Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2012 года


В докладе представлены результаты оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2012 года по отдельным показателям и их сводным индексам, а также рейтинг субъектов Российской Федерации, рассчитанный на основе всей совокупности показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1142 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 957).

Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В 2012 году институт оценки эффективности подвергся существенной трансформации. Упрощена методика оценки эффективности, сокращен перечень показателей, отменен расчет неэффективных расходов, введен учет среднегодовых значений показателей, что позволило сделать мониторинг оценки эффективности более понятным и целеориентированным.

В текущем году во исполнение поручений Правительства Российской Федерации, а также в ходе анализа поступивших значений показателей и окончательной апробации методики были внесены дополнительные правки в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Большая часть статистической информации, представляемой к 15 марта года, следующего за отчетным, является предварительной. В целях повышения объективности и достоверности оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как индикативного инструмента расчет оценки эффективности для распределения грантов по итогам года был перенесен на более поздний срок.

В оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации увеличена значимость показателей, характеризующих экономическое развитие региона и наращивание его налогового потенциала (во исполнение Комплекса мер по стимулированию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к привлечению инвестиций в регионы, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 6 апреля 2013 г. № 1927п-П16) – их общий вес вырос с 40 до 50%.

Поскольку именно динамика характеризует эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их способность достигать и поддерживать высокий уровень развития, коэффициент удельного веса средних темпов роста в сводных индексах экономических показателей увеличен с 60% до 80%.

Регионы России, имея крайне высокие диспропорции в уровне экономического развития, по темпам роста имеют гораздо более равномерное распределение, позволяющее более объективно сравнивать эффективность деятельности субъектов Российской Федерации между собой.

Скорректированы и подходы к распределению грантов по итогам оценки эффективности. Размер гранта стал рассчитывается в зависимости от оценки эффективности, а не величины отклонения от ее среднего значения. Главная цель этого изменения – более равномерно распределить гранты и в большей мере простимулировать регионы с меньшими финансовыми возможностями.

минрегион.jpg
   минрегион2.jpg  
    минрегион3.jpg

Кроме того, перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнен показателями, характеризующими развитие физической культуры и спорта, межнациональные и межконфессиональные отношения. 

Ниже приведены достигнутые значения показателей оценки эффективности и общие итоги оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Достигнутые значения оценки эффективности

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

минрегион4.jpg

В 2012 году в Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 70,24 лет, увеличившись на 1,5 года. Позитивная динамика достигнута в основном за счет реализации региональных программ модернизации и развития системы здравоохранения, повышения качества жизни и уровня социальной поддержки пожилых людей, укрепления материально-технической базы первичного звена здравоохранения с целью обеспечения профилактики и диагностики заболеваний на ранней стадии, повышения уровня оплаты труда медицинского персонала.

Превышение среднероссийского значения отмечено в 27 регионах. Прежде всего, к указанным территориям относятся республики Северного Кавказа (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика) и регионы Юга России (Республика Адыгея, Краснодарский край, Ставропольский край и Ростовская область), города федерального значения (г.Москва и г.Санкт-Петербург).

В 12 субъектах Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни при рождении не превысила 67 лет. К этим территориям преимущественно относятся регионы Дальнего Востока и Забайкалья (Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская, Магаданская, Иркутская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ), республики Восточной Сибири (Алтай и Тыва), а также Кемеровская и Псковская области.

Регионы-лидеры по сводному индексу показателя (сводный индекс является комбинацией динамики и уровня значения показателя за 3-летний период)

минрегион5.jpg

Ожидаемая продолжительность жизни – достаточно динамичный показатель, за 2010-2012 годы ее значение в Российской Федерации возросло на 1,5 года. В 14 субъектах Российской Федерации прирост составил более 2-х лет, наибольшее значение зафиксировано в Республике Ингушетия – 3,7 года, Ненецком автономном округе – 3,2 года, Новгородской области – 2,9 года, Мурманской области – 2,6 года, Ивановской, Костромской и Смоленой областях – 2,5 года, Калининградской области – 2,4 года. Темпы прироста ожидаемой продолжительности жизни превысили среднероссийский уровень в 40 субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что ни в одном из регионов не достигнут уровень развитых стран (ЕС — 78,67, США — 78,11), что подтверждает актуальность применения этого показателя в качестве критерия оценки эффективности.

Вместе с ростом ожидаемой продолжительности жизни при рождении растет численность постоянного населения Российской Федерации. Так, по состоянию на 1 января 2013 года она составила 143347,1 тыс. человек, увеличившись за 2010-2012 годы на 416,4 тыс. человек. Рост численности населения Российской Федерации обусловлен уменьшением естественной убыли населения и миграционным притоком.

Рост численности населения зафиксирован в 24 регионах, из них наибольший рост отмечен в Республике Ингушетия – на 2,1%, Чеченской Республике – на 2%, г.Москва – на 1,7%, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре – на 1,3%, г.Санкт-Петербург – на 1,2%, Тюменской области – на 1,1%, Республике Дагестан и Ямало-Ненецком автономном округе – на 1%. В остальных регионах рост численности населения не превысил 1%.

Наибольший вклад миграционного прироста в увеличение численности населения отмечен в Краснодарском и Ставропольском краях, Ленинградской области, г.Москва и г.Санкт-Петербург, при этом рост рождаемости оказал положительное влияние на численность населения преимущественно 

в республиках: Бурятии, Дагестане, Ингушетии и Тыве, а также в Чеченской Республике.

минрегион6.jpg

В 2010-2012 годах численность населения сократилась в 53 регионах. Наибольшее сокращение численности отмечено в Магаданской области 

(на 1,4%), Республике Коми (на 1,2%), Курганской и Псковской областях (на 1,1%), в остальных регионах сокращение численности не превысило 1%. 

В 6 регионах численность населения за 2010-2012 годах не изменилась – в Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике 

Хакасия, Московской, Свердловской и Челябинской областях.

Объем инвестиций в основной капитал

В 2012 году совокупный объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, составил 10 860,7 млрд. рублей, увеличившись за 3 года на 63,4% в текущих ценах.

минрег7.jpg

Рост отмечен практически во всех субъектах Российской Федерации, в том числе превышающий среднероссийский — в 37 регионах. Преимущественно это регионы с небольшими объемами частных инвестиций (в Республике Тыва и Еврейской автономной область рост более чем в 3 раза). Среди крупнейших региональных экономик значительный рост отмечен в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Ленинградской и Свердловской областях — в 1,5-2 раза.

Регионы-лидеры по сводному индексу показателя (сводный индекс является комбинацией динамики и уровня значения показателя за 3-летний

 период)

минрег8.jpg

Динамика инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, за 2010-2012 годах

минрег9.jpg

В Свердловской области созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику способствовала реализация областной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области» на 2011 — 2015 годы. Кроме того, в перспективе внедрение инвестиционного стандарта (регион являлся «пилотным») и проведение Чемпионата мира по футболу 2018 году будет способствовать привлечению внутренних и внешних инвестиций.

Созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику способствует и полностью внедренный инвестиционный стандарт, который в настоящее время внедряется во всех субъектах Российской  Федерации В 2012 году апробация регионального инвестиционного стандарта успешно завершилась в 11 «пилотных» регионах (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Астраханская, Белгородская, Калужская, Липецкая, Свердловская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области).

Кроме того, в субъектах Российской Федерации имеются целевые программы по повышению инвестиционной привлекательности, снижению административных барьеров, механизмы поддержки инвестиционной деятельности. 

Среднегодовой объем частных инвестиций в экономику регионов России составил 65,6 тыс. рублей на одного жителя, в том числе в 2012 году – 75,8 тыс. рублей. В числе лидеров сырьевые регионы — все автономные округа, Сахалинская область, Республика Коми, а также дальневосточные регионы с высоким уровнем цен, которые существенно завышают среднее значение по стране (только 24 региона превысили эту планку). Существенных результатов добилась Ленинградская область, занявшая 6 место по объему частных инвестиций, значительно превысив среднедушевые объемы вложений в Республику Татарстан, Калужскую и Московскую области. 

Объемы инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2012 году, тыс. рублей на душу населения. Здесь создана развитая система индустриальных парков, введены налоговые каникулы в части региональной ставки налога на прибыль и ставки налога на имущество организаций, срок предоставления которых предопределен объемом вложений. Значительная часть инвестиций в Ленинградской области направляется на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры. 

Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской 

минрег10.jpg

Здесь создана развитая система индустриальных парков, введены налоговые каникулы в части региональной ставки налога на прибыль и ставки налога на имущество организаций, срок предоставления которых предопределен объемом вложений. Значительная часть инвестиций в Ленинградской области направляется на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры.

Следует отметить низкую активность региональных властей по привлечению иностранных инвестиций — за 3 года они выросли лишь на 17,4%. Значительный рост и объемы показывают лишь Республика Тыва, Республика Татарстан, Приморский край, Воронежская, Ярославская и Самарская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Hенецкий автономные округа.

Отдельно можно выделить Республику Тыва, которой в последние годы удалось привлечь в регион двух крупных иностранных инвесторов. В результате по итогам 2012 года на каждую 1000 рублей инвестиций в основной капитал пришлось 30 долларов США прямых иностранных инвестиций – по этому соотношению регион является лидером в Российской Федерации, значительно опережая даже такие регионы, как Калужская, Ленинградская и Московская области, г.Москва и г.Санкт-Петербург. Республика Тыва с 2012 года начала реализовывать дружественную для бизнеса стратегию, а также устранять барьеры, которые могут помешать успешному развитию региона. В результате республике удалось начать реализацию крупных производственных и инфраструктурных проектов в сфере добычи полезных ископаемых.

Справочно. Рост объема инвестиций в Республике Тыва обусловлен вложением инвестиций таких инвесторов, как ООО «Лунсин» (компания со 100-процентным участием капитала Китайской Народной Республики) — объем инвестиций превысил 3 млрд. рублей, средства направлены на строительство главного корпуса обогатительной фабрики в Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллических руд; ООО «Тардан-Голд» — более 1 млрд. рублей, введена в эксплуатацию золотодобывающая фабрика с технологией добычи золота методом кучного выщелачивания.

В целом в 2012 году, по данным «Эксперта РА», рейтинг инвестиционной привлекательности вырос в 38 регионах, при этом больше всего в Воронежской области. Значительно улучшили свои рейтинги города федерального значения, Краснодарский и Красноярский края, Московская и Челябинская области. 

Среди субъектов Российской Федерации наблюдается высокая концентрация инвестиций в отдельных регионах – почти половина сосредоточена в 10 крупнейших субъектах Российской Федерации. В частности, на г.Москва приходится 7,3% от общероссийского объема частных инвестиций в основной капитал, далее следуют Краснодарский край – 6,1%, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра – 5,9%, Ямало-Ненецкий автономный округ – 4,8% и Московская область – 4,1%. В целом на 10 крупнейших регионов приходится 42,9% всех частных инвестиций в основной капитал, на следующие 10 регионов приходится уже 17,5%. Для сравнения: последние 10 регионов сосредоточили лишь 1% от общероссийского объема частных инвестиций. 

Ввиду весьма ограниченных финансовых ресурсов на мировом рынке борьба за инвестора как внутри страны, так и за ее пределами в ближайшие годы будет только обостряться. Поэтому деятельность региональных властей по обеспечению благоприятного инвестиционного климата становится более актуальной. Отметим, что роль инвестиций, особенно их динамики, наряду с другими экономическими показателями увеличена и в самой оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

 

Оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями

Регионы-лидеры по сводному индексу показателя (сводный индекс является комбинацией динамики и уровня значения показателя за 3-летний период) 

 

минрег11.jpg

Оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями 

за 3 года вырос более чем на 32% – 32 170,8 млрд. рублей, составив в среднедушевом выражении 224,7 тыс. рублей. Значения показателя превышены в 20 регионах, которые сосредоточили у себя 47% совокупного оборота.

минрег12.jpg
Оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предприятиями, на душу населения в 2012 году, тыс. руб.
минрег13.jpg 

Наибольший рост показателя отмечен в Чеченской Республике, Белгородской, Воронежской и Костромской областях – более чем на 80%.

С целью определения регионов с лучшими условиями для малого бизнеса были сопоставлены показатели оборота продукции и его роста, а также плотности малого предпринимательства на тысячу жителей. К таковым отнесены Республика Татарстан, Тюменская, Ярославская, Ивановская, Сахалинская, Магаданская и Омская области. Отдельно стоит отметить северную столицу, которая достигла наибольшей плотности малого бизнеса – 55,5 ед., создав благоприятный регуляторный климат европейского уровня.

Темп роста оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, за 2009 — 2012 годы

Минрег14.jpg

Позитивная динамика достигнута за счет структурных изменений в экономике, реализации государственных мер поддержки и создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, роста частной инициативы граждан и улучшения делового климате в стране.

минрег15.jpg

Динамика оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, в 2012 году по сравнению с 2011 годом, %

В 2012 году оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями по сравнению с прошлым годом вырос на 4,9% и составил 32 170,8 млрд. Увеличение оборота продукции (услуг), производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями наблюдался в 74 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост зафиксирован в Чеченской Республике на 223,2% до 113,4 млрд. рублей1, Ярославской области на 37,6% до 329,7 млрд. рублей, Ульяновской области на 34,2% до 253 млрд. рублей, Ивановской области на 33,3% до 240 млрд. рублей, Республике Хакасия на 25,3% до 83,4 млрд. рублей. Наибольшее сокращение отмечено в Чукотском автономном округе – на 24,6% до 5 млрд. рублей, г.Москва – на 14,7% до 5 215,8 млрд. рублей, Новосибирской области – на 3,4% до 593,5 млрд. рублей, Республике Адыгея – на 2,7% до 53,4 млрд. рублей, Карачаево-Черкесской Республике – на 1,1% до 41,9 млрд. рублей, Сахалинской области – на 1% до 180,3 млрд. рублей.

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

В 2012 году в Российской Федерации объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 6 382,2 млрд. рублей, увеличившись на 9,6%.

Регионы-лидеры по сводному индексу показателя (сводный индекс является комбинацией динамики и уровня значения показателя за 3-летний период)

минрег17.jpg

Эффективность решения задач по социально-экономическому развитию и повышению качества жизни напрямую зависит, прежде всего, от объема собственных финансовых ресурсов, которыми располагает регион.

За 3 года объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов вырос в 1,5 раза. В Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Чеченской Республике, Калужской области и Ненецком автономном округе рост составил 1,9-2 раза. При этом сальдированный финансовый результат организаций за 3 года вырос в 1,8 раза и превысил среднероссийское значение в 47 регионах.

минрег18.jpg

В субъектах Российской Федерации остается 53% налогов, администрируемых территориальными налоговыми органами. При этом данный показатель из-за структурных особенностей экономики существенно выше для наименее обеспеченных регионов (менее 15 тыс. рублей налоговых доходов на жителя), что служит важным стимулирующим фактором региональной политики ускоренного развития таких территорий и наращивания их налогового потенциала. 

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на душу населения за 2012 год составил 44,6 тыс. рублей.

Наибольший объем налоговых и неналоговых доходов на душу населения зафиксирован в Ненецком автономном округе – 289,3 тыс. рублей, Ямало-Ненецком автономном округе – 231,5 тыс. рублей, Чукотском автономном округе – 213 тыс. рублей, Сахалинской области – 141,2 тыс. рублей, Ханты-Мансийском автономном округе – 125,8 тыс. рублей. Наименьший объем налоговых и неналоговых доходов на душу населения зафиксирован в Республике Ингушетия – 6,4 тыс. рублей, Республике Дагестан – 7,6 тыс. рублей, Чеченской Республике – 8,9 тыс. рублей, Карачаево-Черкесской Республике – 11,9 тыс. рублей, Кабардино-Балкарской Республике – 12,7 тыс. рублей.

Объем налоговых и неналоговых доходов на душу населения, тыс. рублей

минрег21.jpg

Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета субвенций) за январь-декабрь 2012 года составила 82,1%.

Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета субвенций), %

минрег22.jpg

Несмотря на достаточно высокую долю налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета субвенций) следует отметить, что 10 регионов продолжают иметь высокую зависимость от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов в данных регионах в общем объеме доходов (без учета субвенций) не превышает 50%. К таким регионам относятся Республика Ингушетия – 14,5%, Чеченская Республика – 15,4%, Республика Тыва – 21,5%, Карачаево-Черкесская Республика – 28,2%, Республика Дагестан – 29,2%, Республика Алтай – 30,2%, Камчатский край – 36,9%, Республика Северная Осетия – Алания – 43,3%, Кабардино-Балкарская Республика – 46,3%, Республика Мордовия – 46,7%.

Наибольшую долю в структуре налоговых и неналоговых доходов по данным за январь-декабрь 2012 года занимают поступления по налогу на доходы физических лиц (35,4%) и поступления по налогу на прибыль организаций (31%).

Структура налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, %

минрег23.jpg

Увеличение налоговых и неналоговых поступлений отмечено в 75 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост зафиксирован в Республике Калмыкия2 (на 64,7%), Сахалинской области (на 49,6%) и Архангельской области (на 26,8%). Снижение налоговых и неналоговых поступлений отмечается в 8 регионах. Наибольшее снижение отмечено в Чукотском автономном округе (на 12,9%), Республике Карелия (на 8%) и Белгородской области (на 6,9%). 

Несмотря на достаточно высокую долю (82,1%) налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета субвенций), темп роста налоговых и неналоговых доходов при этом снижается.

минрег24.jpg

Поступления по налогу на прибыль организаций за январь-декабрь 2012 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 2,7% и составили 1 979 593,4 млн. рублей. Значения показателя сократились в 27 регионах. Наибольшее снижение зафиксировано в Чеченской Республике (на 56,9%), Республике Ингушетия (на 45,9%), Мурманской области (на 32,7%). При этом рост показателя зафиксирован в 56 регионах. Максимальный рост показателя отмечен в Астраханской (на 84,9%), Калужской (на 66,6%) и Архангельской областях (на 66,3%).

Поступления по налогу на доходы физических лиц по отношению к прошлому году выросли на 13,3% и составили 2 260 335,6 млн. рублей. По данным за 2012 год рост показателя зафиксирован в 82 регионах. Наибольший рост показателя отмечается в Республике Калмыкия (в 2,8 раза), Кабардино-Балкарской Республике (в 1,4 раза) и Чеченской Республике (в 1,3 раза). Рост отчислений по налогу на доходы физических лиц обеспечен за счет исполнения субъектами Российской Федерации поручений федерального центра по увеличению заработной платы в бюджетной сфере. Снижение поступлений по налогу на доходы физических лиц произошло в 1 регионе: Ненецком автономном округе (на 23,7%).

В 2013 году продолжился рост доходной базы регионов, объем налоговых и неналоговых поступлений бюджетов регионов вырос на 2,6%. В Республике Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Астраханской, Сахалинской, Тульской областях, Еврейской автономной области рост составил более 15%, что обусловлено увеличением налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций, ростом фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, а также увеличением заработной платы в крупных коммерческих организациях, реализующих инвестиционные проекты в области нефте- и газодобычи.

Уровень безработицы

Уровень безработицы (по методологии МОТ), %

минрег25.jpg

В 2012 году в Российской Федерации численность безработных граждан (по методологии МОТ) составила 5,5% или 4,1 млн. человек от экономически активного населения, сократившись на 16,1% к 2012 году и на 34,3% за 3 года.

Регионы-лидеры по сводному индексу показателя (сводный индекс является комбинацией динамики и уровня значения показателя за 3-летний период)

минрег26.jpg

Наименьший уровень безработицы отмечен в столичных агломерациях г.Москва и Московской области (0,8% и 2,9% соответственно), г.Санкт-Петербург и Ленинградской области (1,1% и 3,2% соответственно).

минрег27.jpg

Уровень безработицы ниже среднероссийского отмечен в 31 регионе. К данным территориям преимущественно относятся, регионы Центральной 

России (Владимирская, Калужская, Рязанская, Тульская, Ярославская области), регионы Севера-Запада России (Архангельская, Ленинградская, Новгородская

области), регионы Поволжья (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Самарская и Пензенская области), Юга России (Ставропольский край), 

Дальнего Востока (Амурская, Магаданская области, Чукотский автономный округ), а также федеральные центры (г.Москва и г.Санкт-Петербург).

мпинрег28.jpg

Стабильное снижение численности безработных граждан обусловлено устойчивыми положительными тенденциями в экономике, развитием малого предпринимательства и расширением занятости в сфере услуг, реализацией программ поддержки занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда и стимулированием трудоустройства социально незащищенных групп граждан.

Зарегистрированная безработица (1,4%) почти в 4 раза ниже реального уровня. Наиболее напряженная ситуация сохраняется на Северном Кавказе. Вместе с тем здесь отмечено и наибольшее сокращение безработицы. Так, уровень безработицы в Чеченской Республике сократился с 43,3% в 2010 году до 26,4% в 2013 году (октябрь к октябрю), в Республике Ингушетия безработица за этот период снизилась с 49,8 до 44,6%.

По оперативным данным Росстата в 2013 году в Российской Федерации продолжилось снижение численности безработных, уровень безработицы составил 5,3%, достигнув минимального значения за 12 лет.

Реальные располагаемые денежные доходы населения 

минрег29.jpg

Реальные располагаемые денежные доходы – наиболее точный показатель социального самочувствия граждан и их уверенности в собственных силах. Благосостояние россиян за 4 года в реальном выражении выросло на 14,5%.

Рост реальных располагаемых доходов за 4 года, %

минрег30.jpg

В 35 субъектах Российской Федерации в сравнении с предкризисным 2008 годом добились более существенных улучшений. В числе лидеров как регионы с низкой доходной базой — республики Северного Кавказа (Адыгея, Ингушетия, Дагестан — прирост 40-58%), так и развитые регионы с диверсифицированной экономикой — Краснодарский край, Воронежская область, Республика Татарстан (прирост 29-30%).

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения обусловлен ростом среднемесячной номинальной заработной платы, прежде всего работникам бюджетной сферы, проведением целенаправленной социальной политики в регионах (увеличение объема пенсионных выплат, стипендий, и др.), в некоторых случаях легализацией теневой заработной платы, а также замедлением инфляционных процессов.

Менее благоприятная ситуация сложилась в ряде экспортно-ориентированных регионов, а также в Курганской, Иркутской областях, Алтайском крае.

минрег31.jpg

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2012 году в Российской Федерации увеличились на 4,4% по отношению к предыдущему году и в 46 субъектах Российской Федерации превысили среднероссийский уровень.

Наибольший рост (свыше 10%) в 2012 году отмечен в Республике Адыгея, Республике Татарстан, Ставропольском крае, Амурской, Воронежской, Вологодской, Ивановской, Московской, Нижегородской, Рязанской, Ярославской областях.

В 2012 году снижение показателя отмечено в 8 регионах. Наибольшее снижение зафиксировано в Чукотском автономном округе (на 6,6%), Республике Алтай (на 3,3%), Сахалинской области (на 2,8%), г.Москва (на 2,6%), Челябинской области (на 1,6%), Кабардино-Балкарской Республике (на 1,5%), Камчатском крае (на 1%), Республике Тыва (на 0,6%).

Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда

По итогам 2012 года в Российской Федерации удельный вес введенной общей площади жилых домов составил 1,963% (65,7 млн. кв метров) по отношению к общей площади жилищного фонда, увеличившись на 0,069 п.п. по отношению к предыдущему году.

В 2012 году среднероссийский уровень ввода жилья превышен в 27 регионах. Наиболее активно застраиваются Тюменская область (3,976% от общей площади жилых домов), Ненецкий автономный округ (3,586%), Краснодарский край (3,554%), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (3,365%), Московская область (3,173%) и Белгородская область (2,925%).

Регионы-лидеры по сводному индексу показателя (сводный индекс является комбинацией динамики и уровня значения показателя за 3-летний период)

минрег32.jpg

Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда в 2012 году, %

минрег33.jpg

На протяжении 5 лет Чувашская Республика, Краснодарский край, Белгородская область, Московская область, Тюменская область, Ненецкий автономный округ ежегодно входили в число регионов с наибольшим значением данного показателя.

По итогам 2012 года докризисные значения (2008 год) этого показателя достигнуты в 62 регионах, превышены (в 2011-2012 годах) в 53 из них.

Позитивная динамика была достигнута за счет реализации региональных программ по стимулированию развития жилищного строительства, активизации и поддержки индивидуального жилищного строительства, обеспечения жильем отдельных категорий граждан (детей-сирот, ветеранов ВОВ, инвалидов, граждан, переселяемых из аварийного жилья), увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования.

минрег33.jpg
В 2013 году в Российской Федерации наблюдается рост объемов ввода жилья. Так, за 11 месяцев введено в эксплуатацию 53 млн. кв.м жилья, что

на 12,1% больше чем в соответствующем периоде прошлого года. Рост жилищного строительства зафиксирован в 65 регионах, выше среднероссийского уровня – в 39.

Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) четвертый год проводится в обязательном порядке. ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки

качества подготовки выпускников. Результаты ЕГЭ становятся основным источником информации об уровне общеобразовательной подготовки. На

протяжении этих четырех лет по итогам ЕГЭ наблюдаются разнонаправленные тенденции.
В 2012 году в Российской Федерации результаты ЕГЭ показали наибольший процент неуспеваемости за последние 3 года. Доля выпускников,

не сдавших ЕГЭ, составила 2,2%, ухудшив результат на 0,6 п.п. к уровню 2011 года и на 0,67 п.п. к 2010 года. Превышение среднероссийского уровня

выпускников, не сдавших ЕГЭ, отмечено в 35 регионах, в 2011 году — 37.
На снижение результатов ЕГЭ в 2012 году повлиял рост численности выпускников, не набравших минимального количества баллов по математике.

За 2012 год доля не сдавших ЕГЭ увеличилась на 0,7 п.п. к уровню 2009 года и составила 1,2%.

Регионы-лидеры по сводному индексу показателя (сводный индекс является комбинацией динамики и уровня значения показателя за 3-летний период)

минрег34.jpg
Вместе с тем положительные тенденции наблюдаются в освоении выпускниками программ по русскому языку. На протяжении 2009-2012 годов

зафиксировано стабильное снижение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ по русскому языку. Так, в 2012 году доля не сдавших составила 0,17%.

Доля выпускников, не сдавших ЕГЭ по двум предметам одновременно, увеличилась с 0,63% в 2011 году до 0,82% в 2012 году.
минрег 35.jpg

Наибольшая доля выпускников, не сдавших ЕГЭ в 2012 году, зафиксирована в Республике Алтай и Чеченской Республике. В Республике Алтай доля не сдавших ЕГЭ в 2012 году увеличилась на 2,05 п.п. к уровню 2011 года и составила 10,59%, вместе с тем, в 2010 году доля не сдавших была также максимальной среди субъектов Российской Федерации (10,34%). Республика Алтай показала наихудший результат ЕГЭ по математике, где доля не сдавших составила 7% или последнее место среди субъектов Российской Федерации. Неудовлетворительная ситуация наблюдается по итогам сдачи экзамена по русскому языку и математике одновременно, здесь доля не сдавших составила 3,43% или 81 место среди субъектов Российской Федерации. В этой связи, с целью повышения качества образования в Республике Алтай разработан и реализуется план мероприятий по созданию системы управления качеством образования. Реализация намеченных мероприятий позволит улучшить результаты сдачи ЕГЭ в плановом периоде.

В Чеченской Республике доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, составила 10,25% (82 место), тем самым значительно ухудшила свой результат по сравнению с уровнем 2011 года (доля не сдавших ЕГЭ в 2011 году составляла 4,34%). Наихудший результат отмечен по итогам сдачи экзамена по русскому языку, где доля не сдавших выпускников составила 1,61%, тем самым показав наихудший результат среди регионов России (83 место). Доля выпускников, не сдавших экзамен по русскому языку и математике одновременно, в регионе составила 8,36%, что также соответствует последнему месту. Значительный рост не сдавших ЕГЭ в 2012 году в республике объясняется предпринятыми жесткими мерами контроля за проведением экзамена. Во всех пунктах проведения экзаменов была установлена система видеонаблюдения, в каждой аудитории установлены веб-камеры. Вместе с тем, в прогнозном периоде снижение показателя планируется за счет реализации мероприятий программы «Развитие общего образования на 2014-2018 годах», в рамках которой предполагается реализация мер по улучшению качества образования обучающихся. В целях привлечения высококвалифицированных педагогических кадров средняя заработная плата учителей республики будет удерживаться на уровне средней заработной платы по экономике, при этом с 1 января 2013 года заработная плата педагогических работников повышена на 10%, а в октябре 2013 года – еще на 6%.

Высокая доля выпускников не сдавших ЕГЭ в 2012 году, наблюдается и в Амурской области – 8,15%, в Чукотском автономном округе – 6,62%, в Забайкальском крае – 6,24%, Республике Саха (Якутия) – 5,86%, Магаданской области – 5,69%, и Волгоградской области – 5,31%.

Наивысший уровень освоения образовательного стандарта показала Орловская область, где доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, составила всего 0,1%. Достижение наилучших результатов обусловлено целенаправленной и систематизированной работой по подготовке выпускников к аттестации.

Утверждена государственная программа «Образование в Орловской области (2013–2015 годах)», включающая мероприятия единой системы диагностики и контроля состояния образования, повышения качественного состава педагогических работников, информатизации и автоматизации системы управления образованием, укрепления материально-технической базы общеобразовательных учреждений.

В г.Санкт-Петербург, например, результатом положительной динамики (на 0,22 п.п. за 3 года) стала введенная система подготовки всех категорий участников процедуры ЕГЭ, а также психологическое сопровождение школьников при подготовке к экзамену.

Также хороший результат показали Брянская область доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, составила 0,22%, Оренбургская область – 0,3%, Кабардино-Балкарская Республика и Белгородская область – 0,36%, Ставропольский край – 0,47%, и Тюменская область – 0,55%.

В целом по Российской Федерации для достижения более высокого уровня успеваемости в субъектах Российской Федерации разрабатываются программы по повышению квалификации педагогических кадров, внедрению тестовых технологий в образовательный процесс, а также методическое сопровождение для участников ЕГЭ.

Доля выпускников, не сдавших ЕГЭ в общей численности выпускников, участвовавших в ЕГЭ в 2012 году, в % 

минрег35.jpg

Показатель смертности населения (без показателя смертности от внешних причин)


В 2012 году в Российской Федерации показатель смертности составил 1195,9 умерших на 100 тыс. человек населения, снизившись на 0,98% по сравнению с предыдущим годом, за 3 последних года – на 4,4%.

Распределение субъектов Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

минрег36.jpg

Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин), случаев на 100 тыс. населения

минрегон37.jpg

В десятке регионов с наибольшим показателем смертности преобладают субъекты ЦФО, однако, наибольшее значение по количеству смертей в 2012 году отмечено в Псковской области, где зафиксировано 1757,9 умерших на 100 тыс. человек. Такой высокий уровень обусловлен низким уровнем жизни (средний уровень заработной платы в Псковской области за 2012 год составил 17,9 тыс. рублей, по России – 26,8 тыс. рублей), дефицитом финансирования бесплатной медицинской помощи и рядом других причин. Вместе с тем, стоит отметить, что и в предыдущие годы количество умерших на 100 тыс. населения в Псковской области было наибольшим по стране: 1730,1 – в 2011 году, 1883,9 – в 2010 году, 1883,2 – в 2009 году.

Наибольшие показатели смертности в трудоспособном возрасте в 2012 году отмечены в Чукотском автономном округе и Республике Тыва – 1053 и 947,5 умерших на 100 тыс. человек соответственно, что обусловлено минимальными показателями продолжительности жизни населения в указанных регионах (не превышающими 62 лет) при средней по стране – 70,2 лет, трудными природно-климатическими условиями проживания и удаленностью многих населенных пунктов от районных центров.

В 2012 году более половины смертей в России (55,4%) были вызваны болезнями системы кровообращения, тенденция наблюдается с 1970-х годов. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в регионах реализуется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями: создаются региональные сосудистые и первичные сосудистые центры.

Другой наиболее распространенной причиной летального исхода можно назвать смертность от новообразований (15,3% из всех умерших в 2012 году), в том числе смертность от злокачественных новообразований составила – 15,1 %. В Российской Федерации ежегодно увеличивается число специализированных учреждений, где оказывают стационарную онкологическую помощь.

Необходимо отметить, что в связи с принятием новых методологических рекомендаций по расчету показателей младенческой смертности в соответствии с определением живорождения и мертворождения в 2012 году, показатель младенческой смертности в отчетном периоде увеличился по сравнению с 2011 годом на 13168 умерших (19,2%) и составил 16306 умерших (в 2010 году – 13405).

Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

В Российской Федерации сводная оценка населением деятельности региональных органов исполнительной власти в сферах общего образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, региональной безопасности и создания условий для занятия физической культурой и спортом за 3 года увеличилась на 2 п.п. и составила в 2012 году 36,4%. Среднероссийский уровень превышен в 33 субъектах Российской Федерации.
минрег38.jpg

В целом по России наблюдается устойчивая положительная динамика показателя, что свидетельствует о росте доверия к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Этому способствует доступность информации о деятельности региональных органов исполнительной власти (прямые обращения, горячая линия, обсуждение законодательного процесса), совершенствуются механизмы взаимодействия граждан и власти.

минрег39.jpg

Более всего граждане удовлетворены работой органов власти в сфере общего образования (63,7%), создания условий для занятия физической культурой и спортом (38,4%). Данные показатели свидетельствуют о развитии человеческого потенциала, укрепления здоровья нации. Наибольшая удовлетворенность населения условиями для занятий физической культурой и спортом отмечена в Республике Мордовия, Чукотском автономном округе, Московской области. В регионах прослеживается положительная динамика с 2009 года.

Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, %

минрег40.jpg

Лидерами по оценке населением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации стали Чеченская Республика и Чукотский автономный округ – более 57% опрошенных респондентов позитивно оценивают работу региональных властей. Следует отметить, что отношение населения к деятельности руководителя исполнительной власти субъектов Российской Федерации за последние годы практически не изменилось, составив в 2012 году 38,4%.

Среди регионов-лидеров в большей степени оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выросла в Республике Хакасия и Чеченской Республике. Уровень доверия к органам исполнительной власти в Республике Хакасия обусловлен: ростом социального благополучия, объёмов строительства, инвестиций в основной капитал, строительством и реконструкцией социально-значимых объектов (школ, больниц, клубов, детских садов, спортзалов и др.).

Регионы-лидеры по сводному индексу показателя (сводный индекс является комбинацией динамики и уровня значения показателя за 3-летний период)

минрег 41.jpg

За 3 года практически не изменилась удовлетворенность качеством предоставляемых медицинских услуг (рост с 34,7 до 35,4) и уровнем общественной безопасности (снижение с 28,1 до 26,8%).

Распределение субъектов Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

минрег42.jpg

Итоговый рейтинг по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

На основе критериев по комплексной оценке была определена 20-ка регионов-лидеров. В число лучших регионов по среднегодовым показателям эффективности вошли – Республика Татарстан, Белгородская, Воронежская области, Краснодарский край, Калужская и Тюменская области, Чеченская Республика и другие.

У 12 из 20 регионов-лидеров в оценке доминирует вклад динамики. Это свидетельствует о том, что группа лидеров сформирована комплексно, без гипертрофии только динамики или уровня развития.

Государственной программой Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 435-р, предусмотрена консолидация, начиная с 2013 года, грантов и дотаций на стимулирование развития налогового потенциала. Такая консолидация уже предусмотрена Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Справочно. Государственной программой Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» первоначально предполагалось, что объем грантов должен будет составить 11 млрд. рублей. Вместе с тем вследствие снижения ранее запланированных показателей прогноза социально-экономического развития страны и сокращения расходов федерального бюджета, принято решение о снижении общего объема грантов. Часть средств, прежде всего, будет направлена на оказание точечной поддержки мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. 

В 2013 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. № 2459-р выделено 5 278,3 млн. рублей. Исходя из условий, в 2013 году размер гранта составит от 240 до 330 млн. рублей.

Минрег 43.jpg
минрег44.jpg
 минрег45.jpg
минрег46.jpg
 минрег48.jpg
минрег47.jpg
минрег49.jpg
bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: