«Единая Россия» на старте избирательной кампании: цели и мобилизация

/

В течение 2020 года, характеризовавшегося сложной эпидемиологической и социально-экономической обстановкой, «Единая Россия» смогла сохранить стабильный уровень общественной поддержки и создать новые возможности для ее роста. Так, по данным «Левада-центра» (организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ от 05.09.2016), электоральный рейтинг партии оставался на одном уровне в декабре 2019 и ноябре 2020 года (29% от общего числа опрошенных). При этом данные ВЦИОМ и ФОМ показывают, что партии в течение года удавалось заметно повышать федеральные рейтинги поддержки до уровня 36-37% (подробнее об этом в разделе 1), что подтверждает ее способность работать с колеблющейся аудиторией и добиваться заметного расширения электоральной базы.

Можно выделить несколько значимых аспектов образа партии в 2020 году.

Во-первых, усилилось восприятие «Единой России» как платформы мобилизации путинского большинства, на которую будет сделана основная ставка в ходе парламентской кампании. Традиционные для периодов между федеральными выборами предположения о возможном выборе Кремлем иных подходов к работе с лояльным электоратом накануне парламентской кампании остаются темой дискуссий в экспертном сообществе. При этом сохранение «Единой Россией» общего контроля над следующим созывом Госдумы рассматривается как наиболее вероятный путь развития ситуации. Возможность получения партией конституционного большинства на парламентских выборах 2021 года воспринимается экспертами и медиа как основной и вполне реалистичный сценарий. Все это способствует повышению уровня мобилизации сторонников партии и консолидации вокруг нее элит.

Во-вторых, продолжение тренда на вступление в партию и избрание секретарями ее отделений глав регионов не помешало ей усилить позиционирование как полюса поддержки объединений общественных активистов и социально ориентированных НКО (что во многом объясняется ее комплексной работой с волонтерскими движениями в период пандемии). Конечно, партия, в которой состоит значительное число руководителей различных уровней, должна предпринимать дополнительные усилия, чтобы ее работа с антибюрократической повесткой воспринималась не только ее традиционными сторонниками, но и более широкой аудиторией. Тем не менее в «Единой России» выбрали дифференцированный подход к этой теме (от различных форм независимого контроля за действиями властей на местах до подготовки ряда законодательных инициатив — например, о введении санкций для госслужащих за оскорбление граждан). Такая тактика в итоге способствует дополнительной позитивной корректировке ее образа для колеблющегося электората.

В-третьих, партия эффективно отреагировала на рост патерналистских ожиданий на фоне пандемии и экономического кризиса, активизировав работу как с социальной, так и с региональной повесткой. 2020 год прошел под знаком усилий Кремля по формированию широкой общественной коалиции именно вокруг подобных тем, но партия регулярно выступала с собственными инициативами по этой проблематике (многие из них впоследствии были внесены в Госдуму в качестве правительственных законопроектов). Несмотря на стремление оппозиционных сил работать со схожими темами, наличие у «Единой России» работающих инструментов дает ей заметные конкурентные преимущества, в том числе в рамках ближайшей парламентской кампании.

Ключевые шаги Владимира Путина в 2020 году (от послания Федеральному Собранию до инициирования общероссийского голосования по конституционным поправкам и последующей работы по законодательной конкретизации конституционных изменений) отвечали общественному запросу на формирование обновленной подотчетной гражданам и при этом социально ответственной элиты (недаром президент в обращении к согражданам накануне общероссийского голосования подчеркнул, что «мы голосуем за страну… с эффективной властью, подотчётной обществу»). Вероятно, эти приоритеты Кремля сохранятся и в 2021 году, что ориентирует «Единую Россию» на ведение парламентской кампании с заметной социальной, антибюрократической и, вероятно, антикоррупционной составляющей в сочетании с курсом на расширение своей кадровой базы за счет общественных активистов и иных лиц, ранее не связанных с работой в органах исполнительной власти.

 

  1. Ставка на конституционное большинство. Расширение электоральной базы

Задача сохранения за «Единой Россией» конституционного большинства в Госдуме по итогам выборов 2021 года не является новой для партии. О намерении бороться за этот результат секретарь Генсовета партии Андрей Турчак заявлял на заседании Экспертного совета в ноябре 2019 года, о тех же целях он напомнил в эфире программы «Специальный гость» на телеканале RTVI год спустя («Наш KPI — это сохранение конституционного большинства. Это реально достижимый результат»), напомнив, что при голосовании по пропорциональной системе перед «Единой Россией» стоит задача получения более 40% голосов. С этой темой связаны острые дискуссии в медийном и экспертном сообществе. Тем не менее достижение этой цели представляется вполне реалистичным.

Во-первых, если опираться на данные опроса «Левада-центра» от 19–26 ноября 2020 года, рейтинг партии среди опрошенных минимально отличается от показателей августа 2016 года, полученных накануне ключевого этапа предыдущей избирательной кампании (29% против 31% соответственно). 4 года назад «Единая Россия» получила 54,2 % голосов в поддержку списка партии. При этом, по данным «Левада-центра», партию в ноябре 2020 года были готовы поддержать 43% от числа респондентов, готовых принять участие в голосовании и определившихся с выбором. Это вполне соотносится с минимальным уровнем поддержки избирательного списка, ранее обозначенным Андреем Турчаком.

Во-вторых, по данным других ведущих социологических центров, наибольший уровень общественный поддержки партии был зафиксирован на рубеже марта-апреля и июня-июля (по данным ФОМ, 37% на 29 марта и 35% на 28 июня, по версии ВЦИОМ – 36% на 5 апреля и 36,1% на 28 июня). Это периоды наибольших патерналистских ожиданий в начальные периоды пандемии, высокой активности «Единой России» в сфере законодательной работы и взаимодействия с волонтерским движением, а также высокого уровня мобилизации лояльных избирателей вокруг Владимира Путина (сначала – в связи с первыми мерами по социальной поддержке граждан в период пандемии, затем – в начале периода голосования по конституционным поправкам). Можно ожидать активизации публичного взаимодействия президента с партией. Одним из сигналов, указывающих на такой сценарий, стало участие Владимира Путина (в дистанционном формате) в первом Социальном онлайн-форуме «Единой России», проходившем незадолго до большой пресс-конференции президента.

В-третьих, результаты ряда муниципальных предвыборных кампаний, проходивших в конце 2020 года,  свидетельствуют: у «Единой России» есть возможности для расширения электоральной базы и наращивания поддержки даже в протестных регионах. Например, 6 декабря 2020 года Единая Россия» выступила весьма успешно и в ходе ряда кампаний по ряду подобных территорий, в том числе в одном из муниципальных образований, где выборы проходили по смешанной системе. В Приаргунском районе Забайкальского края 10 депутатов было избрано по единому и 5 — по многомандатному округу, при этом по пропорциональной системе «Единая Россия» получила 50% голосов. Для сравнения: на выборах в краевое заксобрание в 2018 году партия по тому же району получила лишь 30,61% голосов (прирост поддержки произошел и в абсолютных цифрах: 1717 против 1391 голосов соответственно). В Каларском (ярко выраженном протестном) районе того же региона «Единая Россия» примерно на 1,5% голосов отстала от КПРФ, но и здесь наблюдался заметный прирост поддержки партии большинства по сравнению с выборами в заксобрание в 2018 году. В процентах это прирост почти двукратный: 28,93% против 15,86% соответственно, но столь же заметен он и в абсолютных цифрах (388 против 207 голосов). Конечно, повестка муниципальной кампании заметно отличается от федеральной. Тем не менее итоги этих кампаний вполне могут свидетельствовать о резервах роста поддержки партии. А успешное участие представителей партии на муниципальных выборах в одномандатных округах даже по ряду протестных территорий еще раз показывает: выдвижение от «Единой России» не мешает результативной работе по наращиванию поддержки кандидата (при этом опора на базовый электорат партии укрепляет его стартовые позиции, давая преимущество по сравнению, например, с самовыдвиженцами). Этот фактор также будет учитываться ресурсными и перспективными потенциальными кандидатами, что может повысить их интерес к участию в праймериз партии в 2021 году.

 В-четвертых, целый ряд прогнозов — как российских, так и зарубежных специалистов — предполагают существенное улучшение эпидемиологической обстановки к лету 2021 года, а также возобновление восстановительного роста экономики еще до начала этого периода (например, по прогнозу главы Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной – весной 2021 года). Безусловно, в периоды восстановительного роста повышается и уровень ожиданий со стороны граждан. В то же время снижение тревожности в обществе в случае реализации на практике таких прогнозов будет работать на укрепление позиций «Единой России».

Конечно, по мере приближения предвыборной кампании появится значительное число новых факторов, влияющих на ее итоги. Тем не менее вполне реалистичным представляется сценарий, предполагающий получение «Единой Россией» 42-45% голосов в поддержку ее списка и более 190 мандатов по одномандатным округам. При этом особенности избирательной кампании могут как осложнить ее ведение для партии большинства, так и усилить ее преимущества.

 

  1. «Повестка пандемии»: волонтерское движение и мобилизация партии

Деятельность «Единой России» по противодействию распространению коронавирусной инфекции и преодоления социальных последствий пандемии не только помогла партии стать ключевым среди политических игроков центром консолидации волонтерских движений, но также позволяет ей задействовать дополнительные инструменты для работы с антибюрократической и региональной повесткой и предоставляет новые резервы для кадрового обновления.

Волонтерские центры по оказанию помощи гражданам в период пандемии коронавируса начали создаваться с первых недель распространения COVID-19 в России на базе приемных председателя партии Дмитрия Медведева. Первый из подобных региональных центров был открыт еще 19 марта 2020 года в Калуге. Уже по данным на 26 апреля 2020 года помощь в этих центрах получили в общей сложности 391 782 человек. К началу декабря 2020 года волонтерские центры «Единой России» объединили более 80 тысяч добровольцев по всей стране (активистов партии, ее молодежного отделения и сотрудничающих с ней общественных организаций).

Есть очевидные позитивные аспекты такой стратегии. Прежде всего появляется дополнительный фактор для долгосрочного сотрудничества с «Единой Россией» представителей активной молодежи, в том числе в небольших населенных пунктах, где структуры оппозиции в значительной части случаев остаются ослабленными. Таким образом, усиливаются преимущества партии, связанные с наличием у нее разветвленной сети первичных и местных отделений, что может стать дополнительным фактором мобилизации ее сторонников уже в период парламентской кампании.

Кроме того, вовлеченность депутатов различных уровней, представляющих партию, в волонтерскую деятельность усиливает их погружение в локальную повестку и создает потенциальные возможности для укрепления сети их сторонников на местах. Таким образом, курс партии способствует усилению кадрового потенциала «Единой России» при подготовке к парламентской кампании в одномандатных округах, в том числе в наиболее протестных регионах (например, в Москве, Санкт-Петербурге, ряде территорий Урала и Сибири).

При этом работа с волонтерским движением позволяет партии большинства расширить свои возможности по выстраиванию каналов обратной связи с избирателями и мониторингу ситуации на местах. В этом смысле обращенный именно к волонтерам «Единой России» призыв президента «внимательно смотреть за тем, чтобы те, кто действительно нуждаются в госпитализации, помещались в стационары, чтобы проходили там лечение» (то есть отслеживать ситуацию по одной из наиболее резонансных проблем периода пандемии) вполне согласуется с его же фразой о необходимости «терзать и трясти» чиновников на местах как важной задачей для партии, обозначенной на съезде в ноябре 2019 года. А немногим ранее Дмитрий Медведев в своей статье «Единая Россия» — курс на перемены» напоминал о необходимости для партии выстроить свою систему мониторинга результатов реализации нацпроектов.

Скорее всего, курс на тесное взаимодействие «Единой России» с волонтерским движением сохранится и после существенной стабилизации эпидемиологической ситуации, позволяя партии результативнее выстраивать каналы коммуникации с населением, эффективнее работать с локальной повесткой и законодательными инициативами, а также создавая дополнительные возможности для кадрового обновления партии.

 

  3.Разворот в регионы: местные проблемы и работа с кадрами

В преддверии парламентской кампании 2021 года многие партии стремятся позиционироваться в качестве защитников интересов жителей регионов, но именно у «Единой России» есть инструменты для практической реализации этой цели – от максимально разветвленной структуры первичных отделений (развитию которых уделялось особое внимание за последние три года) до наиболее многочисленного депутатского корпуса, одной из значимых задач которого становится выведение локальной повестки на федеральный уровень.

Во-первых, партия становится одной из ключевых платформ для обсуждения и доработки региональных инициатив, что позволяет оперативно принимать соответствующие законодательные акты и иные решения для их практической реализации. Это становится дополнительным фактором консолидации элит вокруг партии и повышения вовлеченности в ее мероприятия региональных политиков (от губернаторов до общественных деятелей и представителей бизнеса). Показателен Социальный форум партии, ставший, в том числе, площадкой для презентации и обсуждения ряда подобных предложений с участием президента.  Например, в ходе форума губернатор Самарской области и секретарь регионального отделения партии Дмитрий Азаров призвал разработать комплексную программу стимулирования работодателей, которые трудоустраивают людей, потерявших работу из-за пандемии коронавируса. А секретарь Хабаровского регионального отделения партии Максим Иванов предложил упростить ряд требований в сфере онлайн-продажи безрецептурных лекарств — в том числе для повышения доступности таких препаратов для жителей малых городов и населенных пунктов.

Во-вторых, партия в 2020 году предприняла усилия для решения проблем экономически проблемных регионов. Эта задача решалась в ходе как дебатов по проекту федерального бюджета, так и во взаимодействии депутатов от «Единой России» с руководством правительства на предыдущих этапах. Примечательно: в ходе обсуждения отчета правительства в июле 2020 года член думской фракции «Единая Россия» Надежда Максимова подняла вопрос о необходимости соблюдения более справедливых критериев при распределении федеральных средств между регионами («первые 100 млрд рублей финансовой поддержки из федерального центра были распределены таким образом, что большие суммы получили относительно благополучные регионы, в то время как субъекты с тяжелой финансовой ситуацией получили значительно меньше»). Этот вопрос стал поводом для заявления Михаила Мишустина о том, что второй транш федеральных средств для регионов будет распределяться уже по другому принципу: «кто из регионов оказался в наиболее сложной финансовой ситуации, те и получили больше».

В-третьих, вступление в партию и избрание секретарями ее отделений глав регионов создало возможности не только для их вовлечения в обсуждение федеральных проблем или потенциал для задействования наиболее успешных из этих руководителей в парламентской кампании «Единой России», но и для дополнительных – «партийных» — возможностей контроля за деятельностью региональных и местных властей. Этот подход еще раз подтвердил повышение значения «Единой России» как политического института.

В-четвертых, важным направлением для партии остается работа с перспективными кадрами, в том числе на региональном и местном уровне. По-прежнему перспективным для решения этих задач остается проект «ПолитСтартап», зарекомендовавший себя в ходе предыдущих избирательных кампаний. Инициатива Дмитрия Медведева об отмене возрастного ценза для участников проекта создает возможности для вовлечения в орбиту партии более широкого круга перспективных профессионалов, ранее не имевших значительного политического опыта. Такой  подход усиливает преимущества «Единой России» в конкурентной борьбе за перспективных политиков — в том числе с оппозиционными силами.

В целом разворот в регионы, анонсированный Андреем Турчаком в 2017 году, позволяет партии подготовиться к разным сценариям парламентской кампании, предполагающим как явный акцент на федеральную проблематику, так и дифференцированную повестку со значительной долей региональных и локальных вопросов. Кроме того, такой подход помогает партии сформировать команду кандидатов, ориентированную на одновременную работу с разными целевыми аудиториями, в том числе в период возрастающего запроса на обновление политической элиты.

 

  1. «Народная программа» и партийные инициативы

Начало обсуждения «Народной программы» партии осенью 2020 года получило заметный резонанс в медийной и экспертной среде – особенно учитывая, что широкие общественные дискуссии по подобным партийным документам являются редкостью для современных российских политических практик.

Акцент именно на подобных долгосрочных целях при разработке программы был сделан уже в ходе профильного совещания под председательством Дмитрия Медведева в октябре 2020 года, когда лидер «Единой России» напомнил о запросе на «солидную партию, которая будет существовать долго», что предполагает столь же долгосрочный горизонт планирования.

Одной из основных тактических целей при обсуждении  программы становится продолжение работы по вовлечению в орбиту «Единой России» локальных лидеров общественного мнения. Предложенный председателем партии принцип «оставаться в мейнстриме, чтобы получать всю необходимую информацию от людей», по сути, предполагает сопряжение двух процессов – обсуждения программы всеми активными гражданами и независимыми экспертами. Например, привлечение авторитетных профессионалов к работе над отраслевыми разделами Народной программы, очевидно, будет способствовать расширению кадрового резерва партии накануне парламентской кампании.

Вызвавший дискуссии в экспертной среде тезис Дмитрия Медведева, высказанный на первом этапе обсуждения  документа, — о том, что «наши граждане внимательно анализируют программу любой политической силы», — расходится с известным стереотипом о минимальном интересе избирателя к таким проектам. Между тем это утверждение председателя партии касалось прежде всего наиболее активных граждан, являющихся лидерами общественного мнения в своих локальных сообществах. Предложение провести «народное обсуждение» предвыборной программы партии нельзя рассматривать в отрыве от многолетней работы «Единой России» по вовлечению в свою орбиту таких локальных лидеров общественного мнения – от дополнительных возможностей самореализации для руководства первичных отделений (включая конкурсы социальных проектов и возможности обучения в Высшей партийной школе) до тесного взаимодействия с волонтерскими движениями. Обсуждение «Народной программы» и сбор мнений для нее может стать значимой составляющей работы партии в преддверии парламентской кампании.  

 

5.Законодательная работа: оперативное реагирование на вызовы

 Активная законодательная работа партии дает ей возможность в ходе предстоящей парламентских выборов не только использовать дифференцированный подход для работы с разными целевыми аудиториями, но также повышать узнаваемость в каждой из этих социальных групп публичных фигур, которые могут сыграть заметную роль в ходе кампании. В 2018-2020 годах были созданы условия для восприятия партии как самостоятельного центра обсуждения общественно важных инициатив, в том числе связанных с проблематикой, актуальность которой будет усиливаться по мере стабилизации эпидемиологической обстановки.

Одним из наиболее резонансных направлений законодательной работы представителей партии стала подготовка изменений в Трудовой кодекс, направленных на защиту прав сотрудников, работающих в дистанционном формате. В частности, в документе была закреплена норма, что временный перевод на дистанционную работу не может быть основанием для снижения зарплаты, а также урегулирован вопрос об оплате командировок для сотрудников, работающих в таком формате. Фактически эти инициативы становятся одним из значимых шагов для активизации работы партии с аудиторией в крупных городах и административных центрах регионов (жителями которых часто сотрудники, перешедшие на такой формат работы) – то есть со средой либо аполитичной, либо скептически настроенной по отношению к властям.

Эта деятельность — особенно в 2020 году — была связана с активным участием руководства партии в работе с законодательными инициативами по максимально широкому кругу тем. Например, Андрей Турчак в качестве вице-спикера Совета Федерации выступил соавтором законопроектов о продлении до 1 марта 2026 года упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на индивидуальные жилые и садовые дома («дачной амнистии»), а также «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» («гаражной амнистии»). В обоих случаях инициативы затрагивают интересы значительных по массовости электоральных групп (среди которых заметную долю составляют представители старших поколений, являющихся самыми активными  и дисциплинированными избирателями), причем тема «гаражной амнистии» создает для партии повод для взаимодействия с представителями локальным протестных активистов (по крайней мере, наименее радикальной их части) — прежде всего в крупных и средних городах.

Партия продемонстрировала, что оперативно реагирует на запросы как родительского сообщества (что особенно важно на фоне роста тревожности этой аудитории в период сложной эпидемиологической обстановки и связанных с этим экстраординарных подходов к организации процесса обучения в школах, прежде всего, дистанционного формата), так и более широкой консервативной аудитории, в частности, добившись отзыва из Госдумы законопроектов, которые касаются порядка изъятия детей из семьи. Показательно, что член фракции «Единая Россия» и председатель думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников специально обратил внимание на необходимость в подобных случаях в подготовку решения «вовлекать общество, а не только юристов, депутатов и сенаторов». Другая составляющая работы партии с той же аудиторией – подготовка и поддержка законопроектов по противодействию влиянию криминала на молодежную среду (примером является поддержка партией большинства правительственного законопроекта, устанавливающего ответственность за размещение и распространение запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах в Интернете).

В 2020 году «Единая Россия» выступила с рядом инициатив, ориентированных на жителей малых населенных пунктов и сельской местности – это вполне соотносится с курсом президента на особое внимание к сельским территориям. Одной из наиболее резонансных инициатив стала подготовка предложений по газификации сельских территорий (среди вопросов, поднятых представителями партии в это й сфере в течение осени, – необходимость определить единого оператора газификации, который бы отвечал за бесплатное доведение газа от магистрального трубопровода непосредственно до домовладений). Как правило, сельское население воспринимается как часть электорального ядра партии. Однако можно привести примеры протестного голосования среди жителей малых населенных пунктов (в том числе в ряде регионов с высоким уровнем поддержки оппозиции), а также апатии таких избирателей. Таким образом, «Единая Россия» заранее готовится не только к расширению поддержки, но и к дополнительной консолидации базового электората.

 В 2020 году «Единая Россия» создала дополнительные возможности для нейтрализации электоральных рисков, усиления конкурентных преимуществ в борьбе за поддержку значимых социальных групп и результативной предвыборной работы в субъектах Федерации с различной социально-экономической ситуацией. При этом целый ряд политических решений партии ориентирован не только на оперативное решение тактических задач, связанных с пандемией, но и на реагирование на вызовы «повестки восстановительного роста», когда уровень ожиданий граждан, вероятно, будет возрастать.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: