25 лет с Путиным: как изменились за это время регионы России
7 мая 2000 года Владимир Путин впервые официально вступил в должность президента РФ. Какие изменения произошли в региональной политике за прошедшие 25 лет, обсуждаем с экспертами РК.
Политконсультант, член Общественной палаты РФ, автор Telegram-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин:
– Значимые изменения в региональной политике можно структурировать по нескольким измерениям. Во-первых, менялось административное деление. Количество регионов сначала уменьшалось (2005–2008 годы) путем их объединения, а с 2014 года стало расти за счет присоединения новых регионов. Появилась также федеральная территория «Сириус» – новый формат.
Во-вторых, не раз менялась система управления регионами. Отмена и снова возврат прямых выборов губернаторов, создание и ликвидация профильного министерства, появление и трансформация роли федеральных округов и института полпредов президента в них. Трансформация Совета Федерации, где вместо губернаторов стали заседать их представители и представители регпарламентов. В целом произошло повышение контроля над регионами.
В-третьих, улучшается логистика между регионами. В-четвертых, появились и укрепились регионы – чемпионы как по росту населения, так и по экономике. Конечно, это создает определенные вызовы для других. Но и очевидно, что президент понимает возникающие диспропорции. Ответы на них мы видим в форме новой Стратегии пространственного развития, программы разработки мастер-планов арктических и дальневосточных городов и т. п.
Политолог, член Общественной палаты РФ Евгений Забродин:
– Когда Путин только начинал свой путь в качестве президента, он столкнулся с разнобоем в возможностях региональных руководителей, с откровенным сепаратизмом во многих субъектах и с огромным количеством проблем. Изменения в отношениях федерального центра и регионального руководства были поэтапными, эволюция заняла лет 10. Региональные руководители потеряли не столько права, сколько вольницу, потому что были просто вопиющие ситуации, особенно в некоторых национальных регионах, где руководители думали, что они абсолютно полновластные хозяева. Сейчас Россия не стоит на грани распада по причине того, что региональные элиты смотрят в разные стороны. Теперь региональные элиты смотрят в ту же сторону, куда и федеральная элита.
Политолог, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко:
– Путин показал себя искусным правителем. Всем известно, что в 1990-х российские регионы пребывали в состоянии известной ельцинской формулировки «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Некоторые, типа Свердловской области, задумывались даже о введении собственной валюты. А национальные республики типа Татарстана (не говоря уже о Чечне) жили фактически в состоянии полунезависимого государства. Все это закончилось.
Сейчас люди могут даже не знать фамилии собственного губернатора, особенно если он недавно занял должность. Так что роль губернаторов сильно девальвирована, фактически это исполнители воли федерального центра, и в этом минус: они утратили роль модератора отношений между элитами.
Руководитель социологической компании Russian Field Артемий Введенский:
– За 25 лет в российской региональной политике сформировалась четкая вертикаль власти, которая обеспечивает управляемость, но при этом оставляет все меньше пространства для инициатив снизу – от регионов и особенно от местного самоуправления. Сегодня мы видим, как муниципальная реформа сокращает возможности для самостоятельных решений на местах, делая систему еще более централизованной.
В прошлом году был принят указ президента, обязывающий регионы проводить регулярные социологические исследования, в ходе которых жители будут оценивать действия местных властей. Повышение доверия общества и власти к социологии как инструменту обратной связи – это важный шаг, если он будет реализован правильно. Надеюсь, такая практика будет внедрена и на муниципальном уровне.