Инфраструктурные проекты: на чем «спотыкаются» регионы
Один из основных драйверов социально-экономического развития регионов – реализация масштабных инфраструктурных проектов. Это капиталоемкое направление требует кооперации государства и бизнеса, создания новых и использования проверенных временем инструментов финансирования.
Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский:
Сейчас реализация крупных инфраструктурных проектов связана с целым комплексом сложностей. Во-первых, почти не осталось таких проектов, которые регион может делать «на свои»: везде нужно федеральное софинансирование. Отсюда первая проблема: убедить федеральный центр в необходимости проекта. С социальными объектами проще: они и электорально более привлекательны, и методики расчета их необходимости более проработаны.
Вторая сложность: нужен сильный федеральный лоббист и его необходимо найти.
Третье: наличие денег. Сейчас федеральный и региональные бюджеты серьезно «усушиваются». В приоритете — защищенные социальные расходы. Инфраструктура — только если есть крайняя необходимость. Вот эту крайнюю необходимость и приходится доказывать.
Наконец, четвертая проблема: наличие подрядчика, который не сорвет сроки и доведет объект до конца. Времена долгостроек и «заброшек» в прошлом. Никто сейчас не позволит «закапывать» деньги. За любые просрочки можно легко получить уголовное дело, причем всем по кругу: и подрядным организациям, и тем, кто им деньги выделял, т.е. чиновникам. Так что некоторые муниципалитеты и регионы просто отказываются от крупных инфраструктурных строек сейчас, когда понимают, что проверенного подрядчика нет, деньги придется выбивать из федералов с боем, при этом вероятность попасть под каток силовиков — почти гарантированная.
Член комитета Государственной думы по малому и среднему предпринимательству Наталия Полуянова:
Целью инфраструктурных проектов является, в первую очередь, улучшение качества жизни населения. Для реализации всего потенциала и максимальной пользы региону необходимо провести профессиональное прогнозирование с учетом всех возможных факторов.
Часто инфраструктурные проекты имеют высокие риски. Объекты проекта обычно технически сложные, порой при их строительстве используются новые неопробованные ранее технологии. Также одна из распространенных проблем — ценообразование проекта. Сметная стоимость строительства может отличаться от реальных затрат на сооружение объектов.
Однако, несмотря на все проблемы и риски, инфраструктурные проекты для региона и муниципалитета становятся точками отсчета для развития всей территории.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов:
Когда мы говорим об инфраструктурных проектах, то надо понимать, что это не только «стройки века», транспортные коридоры, не только амбициозные проекты, которые затрагивают макрорегионы или даже всю страну.
Инфраструктурные проекты – это, например, модернизация ЖКХ, модернизация социально значимых объектов, которые нужны каждому человеку. В этом смысле есть блоки, которые представляют серьезную опасность при реализации таких проектов на территории регионов. Так, до сих пор у нас имеются проблемы с качеством реализации на местах, это проблема с кадрами и коррупционной составляющей.
Много вопросов есть и с получением инфраструктурных кредитов. Надо внимательно смотреть в сторону субъектов с невысокой бюджетной обеспеченностью, в сторону малых регионов, тех территорий, в которых мы не ожидаем взрывного экономического роста, но которые должны ритмично развиваться в русле сокращения разрыва между самыми богатыми и самыми бедными регионами России.