Глав­ной от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью де­я­тель­но­сти Вла­ди­ми­ра Вол­ко­ва на по­сту гла­вы Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние бо­лее гиб­ко­го и ме­нее цен­тра­ли­зо­ван­но­го, чем пре­жде, сти­ля управ­ле­ния при со­хра­не­нии кон­тро­ля за си­ту­а­ци­ей. По­ли­ти­ка рес­пуб­ли­кан­ской вла­сти тра­ди­ци­он­но ори­ен­ти­ро­ва­на на укреп­ле­ние и раз­ви­тие по­зи­тив­ных тен­ден­ций в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской сфе­ре и на устра­не­ние рис­ков по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти.

По­ли­ти­ка Вол­ко­ва: ди­на­мич­ное раз­ви­тие и управ­ля­е­мость 

Курс, за­дан­ный В. Вол­ко­вым, поз­во­лил ре­ги­о­ну со­хра­нить вы­со­кую управ­ля­е­мость (ха­рак­тер­но от­сут­ствие даже вре­мен­ной по­ли­ти­че­ской тур­бу­лент­но­сти в меж­вы­бор­ный пе­ри­од), а та­к­же се­рьез­ную под­держ­ку дей­ству­ю­щей вла­сти в пе­ри­од вы­бо­ров. На пря­мых вы­бо­рах гла­вы ре­ги­о­на в 2017 году В. Вол­ков пе­ре­из­брал­ся на пост гу­бер­на­то­ра с ре­зуль­та­том 89,19 % при явке 81,96 %, на вы­бо­рах пре­зи­ден­та в 2018 году рес­пуб­ли­ка та­к­же во­шла в чис­ло ре­ги­о­нов с вы­со­кой яв­кой.

Мор­до­вии уда­ет­ся из­бе­гать обостре­ния про­блем, свой­ствен­ных на­ци­о­наль­ным рес­пуб­ли­кам. На­при­мер, язы­ко­вой во­прос в ре­ги­оне не яв­ля­ет­ся угро­зой для кон­сен­су­са элит, как в Та­тар­стане и Баш­ки­рии.

Ос­но­вой со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки рес­пуб­ли­кан­ских вла­стей ста­ла ори­ен­та­ция на раз­ви­тие кон­ку­рент­ных пре­иму­ществ рес­пуб­ли­ки. В силу спе­ци­фи­ки ре­ги­о­на это аг­ро­про­мыш­лен­ный ком­плекс и ин­но­ва­ци­он­ный кла­стер.

  • Став­ка на кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства: сель­ское хо­зяй­ство. По ито­гам ян­ва­ря – ок­тяб­ря 2019 года в Мор­до­вии объ­ем ва­ло­вой про­дук­ции сель­ско­го хо­зяй­ства уве­ли­чил­ся на 7,7 % по срав­не­нию с ана­ло­гич­ным пе­ри­о­дом про­шло­го года. По­зи­тив­ные тен­ден­ции раз­ви­тия это­го сек­то­ра про­яв­ля­ют­ся и в вы­со­ких по­ка­за­те­лях: пер­вое ме­сто в Рос­сии по объ­е­му про­из­вод­ства мо­ло­ка на од­но­го жи­те­ля (440 кг), са­мая вы­со­кая уро­жай­ность в ПФО по зер­но­вым куль­ту­рам – 31 цент­нер с гек­та­ра, ва­ло­вой сбор зер­на со­ста­вил 1,356 млн тонн. От­ме­ча­ет­ся по­зи­тив­ная тен­ден­ция по экс­пор­ту. Со­хра­нив ее, рес­пуб­ли­ка пла­ни­ру­ет уве­ли­чить экс­порт про­дук­ции АПК к 2024 году по­чти в че­ты­ре раза. Ощу­ти­мым сти­му­лом для эко­но­ми­ки ре­ги­о­на долж­но стать уча­стие в про­грам­ме Мин­сель­хоза по сель­ской ипо­те­ке, ко­то­рая долж­на быть за­пу­ще­на в 2020 году.

 

  • Став­ка на кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства: ин­но­ва­ци­он­ный кла­стер. Раз­ви­тие ин­но­ва­ци­он­но­го кла­сте­ра – вто­рой при­о­ри­тет по­ли­ти­ки В. Вол­ко­ва. «Тех­но­парк-Мор­до­вия» – пред­при­я­тие, во­круг ко­то­ро­го стро­ит­ся ра­бо­та ин­но­ва­ци­он­но­го кла­сте­ра. В сен­тяб­ре 2019 года он под­твер­дил ста­тус луч­ше­го го­су­дар­ствен­но­го тех­но­пар­ка Рос­сии. В На­ци­о­наль­ном рей­тин­ге тех­но­парк Мор­до­вии вто­рой год под­ряд за­ни­ма­ет вто­рое ме­сто, про­де­мон­стри­ро­вав луч­ший ре­зуль­тат из всех участ­ни­ков с го­су­дар­ствен­ной фор­мой соб­ствен­но­сти. Кро­ме того, по срав­не­нию с про­шлым го­дом тех­но­пар­ку уда­лось зна­чи­тель­но улуч­шить свои по­зи­ции по субин­дек­су «Ин­но­ва­ци­он­ная ак­тив­ность ре­зи­ден­тов тех­но­пар­ка».

Жест­кая ори­ен­та­ция на под­дер­жа­ние по­зи­тив­ной ди­на­ми­ки в этих сфе­рах рас­счи­та­на на ку­му­ля­тив­ный эф­фект, ко­то­рый дол­жен при­ве­сти к бла­го­при­ят­ным из­ме­не­ни­ям в со­пут­ству­ю­щих от­рас­лях и ока­зать по­ло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на усло­вия жиз­ни в ре­ги­оне.

  • Ад­рес­ная под­держ­ка стра­те­ги­че­ски зна­чи­мых пред­при­я­тий. К чис­лу стра­те­ги­че­ски зна­чи­мых пред­при­я­тий в первую оче­редь необ­хо­ди­мо от­не­сти за­вод по раз­ра­бот­ке и вы­пус­ку ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов «Био­хи­мик» (один из ве­ду­щих иг­ро­ков на внут­рен­нем рын­ке ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов). На пред­при­я­тии функ­ци­о­ни­ру­ют пять це­хов, осна­щен­ных вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ным обо­ру­до­ва­ни­ем. Фик­си­ру­ет­ся по­зи­тив­ная ди­на­ми­ка в уве­ли­че­нии объ­е­мов про­из­вод­ства (на 13 % к уров­ню 2017 года) и про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да (на 25,5 %). Еще одно стра­те­ги­че­ски важ­ное пред­при­я­тие – «Са­ран­ск­ка­бель-Оп­ти­ка», ко­то­рое спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве ос­нов­ных ти­пов во­ло­кон­но-оп­ти­че­ско­го ка­бе­ля, при­ме­ня­е­мо­го для стро­и­тель­ства ма­ги­страль­ных и внут­ри­зо­но­вых се­тей свя­зи. В 2019 году ГК «Оп­ти­кэнер­го», в ко­то­рую вхо­дит «Са­ран­ск­ка­бель-Оп­ти­ка», уве­ли­чи­ла объ­е­мы про­из­вод­ства (103 %) и со­зда­ла 120 до­пол­ни­тель­ных ра­бо­чих мест. Об­щий объ­ем про­из­вод­ства ка­бель­ных пред­при­я­тий Мор­до­вии со­став­ля­ет 25 млрд руб­лей. Ка­та­ли­за­то­ром раз­ви­тия АПК в рес­пуб­ли­ке ста­но­вит­ся ГК «Та­ли­на». Это круп­ней­ший аг­ро­про­мыш­лен­ный хол­динг Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия, в струк­ту­ру ко­то­ро­го вхо­дят пред­при­я­тия по рас­те­ние­вод­ству, ком­би­кор­мо­во­му про­из­вод­ству, со­вре­мен­ные сви­но­ком­плек­сы, мя­со­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие пло­щад­ки. Сей­час «Та­ли­на» – в ак­тив­ной фазе на­ра­щи­ва­ния мощ­но­стей: фик­си­ру­ет­ся уве­ли­че­ние по­го­ло­вья жи­вот­ных, вы­пус­ка мя­со­кол­бас­ной про­дук­ции, а та­к­же на­ра­щи­ва­ние про­из­вод­ствен­ных пло­ща­док на тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки. В про­шлом году два но­вых сви­но­вод­че­ских ком­плек­са были вве­де­ны в экс­плу­а­та­цию в Ко­выл­кин­ском и Ин­сар­ском рай­о­нах. В 2020 году в Ко­выл­кин­ском рай­оне за­ра­бо­та­ют еще три ком­плек­са. При этом от пред­при­я­тий ждут не толь­ко эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти, но и до­сти­же­ния на­ци­о­наль­ных це­лей стра­те­ги­че­ско­го раз­ви­тия – в ре­ги­о­наль­ном мас­шта­бе, ко­неч­но. Так, «Био­хи­мик» ре­ша­ет мас­штаб­ную за­да­чу сни­же­ния за­ви­си­мо­сти рос­сий­ской фар­ма­цев­ти­че­ской про­мыш­лен­но­сти от им­пор­та, что осо­бен­но ак­ту­аль­но в усло­ви­ях санк­ций. А по оцен­ке ас­со­ци­а­ции «Элек­тро­ка­бель», Са­ранск – центр ка­бель­ной про­мыш­лен­но­сти Рос­сии. Роль ин­но­ва­ци­он­ных пред­при­я­тий уси­ли­ва­ет­ся. Они ста­но­вят­ся спе­ци­аль­ны­ми эко­но­ми­че­ски­ми ак­то­ра­ми, тре­бу­ю­щи­ми то­чеч­ных мер под­держ­ки. Каж­дое из них в сво­ем роде уни­каль­но. Это как ми­ни­мум озна­ча­ет необ­хо­ди­мость под­дер­жа­ния по­сто­ян­но­го вза­и­мо­дей­ствия вла­сти с гла­ва­ми этих пред­при­я­тий и ор­га­ни­за­ции спе­ци­аль­но­го кон­тро­ля за их де­я­тель­но­стью. Ко­ман­да В. Вол­ко­ва ак­тив­но под­дер­жи­ва­ет мо­дер­ни­за­цию про­из­водств и за­пуск но­вых про­из­вод­ствен­ных пло­ща­док.
  • Кад­ро­вая по­ли­ти­ка. Вза­и­мо­дей­ствие вла­сти и эли­ты: под­дер­жа­ние по­ли­ти­че­ско­го кон­тро­ля. В кад­ро­вой по­ли­ти­ке В. Вол­ко­ва про­сле­жи­ва­ет­ся яс­ная ори­ен­та­ция на оп­ти­ми­за­цию ап­па­ра­та, ко­то­рая про­дик­то­ва­на за­да­ча­ми ро­ста эф­фек­тив­но­сти и эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ци­ей в ре­ги­оне. На­ча­ло этой по­ли­ти­ки было по­ло­же­но ука­зом № 212-УГ об из­ме­не­нии струк­ту­ры ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти, при­ня­том в 2017 году. Со­кра­ще­ние рас­хо­дов на обес­пе­че­ние де­я­тель­но­сти управ­лен­че­ско­го ап­па­ра­та ха­рак­тер­но для по­ли­ти­че­ско­го сти­ля В. Вол­ко­ва.

Пра­ви­тель­ство Мор­до­вии пред­став­ля­ет со­бой се­год­ня устой­чи­вый ме­ха­низм, ос­нов­ны­ми уз­ла­ми ко­то­ро­го вы­сту­па­ют ми­ни­стры стра­те­ги­че­ски зна­чи­мых для ре­ги­о­на на­прав­ле­ний: В. Ма­зов – ми­нистр эко­но­ми­ки, тор­гов­ли и пред­при­ни­ма­тель­ства, В. Си­до­ров – ми­нистр сель­ско­го хо­зяй­ства и про­до­воль­ствия. В. Суш­ков, пред­се­да­тель пра­ви­тель­ства рес­пуб­ли­ки с 2012 года, – опыт­ный и жест­кий управ­ле­нец.

Под­дер­жа­ние внут­ри­э­лит­но­го ба­лан­са про­ис­хо­дит и с по­мо­щью тес­но­го вза­и­мо­дей­ствия пра­ви­тель­ства ре­ги­о­на с пар­ти­ей «Еди­ная Рос­сия». В Го­су­дар­ствен­ном со­бра­нии рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия пар­тия об­ла­да­ет аб­со­лют­ным боль­шин­ством – фрак­ция «Еди­ной Рос­сии» со­став­ля­ет 48 че­ло­век. Для обес­пе­че­ния по­ли­ти­че­ско­го кон­тро­ля ис­поль­зу­ет­ся сце­на­рий, при ко­то­ром «Еди­ная Рос­сия» вы­сту­па­ет опо­рой при фор­ми­ро­ва­нии диа­ло­га. Плот­ное вза­и­мо­дей­ствие гла­вы ре­ги­о­на с пар­тий­ной эли­той, в част­но­сти, с пред­се­да­те­лем Гос­со­бра­ния В. Чи­бир­ки­ным, поз­во­ля­ет обес­пе­чить под­держ­ку ини­ци­а­тив ре­ги­о­наль­но­го пра­ви­тель­ства в пред­ста­ви­тель­ном ор­гане. Как от­ме­ча­лось на XIX съез­де пар­тии «Еди­ная Рос­сия», пар­тий­ные про­ек­ты пе­ре­кли­ка­ют­ся с на­ци­о­наль­ны­ми, что со­зда­ет до­пол­ни­тель­ную со­дер­жа­тель­ную ос­но­ву для вза­и­мо­дей­ствия пар­тии и вла­сти в ре­ги­оне. Для Мор­до­вии это вполне ха­рак­тер­но. Важ­ным эле­мен­том по­ли­ти­че­ско­го кон­тро­ля оста­ет­ся вза­и­мо­дей­ствие с му­ни­ци­па­ли­те­та­ми, под­дер­жа­ние уров­ня управ­ля­е­мо­сти тер­ри­то­рий. Для В. Вол­ко­ва и его ад­ми­ни­стра­ции ха­рак­тер­но по­вы­шен­ное вни­ма­ние к ру­ко­во­ди­те­лям стра­те­ги­че­ски важ­ных го­ро­дов (Са­ранск, Ру­за­ев­ка).

  • По­сто­ян­ное вза­и­мо­дей­ствие с иг­ро­ка­ми фе­де­раль­но­го уров­ня. Гла­вы ре­ги­о­нов дей­ству­ют се­год­ня пре­жде все­го в ло­ги­ке ре­а­ли­за­ции на­ци­о­наль­ных про­ек­тов. Это один из ос­нов­ных век­то­ров ра­бо­ты ре­ги­о­наль­ной вла­сти. Мор­до­вия участ­ву­ет в 56 фе­де­раль­ных про­ек­тах, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ча­стью на­ци­о­наль­ных. На про­тя­же­нии пе­ри­о­да их ре­а­ли­за­ции пра­ви­тель­ство Мор­до­вии вы­стра­и­ва­ет ком­му­ни­ка­цию с фе­де­раль­ны­ми иг­ро­ка­ми, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет под­держ­ку цен­тра в про­блем­ных для рес­пуб­ли­ки ас­пек­тах. В кон­це 2019 года со­сто­я­лись встре­чи гла­вы Мор­до­вии В. Вол­ко­ва с пред­се­да­те­лем Со­ве­та Фе­де­ра­ции В. Мат­ви­ен­ко, за­ме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства О. Го­ло­дец, ми­ни­стром эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия М. Ореш­ки­ным. Та­кое вза­и­мо­дей­ствие поз­во­ля­ет за­ру­чить­ся под­держ­кой фе­де­раль­ных ми­ни­стерств в ча­сти ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, а та­к­же обес­пе­чить при­ня­тие и ис­пол­не­ние ре­ше­ний, со­гла­со­ван­ных с цен­тром. 

Госдолг рес­пуб­ли­ки: об­ра­зо­ва­ние за­дол­жен­но­сти и ре­струк­ту­ри­за­ция

Курс В. Вол­ко­ва фор­ми­ро­вал­ся и ме­нял­ся под вли­я­ни­ем со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий и эко­но­ми­че­ских угроз. Глав­ным эко­но­ми­че­ским вы­зо­вом стал го­су­дар­ствен­ный долг ре­ги­о­на. По дан­ным ми­ни­стер­ства фи­нан­сов рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия, на 1 де­каб­ря 2019 года госдолг со­став­лял 51, 9 млрд руб.

Ис­то­рия за­кре­ди­то­ван­но­сти ре­ги­о­на до­воль­но про­дол­жи­тель­на. Уже в кон­це 2010 года со­от­но­ше­ние дол­га и соб­ствен­ных до­хо­дов Мор­до­вии пре­вы­ша­ло 100%. При­чи­на­ми, ко­то­рые зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли рост го­су­дар­ствен­но­го дол­га, ста­ли под­го­тов­ка к Чем­пи­о­на­ту мира – 2018 в Са­ран­ске, а та­к­же под­го­тов­ка к празд­но­ва­нию 1000-ле­тия еди­не­ния мор­дов­ско­го на­ро­да с на­ро­дом Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Вло­же­ния в ин­фра­струк­ту­ру при­ве­ли к тому, что по ито­гам 2018 года со­от­но­ше­ние дол­га и соб­ствен­ных до­хо­дов Мор­до­вии ока­за­лось выше 200%.

2019 год мож­но обо­зна­чить как но­вый этап в ре­ше­нии про­бле­мы го­су­дар­ствен­ной за­дол­жен­но­сти рес­пуб­ли­ки. Его на­ча­лом по­слу­жил пе­ре­смотр усло­вий, на ко­то­рых долж­на про­ис­хо­дить ре­струк­ту­ри­за­ция госдол­га. Со­глас­но но­во­му со­гла­ше­нию с Мин­фи­ном, за­клю­чен­но­му в фев­ра­ле 2019 года, за­дол­жен­ность бу­дет воз­вра­щать­ся с 2019 по 2024 год. Важ­ным усло­ви­ем для со­хра­не­ния гра­фи­ка рас­сроч­ки яв­ля­ет­ся еже­год­ное со­кра­ще­ние объ­е­ма госдол­га. К на­ча­лу 2025 года дол­го­вая на­груз­ка долж­на со­ста­вить не бо­лее 100% от объ­е­ма на­ло­го­вых и нена­ло­го­вых до­хо­дов рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та.

На про­тя­же­нии 2019 года Мор­до­вия де­мон­стри­ро­ва­ла по­зи­тив­ную ди­на­ми­ку в со­кра­ще­нии го­су­дар­ствен­но­го дол­га. В ян­ва­ре 2019 года госдолг рес­пуб­ли­ки со­став­лял 56,2 млрд. руб., к на­ча­лу 2020 года он су­ще­ствен­но со­кра­тил­ся (51,088 млрд.).

В кон­це 2018 года Ана­ли­ти­че­ское кре­дит­ное рей­тин­го­вое агент­ство (АКРА) по­ни­зи­ло кре­дит­ный рей­тинг рес­пуб­ли­ки и ее об­ли­га­ций до уров­ня B (RU), ста­тус «Рей­тинг на пе­ре­смот­ре – нега­тив­ный». Во вни­ма­ние при­ни­ма­лись рез­кое ухуд­ше­ние лик­вид­но­сти рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та, ожи­да­е­мое ухуд­ше­ние по­ка­за­те­лей бюд­жет­ной дис­ци­пли­ны в 2019 году и невоз­мож­ность еди­но­вре­мен­но­го сни­же­ния дол­га в 2020 году. Глав­ный риск – ре­а­ли­за­ция спи­са­ния бюд­жет­ных кре­ди­тов вслед­ствие на­ру­ше­ния ре­ги­о­ном усло­вий ре­струк­ту­ри­за­ции.

В на­ча­ле 2019 года этот риск был пре­одо­лен. А по­сле под­пи­са­ния со­гла­ше­ния меж­ду Мин­фи­ном и рес­пуб­ли­кой Мор­до­вия об усло­ви­ях про­дле­ния бюд­жет­ной меры при­нуж­де­ния в мар­те АКРА при­сво­и­ло Мор­до­вии про­гноз «Ста­биль­ный».

При со­хра­не­нии се­рьез­ной за­дол­жен­но­сти в 2019 году рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия про­де­мон­стри­ро­ва­ла зна­чи­тель­ные тем­пы в ее со­кра­ще­нии. До кон­ца 2019 года вла­сти Мор­до­вии рас­счи­ты­ва­ли сни­зить госдолг рес­пуб­ли­ки по­чти на 10% (5 млрд. руб.). Но при этом за­кре­ди­то­ван­ность субъ­ек­та за­да­ет жест­кие рам­ки, в ко­то­рых при­хо­дит­ся дей­ство­вать пра­ви­тель­ству ре­ги­о­на. Она на­кла­ды­ва­ет от­пе­ча­ток на про­во­ди­мую по­ли­ти­ку ре­ги­о­наль­ной вла­сти, ко­то­рую при­хо­дит­ся кор­рек­ти­ро­вать с уче­том но­вой про­грам­мы ре­струк­ту­ри­за­ции госдол­га.

  • Ин­ве­сти­ции: про­бле­мы при сни­же­нии дол­го­вой на­груз­ки. В рес­пуб­ли­ке ак­тив­но при­ни­ма­ют­ся и ре­а­ли­зу­ют­ся меры го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки для по­вы­ше­ния ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти. В 2019 году в Мор­до­вии за­вер­ше­на ре­а­ли­за­ция 10 круп­ных ин­вест­про­ек­тов в про­мыш­лен­но­сти и сель­ском хо­зяй­стве, про­дол­жа­ет­ся ре­а­ли­за­ция еще 28 ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов в раз­лич­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки. При этом, как от­ме­ча­ет АКРА, за­кон о фе­де­раль­ном бюд­же­те на 2020 год и на пла­но­вый пе­ри­од 2021–2022 го­дов преду­смат­ри­ва­ет оче­ред­ную воз­мож­ность про­лон­ги­ро­ва­ния до 2029 года сро­ка воз­вра­та субъ­ек­та­ми Фе­де­ра­ции бюд­жет­ных кре­ди­тов. Агент­ство от­ме­ти­ло но­вую угро­зу для ре­ги­о­нов, ко­то­рые за­хо­тят ею вос­поль­зо­вать­ся и взять на себя обя­за­тель­ства по фи­нан­си­ро­ва­нию объ­ек­тов ин­фра­струк­ту­ры (ре­а­ли­за­ции но­вых ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов) за счет средств, ко­то­рые вы­сво­бо­дят­ся в ре­зуль­та­те сни­же­ния еже­год­но­го объ­е­ма по­га­ше­ния за­дол­жен­но­сти по бюд­жет­ным кре­ди­там. В по­доб­ных усло­ви­ях мо­жет про­изой­ти рост со­во­куп­но­го дол­га ре­ги­о­на. В этом кон­тек­сте по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ства Мор­до­вии пре­жде все­го долж­на за­клю­чать­ся в от­ка­зе от взя­тия на себя обре­ме­ни­тель­ных обя­за­тельств, ко­то­рые мо­гут при­ве­сти к ухуд­ше­нию си­ту­а­ции с госдол­гом, даже если они по­тен­ци­аль­но пер­спек­тив­ны для улуч­ше­ния ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти.
  • Пе­ре­рас­пре­де­ле­ние пол­но­мо­чий и со­кра­ще­ние ор­га­нов вла­сти. Про­грам­ма по оздо­ров­ле­нию гос­фи­нан­сов Мор­до­вии, со­гла­со­ван­ная с Мин­фи­ном Рос­сии, на­прав­ле­на на уве­ли­че­ние до­хо­дов бюд­же­та и по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти рас­хо­дов. В свя­зи с этим в по­ли­ти­ке пра­ви­тель­ства ре­ги­о­на про­сле­жи­ва­ет­ся чет­кая ори­ен­та­ция на со­кра­ще­ние рас­хо­дов. По­сле ана­ли­за на­ло­го­вых льгот были от­ме­не­ны недо­ста­точ­но эф­фек­тив­ные и остав­ле­ны толь­ко те, ко­то­рые на­прав­ле­ны на ре­ше­ние со­ци­аль­ных за­дач и непо­сред­ствен­ную под­держ­ку ин­ве­сти­ций. Во­прос осо­бо­го кон­тро­ля – рес­пуб­ли­кан­ский и мест­ный бюд­же­ты. Кро­ме того, как уже от­ме­ча­лось, из­ме­не­ния про­изо­шли и в кад­ро­вой по­ли­ти­ке. За счет пе­ре­рас­пре­де­ле­ния пол­но­мо­чий в рес­пуб­ли­ке со­кра­ще­но 12 ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, пре­об­ра­зо­ва­но 52 сель­ских по­се­ле­ния, ре­ор­га­ни­зо­ва­на сеть бюд­жет­ных ор­га­ни­за­ций со­ци­аль­ной сфе­ры. За пять лет штат гос­слу­жа­щих умень­шил­ся на 626 еди­ниц.
  • По­га­ше­ние кре­ди­та пла­ни­ру­ет­ся за счет по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти управ­ле­ния и рас­по­ря­же­ния иму­ще­ством, на­хо­дя­щим­ся в го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия, а та­к­же его про­да­жи. В ок­тяб­ре ста­ло из­вест­но, что пра­ви­тель­ство Мор­до­вии вы­ста­ви­ло на про­да­жу ак­ции опе­ра­то­ра аэро­пор­та Са­ран­ска – АО «Авиа­ли­нии Мор­до­вии». В ре­зуль­та­те но­вым вла­дель­цем «Авиа­ли­ний Мор­до­вии» ста­ла ком­па­ния «Аэро­си­ти-Де­ве­ло­п­мент», свя­зан­ная с хол­дин­гом «Но­ва­порт». Бюд­жет рес­пуб­ли­ки по­пол­нил­ся на 150 млн. руб­лей. При этом усло­вия, на ко­то­рых была со­вер­ше­на сдел­ка, поз­во­ля­ют ми­ни­ми­зи­ро­вать рис­ки для со­труд­ни­ков аэро­пор­та. Но­вый вла­де­лец обя­зан со­хра­нить аэро­пор­то­вое иму­ще­ство и тех­ни­ку, 250 ра­бо­чих мест, а та­к­же пе­ре­обу­чить пер­со­нал. В этой же ло­ги­ке в 2019 году управ­ля­ю­щей ком­па­нии «Аг­ро­ка­пи­тал» за 1,7 млрд руб­лей было про­да­но АО «Теп­лич­ное». Та­кое стра­те­ги­че­ское ре­ше­ние было при­ня­то для того, что­бы сде­лать раз­ви­тие пред­при­я­тия бо­лее эф­фек­тив­ным. Пла­ни­ру­е­мые ин­ве­сти­ции со­став­ля­ют око­ло 2,5 млрд. руб­лей. Они долж­ны быть на­прав­ле­ны на ре­кон­струк­цию ча­сти пло­ща­дей и стро­и­тель­ство но­вых. В ко­неч­ном ито­ге при­ня­тие пра­ви­тель­ством Мор­до­вии мер, пред­на­зна­чен­ных для мо­би­ли­за­ции средств, про­ис­хо­дит од­но­вре­мен­но с со­зда­ни­ем усло­вий для стра­те­ги­че­ско­го раз­ви­тия при­ва­ти­зи­ру­е­мых ком­па­ний. 

Про­ме­жу­точ­ные ито­ги фи­нан­со­во­го ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния и рис­ки для ста­биль­но­сти 

Про­цесс ре­струк­ту­ри­за­ции дол­га за­тра­ги­ва­ет все сфе­ры жиз­ни Мор­до­вии. Раз­ви­тие ба­зо­вых от­рас­лей, став­ка на кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства по­мог­ли рес­пуб­ли­ке сде­лать ры­вок в раз­ви­тии, ре­зуль­та­ты ко­то­ро­го были ни­ве­ли­ро­ва­ны тя­же­стью по­след­ствий из­бав­ле­ния от дол­го­вой на­груз­ки. Рес­пуб­ли­ка со­хра­ня­ет чет­кую ори­ен­та­цию на вы­пол­не­ние со­ци­аль­ных обя­за­тельств, од­на­ко некон­гру­энт­ные ме­то­ды фи­нан­со­во­го ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния обост­ри­ли эти про­бле­мы.

Мор­до­вии уда­ет­ся де­мон­стри­ро­вать вы­со­кие ре­зуль­та­ты в це­лом ряде сфер. На­при­мер, гла­ва ре­ги­о­на Вла­ди­мир Вол­ков во­шел в топ-5 глав ре­ги­о­нов в рей­тин­ге раз­ви­тия кон­ку­рент­ной сре­ды в ре­ги­о­наль­ной эко­но­ми­ке. Ре­зуль­та­ты оцен­ки сви­де­тель­ству­ют о по­ло­жи­тель­ной тен­ден­ции ре­ше­ния ре­ги­о­наль­ны­ми вла­стя­ми во­про­сов, обо­зна­чен­ных в стан­дар­те. Ос­нов­ным ин­стру­мен­том раз­ви­тия рес­пуб­ли­ки вы­сту­па­ют на­ци­о­наль­ные про­ек­ты. Мор­до­вия во­шла в топ-10 ли­де­ров в ре­а­ли­за­ции нац­про­ек­та «Куль­ту­ра», в топ-30 по тем­пам ре­мон­та до­рог, в топ-10 по здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. По до­сти­же­нию клю­че­вых по­ка­за­те­лей Мор­до­вия не от­ста­ет от со­се­дей – Пен­зен­ской и Улья­нов­ской об­ла­стей. Од­на­ко со­от­но­ше­ние объ­е­ма госдол­га к го­до­во­му до­хо­ду кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та Мор­до­вии пред­став­ля­ет со­бой си­стем­ную про­бле­му, ко­то­рая об­ру­ши­ва­ет по­зи­ции субъ­ек­та. Имен­но по­это­му рес­пуб­ли­ка ли­ши­лась суб­си­дий за вы­пол­не­ние по­ка­за­те­лей де­я­тель­но­сти ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, ко­то­рые в этом году до­пол­ня­ют­ся по­ка­за­те­ля­ми за вы­пол­не­ние нац­про­ек­тов. В усло­ви­ях бюд­жет­но­го де­фи­ци­та Мор­до­вия ста­ла од­ним из трех ре­ги­о­нов, ко­то­рые не по­лу­чат гран­тов.

На этом фоне в ре­ги­оне обост­ри­лись про­бле­мы, ко­то­рые при уси­ле­нии нега­тив­ных след­ствий дол­го­вой на­груз­ки мо­гут при­ве­сти к со­ци­аль­ной, а за­тем и по­ли­ти­че­ской неста­биль­но­сти в тра­ди­ци­он­ном элек­то­раль­но управ­ля­е­мом ре­ги­оне. 

За­держ­ка за­ра­бот­ной пла­ты ста­ла глав­ной угро­зой со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти, с ко­то­рой бо­рет­ся пра­ви­тель­ство рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия. На этом фоне ре­а­ли­зу­ет­ся ряд мер, ко­то­рый дол­жен сни­зить гра­дус недо­воль­ства в об­ще­стве. Лик­ви­да­ция за­дол­жен­но­сти по зар­пла­те во всех ор­га­ни­за­ци­ях, фи­нан­си­ру­е­мых из ре­ги­о­наль­но­го и му­ни­ци­паль­ных бюд­же­тов, от­но­сит­ся к раз­ря­ду клю­че­вых. До­пол­ни­тель­ные меры вклю­ча­ют в себя «го­ря­чую ли­нию» по во­про­сам за­держ­ки зар­плат, на ко­то­рую мож­но со­об­щить о на­ру­ше­нии сро­ков и дли­тель­ных за­держ­ках зар­плат, а та­к­же ком­пен­са­ции за каж­дый день за­держ­ки по вы­пла­те за­ра­бот­ной пла­ты. На­прав­лен­ные на ре­ше­ние со­ци­аль­ных про­блем, эти меры та­к­же долж­ны спо­соб­ство­вать ста­би­ли­за­ции со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции.

Оче­вид­ная угро­за – со­кра­ще­ния в бюд­жет­ных учре­жде­ни­ях, в первую оче­редь в сфе­ре здра­во­охра­не­ния, и свя­зан­ное с ними недо­воль­ство жи­те­лей ре­ги­о­на. Апо­ге­ем про­яв­ле­ния недо­воль­ства со сто­ро­ны жи­те­лей ста­ла си­ту­а­ция в Тень­гу­шев­ском рай­оне. Рас­про­стра­не­ние слу­хов о за­кры­тии ле­чеб­но­го кор­пу­са Тень­гу­шев­ской рай­он­ной боль­ни­цы ста­ло се­рьез­ным вы­зо­вом для ре­ги­о­наль­ной вла­сти. По со­об­ще­ни­ям ре­ги­о­наль­ных telegram-ка­на­лов, это вы­ра­зи­лось в пуб­лич­ных об­ра­ще­ни­ях к пре­зи­ден­ту В. Пу­ти­ну и свое­об­раз­ном «де­мон­стра­тив­ном се­па­ра­тиз­ме»: жи­те­ли рай­о­на под­го­то­ви­ли пе­ти­цию, со­глас­но ко­то­рой в слу­чае за­кры­тия боль­ни­цы хо­те­ли при­со­еди­нить­ся к Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. В ми­ни­стер­стве здра­во­охра­не­ния Мор­до­вии опро­верг­ли ин­фор­ма­цию о за­кры­тии боль­ни­цы.

Фи­нан­со­вое ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние в усло­ви­ях вы­со­кой за­дол­жен­но­сти тре­бу­ет очень тща­тель­но­го под­хо­да. Раз­ви­тие ин­но­ва­ци­он­но­го кла­сте­ра и сель­ско­го хо­зяй­ства обес­пе­чи­ва­ют ди­на­мич­ное раз­ви­тие рес­пуб­ли­ки, од­на­ко ошиб­ки фи­нан­со­во­го ме­недж­мен­та спо­соб­ны обост­рить име­ю­щи­е­ся про­бле­мы, за­дав тен­ден­цию к их по­ли­ти­за­ции. 

Пер­спек­ти­вы: аг­рар­ный сек­тор, ин­но­ва­ции, вза­и­мо­дей­ствие с цен­тром

Вза­и­мо­дей­ствие с цен­тром и про­дви­же­ние ини­ци­а­тив рес­пуб­ли­ки ста­но­вят­ся важ­ны­ми фак­то­ра­ми фор­ми­ро­ва­ния внут­рен­ней по­ли­ти­ки ре­ги­о­на. Учи­ты­вая, что пре­тен­зий по по­во­ду це­лей рас­хо­до­ва­ния средств у Цен­тра к ре­ги­о­ну нет, это обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность по­ни­ма­ния фе­де­раль­ной вла­стью уни­каль­но­сти си­ту­а­ции и ослаб­ле­ния жест­ко­сти усло­вий ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния. Несмот­ря на от­сут­ствие гран­тов, рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 30 но­яб­ря утвер­жде­но рас­пре­де­ле­ние до­та­ций ре­ги­о­нам на под­держ­ку мер по обес­пе­че­нию сба­лан­си­ро­ван­но­сти бюд­же­тов на 2019 год. Все­го та­кую до­та­цию по­лу­чи­ли 22 ре­ги­о­на. Мор­до­вии вы­де­ле­на са­мая боль­шая сум­ма сре­ди этих субъ­ек­тов – 2 млрд 160 млн 476 ты­сяч руб­лей. Эти сред­ства бу­дут на­прав­ле­ны на ре­ше­ние пер­во­сте­пен­ных за­дач: вы­пла­ту за­ра­бот­ных плат ра­бот­ни­кам бюд­жет­ной сфе­ры и ис­пол­не­ние всех мер со­ци­аль­ной под­держ­ки. Глав­ная за­да­ча для обес­пе­че­ния даль­ней­ше­го эф­фек­тив­но­го раз­ви­тия Мор­до­вии – най­ти ба­ланс меж­ду тем­па­ми со­кра­ще­ния го­су­дар­ствен­но­го дол­га и со­зда­ни­ем усло­вий, при ко­то­рых рес­пуб­ли­ка смо­жет си­стем­но и бес­пе­ре­бой­но вы­пол­нять со­ци­аль­ные обя­за­тель­ства пе­ред жи­те­ля­ми ре­ги­о­на.

Несмот­ря на то, что под­го­тов­ка к Чем­пи­о­на­ту мира ста­ла од­ной из при­чин уве­ли­че­ния за­кре­ди­то­ван­но­сти ре­ги­о­на, про­ве­де­ние мун­ди­а­ля ста­ло им­пуль­сом для раз­ви­тия от­рас­лей, не яв­ля­ю­щи­ми­ся для ре­ги­о­на ба­зо­вы­ми. Так, в рес­пуб­ли­ке со­хра­ня­ет­ся тен­ден­ция ро­ста тур­по­то­ка, на­бран­ная в год про­ве­де­ния Чем­пи­о­на­та: с на­ча­ла 2019 года ко­ли­че­ство ту­ри­стов, при­бы­ва­ю­щих в Мор­до­вию, вы­рос­ло по­чти на 30 %. Сей­час ра­бо­та в этом на­прав­ле­нии про­дол­жа­ет­ся. На­при­мер, рас­ши­ря­ет­ся марш­рут­ная сеть но­во­го аэро­пор­та Са­ран­ска, что­бы на по­сто­ян­ной ос­но­ве при­ни­мать меж­ду­на­род­ные рей­сы. В ре­ги­он при­вле­ка­ют­ся круп­ные спор­тив­ные ме­ро­при­я­тия. В июне в Са­ран­ске про­хо­дил матч Рос­сия – Сан-Ма­ри­но. Игру по­се­ти­ли 42 ты­ся­чи зри­те­лей, 20 ты­сяч из ко­то­рых при­е­ха­ли из дру­гих ре­ги­о­нов. В сен­тяб­ре сто­ли­ца Мор­до­вии при­ни­ма­ла матч мо­ло­деж­ных сбор­ных Рос­сии и Сер­бии. Раз­ви­ва­ют­ся и дру­гие на­прав­ле­ния ту­риз­ма. На­при­мер, для на­ци­о­наль­ной рес­пуб­ли­ки важ­ным оста­ет­ся куль­тур­ный и эт­ни­че­ский ту­ризм (на­ци­о­наль­ная со­став­ля­ю­щая ши­ро­ко пред­став­ле­на в брен­до­вом марш­ру­те Мор­до­вии «Зов То­ра­мы», одоб­рен­ном Ас­со­ци­а­ци­ей ту­ро­пе­ра­то­ров Рос­сии). Вы­со­кие тем­пы раз­ви­тия эко­ло­ги­че­ско­го ту­риз­ма по­ка­зы­ва­ет Мор­дов­ский за­по­вед­ник им. П.Г. Сми­до­ви­ча – он при­ни­ма­ет бо­лее 10 ты­сяч по­се­ти­те­лей в год. Сей­час Мор­до­вия ищет ин­ве­сто­ра для со­зда­ния па­лом­ни­че­ско-ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра «Са­ранск — Тем­ни­ков — Са­нак­сарь». Про­ект дол­жен объ­еди­нить пра­во­слав­ные, ис­то­ри­че­ские и при­род­ные объ­ек­ты на тер­ри­то­рии Мор­до­вии.

Эко­но­ми­ка ре­ги­о­на ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся в ба­зо­вых для нее сфе­рах: сель­ском хо­зяй­стве и про­из­вод­стве ин­но­ва­ци­он­ной про­дук­ции. Став­ка на ин­но­ва­ции осо­бен­но зна­чи­ма в сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции. Раз­ви­ва­ю­щий­ся ин­но­ва­ци­он­ный кла­стер Мор­до­вии де­ла­ет ре­ги­он по-на­сто­я­ще­му уни­каль­ным. В 2018 году в Мор­до­вии было за­пу­ще­но пер­вое в Рос­сии про­из­вод­ство пол­но­го цик­ла ан­ти­био­ти­ков но­во­го по­ко­ле­ния. А в 2019-м за­вод «Био­хи­мик» за­ре­ги­стри­ро­вал пре­па­ра­ты но­во­го по­ко­ле­ния «Это­ри­коксиб» и «Декс­ме­де­то­ми­дин». По­лу­че­ние удо­сто­ве­ре­ний на их про­из­вод­ство оце­ни­ва­ет­ся экс­пер­та­ми как про­рыв для всей рос­сий­ской фар­ма­цев­ти­че­ской про­мыш­лен­но­сти. Мор­до­вия пре­вра­ща­ет­ся в ре­ги­он, ко­то­рый за счет ин­но­ва­ци­он­но­го ро­ста мо­жет не толь­ко раз­ви­вать эко­но­ми­ку, но и все­гда на­хо­дить­ся в фо­ку­се по­зи­тив­но­го вни­ма­ния фе­де­раль­но­го цен­тра. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: