обсуждения для корректировки тех установок, которые были приняты ранее.

Политтехнолог Алена Август:

– Первое, что нужно сделать – освоить инструменты финансового планирования. А это аналитика и прогнозирование. Также руководству регионов важно уметь работать с застройщиком и корпорациями: скидки на квартиры сиротам сами себя не сделают, за них надо бороться. При плохом финансовом планировании и неумении работать с рынком можно хоть как увеличивать субсидии – это не решит проблему. С жилищными сертификатами история особая: это обеспечение будет работать в позитив, если его обладатели будут финансово и юридически грамотны, самостоятельны и критичны, иначе мы так и будем читать печальные новости, как они были обмануты.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: