РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АВГУСТЕ 2017 ГОДА
Аналитический доклад
Федеральная политика в отношении регионов
Знаковыми для отношений Центра и регионов в августе по-прежнему оставались мероприятия на местах с участием Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Учитывая приоритеты, обозначенные в ходе визитов первых лиц в регионы, обратная связь властей с гражданами может стать одной из ключевых тем президентской кампании 2018 года.
Нужно отметить, что президент и премьер обращают внимание региональных управленцев на один и тот же круг проблем. Так, тема взаимодействия с гражданами в решении задач местного уровня поднималась в июле на форуме «Городская среда» с участием Дмитрия Медведева, а в августе вопрос об «активном привлечении граждан в решение проблем городов, сёл, посёлков» был поднят на Совете по развитию местного самоуправления Владимиром Путиным. Президент также специально остановился на значении федерального проекта по формированию комфортной городской среды. Вполне ожидаемо, что глава государства выразил недовольство политикой властей на местах, считающих, что «можно отделаться имитацией учёта мнения жителей и таким образом проявить явное неуважение к гражданам…даже пренебрежение». Скорее всего, в конце 2017 – начале 2018 годов Центр будет куда жестче реагировать на случаи, когда региональные власти оказываются не способны локализовать местные конфликты собственными силами. В свете этой тенденции в зоне риска оказываются власти регионов с высокой протестной активностью.
В ходе и по результатам поездок первых лиц вновь подчеркивается роль «Единой России» как канала взаимодействия между региональными элитами и Центром. При этом партия не просто позволяет региональным игрокам напрямую контактировать с первыми лицами государства. Она все чаще становится площадкой по обсуждению политических и важных для регионов социально-экономических вопросов. Эту тенденцию отразила серия тематических форумов, проходивших летом 2017 года под эгидой партии. В августе крупным мероприятием такого рода стала встреча лидера «Единой России» Дмитрия Медведева с партийным активом Приволжского федерального округа в Пензе.
- Уровень стабильности социально-экономической и политической ситуации в регионах
Серьезными вызовами для региональных властей в августе остаются более пристальный контроль Центра за ситуацией на местах, коррупционные скандалы, а также экстренные кризисные ситуации, связанные со стихийными бедствиями.
Готовность губернаторов соответствовать новым требованиям Центра проявляется в ходе визитов президента в регионы.
В ходе региональных поездок президента в августе 2017 года наиболее вполне позитивные сигналы получили врио глав Рязанской, Калининградской областей, Бурятии, а также руководство Крыма, нейтральный – глава Амурской области. В то же время проблемный сигнал получил глава Иркутской области Сергей Левченко, не сумевший достаточно четко ответить на поставленные президентом вопросы, на что прямо обратил внимание Владимир Путин («вы говорите, что увеличится стоимость, но насколько конкретно она увеличится вы не знаете, сколько нужно щебня вы ответить не можете»). О вероятности досрочной отставки иркутского губернатора, безусловно, говорить преждевременно. Но на фоне критики со стороны президента могут активизироваться региональные игроки, настроенные на ослабление позиций Левченко. Чем больше будет подобных сигналов по мере приближения выборов в областное заксобрание в 2018 году, тем сложнее эта кампания будет проходить для иркутского губернатора.
Серьезным фактором, влияющим на устойчивость позиций региональных лидеров, по-прежнему остаются коррупционные скандалы. В августе один из них вновь затронул Ставрополье. Было возбуждено уголовное дело в отношении первого заместителя министра строительства, дорожного хозяйства региона Андрея Лазуткина. Ранее в центре внимания правоохранительных органов оказался глава того же регионального министерства Игорь Васильев. Подобные скандалы не обязательно предвещают смену главы региона. Но в будущем они могут привести к серьезному переформатированию краевого правительства, более пристальному вниманию Центра к ситуации в крае и назначению на ключевые посты в региональных органах власти лиц, не связанных с командой губернатора Владимира Владимирова.
Летом важным фактором региональной политики традиционно становятся стихийные бедствия. В таких случаях важна реакция губернатора на подобные ситуации – чем более она оперативна и комплексна, тем больше вероятности, что подобная ситуация может укрепить позиции главы региона. Отметим, например, действия команды врио главы Новгородской области Андрея Никитина по борьбе с последствиями наводнений в начале лета.
В августе примером достаточно эффективных действий в кризисной ситуации может служить подход властей Смоленской области к борьбе с последствиями масштабного пожара на трикотажной фабрике «Шарм». Губернатор Алексей Островский большое внимание уделил социальным последствиям этого происшествия – трудоустройству сотрудников предприятия, потерявших из-за этого происшествия рабочие места. Это – пример комплексного подхода к решению проблемы, который может быть положительно воспринят многими жителями региона.
Больше проблем главам соответствующих регионов принесли масштабные пожары в Ростове-на-Дону и в Иловлинском районе Волгоградской области. Реакция губернаторов была достаточно оперативной. Скажем, волгоградский губернатор Андрей Бочаров оперативно выехал на место событий. Но в Ростовской области резонанс вокруг пожара приобрел федеральный масштаб, а в Волгоградской инцидент стал еще одним основанием для критики главы региона его оппонентами. Серьезные дискуссии вокруг пожара в Ростове-на-Дону, скорее всего, продолжатся и в сентябре – это станет заметной проблемой для главы региона Василия Голубева.
- Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Интенсивность внутриэлитных конфликтов в июле-августе в регионах, не затронутых крупными предвыборными кампаниями, как правило, снижается. Тем не менее в этот период все равно происходят события, влияющие на конфигурацию местных элит.
К таким событиям можно отнести крупные кадровые перестановки. Хотя самое популярное время для подобных решений в региональных правительствах – осень–начало зимы, в нынешнем августе в органах власти ряда регионов произошли серьезные ротации.
В Иркутской области состоялась отставка главы регионального правительства Александра Битарова, что многие наблюдатели восприняли как ослабление команды губернатора Сергея Левченко. На пост премьера был выдвинут Руслан Болотов – выходец из стройкомплекса, занимавший пост министра в регионе при губернаторах Игоре Есиповском и Дмитрии Мезенцеве. Пока Левченко удалось в целом удержать сложившуюся вокруг него коалицию элит. Но, возможно, устойчивость команды губернатора окажется под угрозой по мере приближения выборов заксобрания в 2018 году — в случае развития конфронтационного сценария данной кампании.
Серьезные перестановки на муниципальном уровне произошли в Республике Крым. Оставили свои должности главы администраций Феодосии, Кировского, Красногвардейского, Джанкойского районов и Симферополя. При этом в июле уже произошли ротации в правительстве региона и отставка мэра Ялты. Подобные перестановки являются ответом на серьезный запрос местных жителей на обновление органов власти. Серьезные претензии многие граждане высказывали, например, к работе экс-главы Симферополя Геннадия Бахарева. Однако перестановки снова вызывают вопросы о наличии достаточного кадрового резерва внутри республики. Регулярные кадровые ротации дают длительный политический эффект лишь в случае, если при этом власти могут решить структурные экономические и управленческие проблемы региона. Если такие проблемы продолжают накапливаться, перестановки на местах могут только отсрочить нарастание протестных настроений в отношении руководства региона.
В целом в августе, как правило, происходит не эскалация региональных внутриэлитных конфликтов, а перегруппировка сил местных игроков накануне нового политического сезона. Часто проводимые летом мероприятия несут в себе риск нового ранда противостояния между местными игроками. Примером может служить ситуация в Московской области, где ведется подготовка к проведению новых этапов муниципальной реформы. Вероятно, конфликты вокруг последней могут активизироваться вновь и сохранять актуальность по мере приближения выборов губернатора региона в сентябре 2018 года.
- Протестные настроения
Организаторы протестных акций, проводимых в августе, как правило, рассчитывают не на их массовость
(которой трудно достичь в период отпусков), а на информационный резонанс, которого проще достичь во время сезонного снижения интенсивности внутрироссийских общественно-политических новостей.
Самой заметной общероссийской кампанией стала серия митингов «За свободу интернета», которые прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и ряде других городов в конце августа. Значительную долю их участников составили политические активисты либеральных сил. Однако массовость этих акций была довольно ограниченной (например, в столице соответствующий митинг собрал около 2000 участников). Можно сказать, что эта кампания позволила организаторам сохранять свой актив в мобилизованном состоянии даже в летний период, но не принесла им ни серьезного информационного эффекта, ни массового прироста сторонников.
Из региональных протестных кампаний резонанс получила акция противников строительства цементного завода в Теренгульском районе Ульяновской области. Активисты, поддержанные депутатом Госдумы от КПРФ Алексеем Куринным, разбили палатку прямо в здании областной администрации. В данном случае организаторы при задействовании довольно ограниченного круга участников добились определенного резонанса в федеральной прессе. Но вряд ли эта ситуация всерьез заденет позиции главы региона Сергея Морозова – именно потому, что акция имела локальный характер.
Среди акций социальной тематики по-прежнему заметными являются выступления обманутых дольщиков. Региональные и местные власти сумели наладить диалог далеко не со всеми инициативными группами, занимающимися проблемой. Тем не менее серьезные усилия, предпринятые Госдумой по инициативе «Единой России» по решению проблем этой группы граждан в начале лета, начинают приносить определенный эффект – интенсивность подобных акций постепенно снижается.
В сентябре следует ожидать традиционного сезонного роста протестной активности. По-прежнему можно ожидать новых выступлений обманутых дольщиков, но более интенсивными станут акции против градостроительной политики региональных и местных властей, а также мероприятия на экологическую тематику.
- Предвыборные кампании
В августе наступил заключительный этап предвыборных кампаний, итоги которых будут подведены в ходе Единого дня голосования в сентябре. Фактически это период, когда кандидаты и политические партии делают основную ставку на встречи с наиболее активной частью электората (в том числе с представителями протестных групп), а также на создание информационных поводов, которые могут привлечь дополнительное внимание к участникам гонки.
Имели место как предвыборные скандалы, связанные с использованием негативных информационных технологий (например, в ходе муниципальной кампании в Пскове и некоторых округах по выборам в Госсовет Удмуртии), так и резонансные судебные процессы. Стоит отметить прежде всего судебные разбирательства между «Коммунистами России» и КПРФ по поводу выборов в Северной Осетии.
Как и ожидалось, наиболее предсказуемыми для «Единой России» и ее кандидатов должны стать региональные избирательные кампании, а самыми сложными – муниципальные выборы в ряде крупных городов. Сложнее для «единороссов» обстоит ситуация там, где партия будет иметь дело не с разовыми всплесками протестной активности, а с оппозиционными партиями, опирающимися на дисциплинированный базовый электорат на фоне сложного управленческого наследия, оставшегося от предыдущих муниципальных администраций. Подобная ситуация сложилась накануне муниципальных выборах в Омске – городе с традиционно высоким уровнем поддержки КПРФ, где основная часть протестного электората ориентируется на эту партию, а не распределена между несколькими сопоставимыми по силам оппозиционными игроками. Серьезная конкуренция сохраняется на выборах в муниципалитет Ярославля, где на ходе кампании отражаются сложные отношения врио губернатора Дмитрия Миронова с местными элитами.
Тем не менее стратегическое значение имеет не изменение межпартийного баланса по итогам выборов, а отработка предвыборных технологий, которыми будут пользоваться политические игроки в ближайшей перспективе, и перезагрузка региональных и муниципальных элит на ближайшие несколько лет. В обоих случаях серьезные возможности на будущее созданы «Единой Россией». В отличие от оппозиционных партий, сделавших ставку на работу с традиционным базовым электоратом, единороссы предприняли усилия для расширения своей электоральной базы. Ранее проведение праймериз перед официальным стартом кампании позволило серьезно перезагрузить элитные коалиции, сформированные вокруг этой партии. В большей степени эффект от такой внутриэлитной перезагрузки в предвыборных регионах можно будет оценить в конце 2017-начале 2018 года, когда итоги выборов повлияют на формирование управленческих команд.