Мониторинг политических событий в Свердловской области
Анализ текущих политических событий в Свердловской области, проведенный Лабораторией региональных политических исследований департамента политологии и социологии Уральского федерального университета, ставит целью фиксацию изменений, произошедших во второй половине апреля 2013 года.
Земельный вопрос являлся одной из главных тем данного периода. Спор между областью и городом ведется за контроль над уравлением неразграниченными землями Екатеринбурга, таких в городе 40 %. По действующему законодательству распоряжаться неразграниченными землями на территории административного центра, каким является Екатеринбург, должен уполномоченный орган государственной власти. В данном случае министерство по управлению госимуществом (МУГИСО).
Однако город и область могут заключать специальное соглашение, по которому эти функции могут передаваться городским властям. Именно эта возможность в последние недели и стала камнем преткновения в отношениях между городом и областью. По действующему соглашению (имеет силу до 17 мая 2013 г.) неразграниченными землями распоряжается городская власть. МУГИСО не намерено пролонгировать данное соглашение. Власти Екатеринбурга выступают за то, чтобы оставить управление неразграниченными землями за городской администрацией.
Правительство области в свою очередь предлагает окончательно и навсегда передать эти полномочия министерству по управлению госимуществом. Линия фронта в споре между городом и областью проходит в заксобрании. В региональном парламенте «подконтрольные» мэрии депутаты срывают кворум, игнорируя заседания комитета по аграрной политике и природопользованию. Именно в данном комитете заксобраниялежит законопроект, который должен окончательно вернуть полномочия по управлению неразграниченными землями в ведение региональных чиновников. В поддержку «серого дома» депутат Георгий Перский внес свой законопроект, предусматривающий навсегда передать неразграниченные земли в руки городской администрации.
Данный спор носит не имущественный или экономический характер, а политический. Это связано с тем, что Екатеринбургская земля – это важнейший источник дохода городских властей. Новым руководителем предвыборного штаба «Единой России» в Екатеринбурге, где в сентябре пройдут выборы главы города и местной думы, стал депутат заксобрания и владелец холдинга AVS-Group Валерий Савельев. Он один из самых активных партийных функционеров «Единой России», один из ключевых спонсоров партии и руководитель самой успешной городской ячейки – Чкаловского отделения.
Почему новым? Потому что решением политсовета от 3 апреля на должность руководителя городского штаба уже был официально назначен друг и соратник лидера областного отделения партии Виктора Шептия, председатель контрольно-ревизионной комиссии реготделения Александр Косинцев.
Назначение Савельева – это личное решение губернатора Евгения Куйвашева. Договоренность о новом кураторе избирательной кампании «Единой России» в Екатеринбурге была достигнута 9 апреля на встрече депутата с губернатором. Официальное утверждение предложенной Евгением Куйвашевым кандидатуры состоялось 25 апреля на заседании политсовета свердловского отделения «Единой России». Перед Савельевым стоит непростая задача – получения партией максимальновысокого результата. Планка – 50 % плюс один мандат в гордуме (минимум 10 депутатских мест из 18, избираемых от политических партий).
Таким образом, говорить о независимости свердловского отделения «Единой России» от высшего должностного лица Свердловской области не приходится. Член Совета федерации и экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель примет участие в праймериз «Единой России» по определению кандидатов на выборах гордумы Екатеринбурга. Учитывая репутацию и рейтинги «Единой России» в городе без уважаемых людей в первой тройке партии не на что рассчитывать на сентябрьских выборах.
Так, на выборах в Госдуму в декабре 2011 года за партию власти проголосовали 26,6 % жителей Уральской столицы (это 2-ое место, первое – у «Справедливой России» с 27,2 % голосов). Для сравнения: по Свердловской области «Единая Россия» набрала 32,7 %, по России в целом 49,3 %. Таким образом, целью участия Эдуарда Росселя в выборах (он скорее всего станет одним из «паровозов» партсписка) является усиление позиций «Единой России» перед электоратом.
26 апреля заместитель главы администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский внес на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую думу проект изменений в Устав города. Суть «поправок Высокинского» сводится к возврату «одноглавой» системы управления городом (системы «сильный мэр — слабая дума»), которая действовала в столице Урала до 2010 года. Текст изменений предусматривает прямое избрание главы Екатеринбурга, который будет непосредственно возглавлять администрацию города и лично отвечать за решение всехвопросов местного значения. Городскую Думу, согласно поправкам, будет возглавлять председатель, избираемый депутатами из своего состава и отвечающий за организацию работы представительного органа. Ранее о необходимости ликвидировать «двуглавую» систему управления городом заявлял и руководитель администрации губернатора Свердловской области, вице-губернатор Яков Силин. Оба чиновника считаются потенциальными кандидатами в мэры Екатеринбурга, выборы которого пройдут 8 сентября.
Внесение изменений в Устав города, возвращающих прежнюю систему организации власти в городе, обусловлена следующим: проведение по смешанной избирательной системе выборов депутатов Екатеринбургской городской думы повышает шансы городской власти потерять контроль над новым составом гордумы, т.к. половина депутатов будет избираться от политических партий (какое количество «своих» депутатов мэрии удастся провести через партии остается под вопросом).
При сохранении нынешней системы управления («двуглавой» или «совет – управляющий») именно гордума, контроль над которой может быть утрачен со стороны «коллективного Чернецкого», назначает Сити-менеджера из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией, две трети членов которой будут назначаться той же гордумой, а одна треть – региональным парламентом по представлению главы региона.
Возврат же «одноглавой» системы управления городом (системы «сильный мэр – слабая дума») является в определенной степени гарантией сохранения статуса-кво в городе. Предложение руководителя администрации губернатора Свердловской области, вице-губернатора Яков Силина вернуться к прежней системе управления в Екатеринбурге связано с тем, что, будучи одним из основных кандидатов на пост главы города, он увеличивает себе политический приз по итогам выборов. Другими словами, при возвращении «одноглавой» системы управления глава городасосредоточит у себя все управленческие функции. В настоящее время мэр Екатеринбурга выполняет, главным образом, представительские и церемониальные функции.
По материалам СМИ
Мухаметов Руслан Салихович – кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории политической науки, зав. Лабораторией региональных политических исследований