Двенадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов
Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика»
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»
Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представляют 12-й рейтинг политической выживаемости губернаторов.
Издание рейтинга ведется с 2007 года. Каждые полгода мы проводим опрос ведущих российских экспертов в сфере региональной политики, в том числе представители органов власти, участвующие в анкетировании на условиях анонимности. По итогам опроса по 5-балльной шкале оценивается вероятность сохранения главы региона на своем посту в ближайшее время – от 1 (минимальная оценка) до 5 (максимальная).
Статистика точности оценок
Рейтинга политической выживаемости губернаторов в 2007-2012 годах
Оценка | Замена | Продление полномочий или назначение врио |
1 | 9 | 0 |
2 | 20 | 5 |
3 | 28 | 15 |
4 | 9* | 12 |
5 | 2* | 3 |
В числе покинувших свои посты губернаторов с оценкой «4» — перешедшие на должности полпредов Александр Хлопонин и Виктор Толоконский, а также добровольно оставивший пост губернатора Роман Абрамович. Номинальное повышение получил также экс-глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, назначенный заместителем руководителя Администрации Президента РФ. Оценка «5» была у главы Мордовии Николая Меркушкина, переведенного на пост губернатора Самарской области, а также у губернатора Московской области Сергея Шойгу, переведенного на повышение в Министерство обороны РФ.
Аналитический комментарий
Досрочная доставка Магомедсалама Магомедова с поста главы Дагестана ознаменовала завершение 7-месячного (с 24 мая 2012 по 28 января 2013) моратория на замены в губернаторском корпусе, который был фактически введен после возвращения с 1 июня губернаторских выборов. Этот мораторий был до этого нарушен только один раз – 8 ноября 2012 года – и не был напрямую связан с региональной политикой: Владимиру Путину экстренно понадобилась кандидатура на замещение появившейся вакансии министра обороны.
Такой мораторий был вполне объясним: только за январь – май 2012 года было заменено 20 губернаторов. Фактор приближения 1 июня 2012 г. (вступление в силу нормы о выборности губернаторов) побудил пойти на оперативную замену большей части неустойчивых (в представлении федерального Центра) глав регионов. Дальнейшая смена губернаторов была бы сопряжена с необходимостью проведения досрочных избирательных кампаний – как это случилось в Подмосковье.
В то же время мораторий не мог длиться бесконечно. Он не мог остановить внутриэлитную борьбу, в ходе которой наносились серьезные удары по действующим главам в Дагестане, Волгоградской и Челябинской областях и других субъектах РФ. Во-вторых, наступали сроки принятия решений по тем главам регионов, полномочия которых истекали в 2013 году. Введение единого дня голосования в сентябре давало Центру определенные преференции, поскольку позволяло назначить нового временно исполняющего обязанности губернатора на период до дня голосования и тем самым подготовить почву к выборам. Кроме того, была запущена резервная схема с возможностью возвращения в отдельных регионах к прежней практике назначений губернаторов. Неофициально представители власти заверяют, что подобная схема не может быть распространена за границы 6 республик Северного Кавказа – однако формально это обязательство пока нигде не зафиксировано.
К новым тенденциям, обозначившимся в 2012 – начале 2013 годов, следует отнести:
1. Готовность федеральной власти к более активной ротации глав национальных республик. Смена главы Дагестана и ожидаемая отмена прямых выборов на Северном Кавказе обостряет интригу вокруг глав Ингушетии и Северной Осетии (а при определенном раскладе – и Кабардино-Балкарии);
2. Возможное обострение интриги вокруг так называемых «медведевских» губернаторов. Сам тезис о наличии корпорации ориентированных на премьера глав регионов слабо соотносится с реальностью, но в некоторых случаях выдвижение на пост губернатора в 2008-2012 годах может быть использовано (а в ряде случаев и уже используется) в качестве одного из инструментов для ослабления главы. Речь идет, в частности, о Н.Белых, Ю.Евкурове, М.Игнатьеве, А.Орлове, Н.Цуканове;
3. Более активное использование губернаторских вакансий в торге с представителями оппозиционных сил в обмен на их фактический переход на периферию «партии власти» в Госдуме и Общероссийском народном фронте. В дополнение к передаче ЛДПР Смоленской области и «Справедливой России» Забайкальского края интрига возможна вокруг интересующих КПРФ Владимирской и Курской областей, а потенциально – и «Северной Осетии» в случае укрепления коалиции ОНФ с «Патриотами России»;
4. Попытки ряда глав регионов инициировать досрочное сложение полномочий с целью переизбрания осенью на прямых выборах продолжают пресекаться федеральным Центром. Случай Олега Ковалева в Рязанской области не стал прецедентом и, наоборот, чаще рассматривается в качестве «антипримера». Изменения позиции Центра по данной проблеме маловероятны – по крайней мере, если не будет реанимирован вопрос о проведении досрочных федеральных выборов в Госдуму;
5. Активизация силовых структур в политической борьбе в регионах (Брянская, Волгоградская, Свердловская, Челябинская области и т.д.) создает дополнительные точки напряжения как внутри регионов, так и на федеральном уровне. Это порождает запрос выработку системы управления потенциальными рисками для легитимности власти в целом;
6. Заметный рост протестной активности на фоне роста коммунальных тарифов в феврале 2013 года вновь ставит на повестку дня вопрос о прямой зависимости политической выживаемости губернатора от его личной популярности и способности удержать регион от острых социальных конфликтов. Этот фактор на сегодняшний день повышает карьерные риски для целой группы губернаторов – от «ветеранов» (главы Северной Осетии, Удмуртии, Владимирской, Курганской, Курской областей) до «новичков» (Ставропольский край, Архангельская, Волгоградская, Кировская, Мурманская, Ярославская области);
7. Дополнительным фактором, который способен ослаблять позиции действующий глав, может стать снижение промышленного производства (особенно заметная тенденция в металлургии) и, соответственно, налоговых платежей при необходимости повышения расходов региональных бюджетов для выполнения майских указов президента (в частности, для повышения заработной платы бюджетникам). Необходимость прибегать к внешним заимствованиям для латания бюджетных дыр создаёт пролонгированные риски для общей устойчивости региональных режимов, создавая возможности как внешнего давления с использованием финансовых рычагов, так и введения механизмов внешнего управления со стороны федерального Центра;
8. В поисках расширения базы поддержки главы регионов будут более активно прибегать к практике создания коалиционных правительств (Волгоградская область, Пермский край) или включению в администрации представителей оппозиционных партий или элитных групп.
В группу губернаторов, шансы на политическую выживаемость которых вызвали максимальные различия в оценках экспертов, в 12 рейтинге вошли Н.Белых, С.Боженов, Ю.Евкуров, О.Ковалев, М.Ковтун, Т.Мамсуров, А.Михайлов, М.Юревич
Двенадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов
Регион |
Глава |
Оценка (по 5-балльной шкале) |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Год рождения |
Стаж работы |
Срок окончания полномочий |
Оценка в XI рейтинге (01.10.12) |
Оценка в X рейтинге (02.04.12) |
Оценка в IX рейтинге (13.11.11) |
Оценка в VIII рейтинге (10.03.2011) |
Оценка в VII рейтинге (27.09.2010 |
Оценка в VI рейтинге (17.02.2010) |
Оценка в V рейтинге (23.09.2009) |
Оценка в IV рейтинге (13.03.2009) |
Оценка в III рейтинге (28.10.2008) |
Оценка во II рейтинге (31.03.2008) |
Оценка в I рейтинге (13.08.2007) |
Адыгея |
АсланТхакушинов |
4 |
Политическая стабильность. Управляемость. Относительное спокойствие на фоне других регионов Северного Кавказа |
Возраст. Низкая популярность |
1947 |
2006 |
янв-17 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Башкортостан |
Рустэм Хамитов |
4 |
Усиление контроля над местными элитами. Слабость оппозиции в преддверии выборов в региональный парламент. Электоральная управляемость |
Возможная активность потенциальных претендентов на пост главы республики. Сложные отношения с командой М.Рахимова |
1954 |
2010 |
июл-15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
1 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
Бурятия |
Вячеслав Наговицын |
3 |
Недавнее переназначение |
Нарастание внутриэлитныхпротиворечий после смены главы Улан-Удэ. Угроза раскола элит на фоне потенциально проблемных региональных выборов. Отсутствие наглядных успехов |
1956 |
2007 |
май-17 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Республика Алтай |
Александр Бердников |
3 |
Отсутствие очевидных неудач |
Низкая популярность. Критика со стороны президента из-за роста тарифов ЖКХ |
1953 |
2005 |
янв-14 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
5 |
Дагестан |
РамазанАбдулатипов |
5 |
Недавнее назначение.Неконфликтность. Погруженность в проблематику региона. Обещания федеральной поддержки |
Статус врио. Отсутствие ярких дебютных шагов.Невыстроенность отношений с местной элитой. Репутация Дагестана как самой нестабильной республики в РФ |
1946 |
2013 |
врио |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Ингушетия |
Юнус-БекЕвкуров |
3 |
Традиционная значимость региона для федеральной власти. Способность снизить террористическую активность |
Близкий срок окончания полномочий. Острый конфликт с Р.Кадыровым. Нерешенность социально-экономических проблем. Недостаточная популярность |
1963 |
2008 |
окт-13 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
2 |
4 |
4 |
Кабардино-Балкария |
Арсен Каноков |
3 |
Отсутствие активных претендентов на пост главы республики. Снижение интенсивности расследования уголовных дел в отношении представителей руководства республики |
Снижение популярности. Угроза роста радикального исламизма. Коррупционные скандалы. Внутриэлитныеконфликты. Нестабильность в межнациональных отношениях |
1957 |
2005 |
сен-15 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Калмыкия |
Алексей Орлов |
3 |
Способность лавировать между группами влияния |
Острый конфликт с выдвиженцами К.Илюмжинова |
1961 |
2010 |
окт-15 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Карачаево-Черкесия |
РашидТемрезов |
4 |
Относительная стабильность. Отсутствие очевидных неудач. Рост популярности |
Непреодоленность проблем коррупции в республике. Резонансные убийства |
1976 |
2008 |
мар-16 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
Карелия |
АлександрХудилайнен |
4 |
Федеральная поддержка. Недавнее назначение. Эффект ожиданий после замены непопулярногоглавы. Включение в президиум Госсовета |
Продолжениевнутриэлитных конфликтов. Проблемное положение ряда республиканских предприятий. Скандал вокруг назначения А.Нелидова директором музея-заповедника Кижи |
1956 |
2012 |
май-17 |
5 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Коми |
ВячеславГайзер |
4 |
Высокий уровень контроля над ситуацией в республике. Отсутствие публичной оппозиции |
Обострение внутриэлитныхпротиворечий на фоне приближения окончания срока полномочий. Угроза социальной нестабильности в Воркуте |
1966 |
2010 |
янв-14 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Марий Эл |
Леонид Маркелов |
3 |
|
Эксцентричная манера публичных выступлений (чтение собственных лирических стихов и т.п.) |
1963 |
2000 |
янв-15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Мордовия |
Владимир Волков |
5 |
Сохранение управляемости в республике |
Ситуация постоянного сравнения с экс-главойМордовии Н.Меркушкиным |
1954 |
2012 |
май-17 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Саха |
Егор Борисов |
4 |
Утрата интереса к региону со стороны ряда оппонентов (К.Ильковский). Отсутствие громких конфликтов |
Внутриэлитные конфликты. Недостаточная личная популярность. Активность оппозиции |
1954 |
2010 |
июн-15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Северная Осетия |
ТаймуразМамсуров |
3 |
Способность сохранять равновесие в обществе. Включение в президиум Госсовета |
Непопулярность. Низкие результаты ЕР на выборах. Возможное повышение влияние оппонирующих Т.Мамсурову "Патриотов России" в связи с их присоединением к ОНФ |
1954 |
2005 |
июн-15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
Татарстан |
РустамМинниханов |
5 |
Прочность позиций на федеральном уровне и в местных элитах. Популярность. Благоприятные социально-экономические показатели |
Периодические вбросытемы конфликтов по вопросам национальной и исторической политики. |
1957 |
2010 |
фев-15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Тува |
Шолбан Кара-оол |
4 |
Преодолениевнутриэлитныхконфликтов. Электоральная управляемость |
Нерешенность проблем социально-экономического развития республики, бесперебойного тепло- и энергоснабжения ряда населенных пунктов |
1966 |
2007 |
апр-17 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Удмуртия |
Александр Волков |
2 |
Относительный контроль над ситуацией в республике. Слабость оппозиции |
Длительный срок пребывания у власти. Приближение срока окончания полномочий. Низкая популярность. Запрос на обновление в республике |
1951 |
1993 |
фев-14 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
Хакасия |
Виктор Зимин |
4 |
Поддержка со стороны основных игроков. Возможность выигрышной выборной конфигурации |
Потенциальные риски, связанные с предстоящей избирательной кампанией |
1962 |
2009 |
врио |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3 |
Чечня |
РамзанКадыров |
5 |
Контроль над ситуацией в республике. Личная поддержка со стороны В.Путина |
Неоднозначное восприятие российским общественным мнением. Склонность к выдвижению спорных инициатив |
1976 |
2007 |
мар-16 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Чувашия |
Михаил Игнатьев |
3 |
Постепенное установление контроля над ситуацией в республике |
Конфликт с экс-главойреспублики Н.Федоровым |
1961 |
2010 |
авг-15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
Алтайский край |
АлександрКарлин |
3 |
Контроль над ситуацией в регионе |
Активность оппонентов. Неоднозначное восприятие стиля работы. Конфликт с рядом представителейбизнес-сообщества. Рост протестной активности |
1951 |
2005 |
авг-14 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Забайкальский край |
КонстантинИльковский |
4 |
Недавнее назначение. Федеральная поддержка. Высокие шансы на избрание губернатором |
Возможность противодействия команды бывшего губернатора до иво время избирательной кампании |
1964 |
2013 |
врио |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
Камчатский край |
ВладимирИлюхин |
4 |
Личная популярность |
Конфликты вокруг повышения коммунальных тарифов |
1961 |
2007 |
мар-16 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Краснодарский край |
Александр Ткачев |
4 |
Нейтрализация конкурентов из числа местной элиты. Необходимость завершения олимпийских проектов |
Нарастание усталости. Обилие плохих новостей. Конфликты вокруг подготовки к Олимпийским играм |
1960 |
2000 |
апр-17 |
3 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
Красноярский край |
Лев Кузнецов |
4 |
Рост популярности. Улучшение отношений с ключевыми игроками. Урегулирование корпоративного конфликта в "Норильском никеле" |
Обострение политической конкуренции в связи с выборами в горсовет Красноярска. Потенциально конфликтная ситуация вокруг строительства ферросплавного завода |
1965 |
2010 |
фев-15 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Пермский край |
ВикторБасаргин |
3 |
Недавнее назначение. Федеральное влияние. Привлечение инвесторов в регион |
Конфликты, связанные с кадровой политикой и отдельными инициативами (строительство пермского зоопарка, смена часового пояса и т.п.) |
1957 |
2012 |
май-17 |
5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Приморский край |
ВладимирМиклушевский |
4 |
Имиджевый эффект после замены непопулярного губернатора. Успешное проведение саммита АТЭС |
Возможность потенциальной конкуренции с мэром Владивостока И.Пушкаревым. Недовольство части элит усилением влияния силовых структур — в том числе в экономике |
1967 |
2012 |
мар-17 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ставропольский край |
ВалерийЗеренков |
4 |
Недавнее назначение. Федеральная поддержка |
Социальная и межнациональная напряженность |
1948 |
2012 |
май-17 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
1 |
2 |
Хабаровский край |
ВячеславШпорт |
3 |
Активизация шагов по нейтрализации конкурентов. Повышение шансов на назначениеврио губернатора после окончания срока полномочий |
Внутриэлитный раскол. Недостаточная популярность. Отсутствие четкого сценария губернаторских выборов |
1954 |
2009 |
июл-13 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Амурская область |
Олег Кожемяко |
5 |
Репутация наиболее успешного губернатора на Дальнем Востоке. Включение в президиум Госсовета |
|
1962 |
2008 |
окт-12 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
5 |
Архангельская область |
Игорь Орлов |
3 |
Недавнее назначение |
Накопление ошибок в отношениях с местными элитами. Фактор потенциально проблемных осенних выборов |
1964 |
2012 |
фев-17 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
Астраханская область |
АлександрЖилкин |
4 |
Рабочие отношения с ключевыми игроками. Отсутствие активных конкурентов. Включение в президиум Госсовета |
Отсутствие эффективной системы модерациивнутриэлитных конфликтов |
1959 |
2004 |
дек-14 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Белгородская область |
Евгений Савченко |
5 |
Высокая популярность. Недавняя победа на губернаторских выборах. Благоприятная социально-экономическая ситуация. Отсутствие активных конкурентов |
Длительный срок пребывания в должности |
1950 |
1993 |
окт-12 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Брянская область |
Николай Денин |
4 |
Недавнее переизбрание. Нейтрализация ряда оппонентов |
Низкая популярность. Сложные отношения с силовыми структурами |
1958 |
2004 |
окт-12 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Владимирская область |
Николай Виноградов |
2 |
Поддержка со стороны КПРФ |
Приближение срока окончания полномочий. Низкая популярность. Активность претендентов (включая представителей КПРФ) |
1947 |
1996 |
мар-13 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 |
Волгоградская область |
СергейБоженов |
3 |
Лоббистское влияние на федеральном уровне. Попытки перейти к опоре на местные элитные группы |
Обострение отношений с силовыми структурами. Нестабильность команды. Высокий антирейтинг |
1965 |
2012 |
фев-17 |
4 |
5 |
2 |
4 |
4 |
5 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Вологодская область |
Олег Кувшинников |
5 |
Отсутствие явныхвнутриэлитныхконфликтов. Популярность |
Акции протеста работников ряда предприятий в связи с долгами по зарплате |
1965 |
2011 |
дек-16 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
Воронежская область |
Алексей Гордеев |
4 |
Лоббистское влияние на федеральном уровне |
Неспособность в полной мере удовлетворить завышенные ожидания. Потенциально конфликтные выборы мэра Воронежа |
1955 |
2009 |
мар-14 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
Ивановская область |
Михаил Мень |
4 |
Отсутствие явных конкурентов |
Отсутствие явных успехов |
1960 |
2005 |
дек-15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Иркутская область |
СергейЕрощенко |
4 |
Отсутствие негативных новостей из традиционно "проблемного" региона |
Возможность роста протестных настроений. Негативная динамика в промышленности региона. Низкое влияние на уровень местного самоуправления. Потенциально проблемные выборы в ЗС Иркутской области. |
1961 |
2012 |
май-17 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
Калининградская область |
НиколайЦуканов |
3 |
Способность отбить аппаратные атаки |
Имидж слабого губернатора |
1965 |
2010 |
сен-15 |
3 |
2 |
3 |
5 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Калужская область |
Анатолий Артамонов |
5 |
Благоприятные экономические показатели |
Длительный срок пребывания в должности |
1952 |
2000 |
июл-15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Кемеровская область |
Аман Тулеев |
4 |
Безусловный авторитет в регионе. Успешные выборы мэра Кемерово |
Длительный срок пребывания в должности. Выдвижение небесспорных инициатив (поиски снежного человека) |
1944 |
1997 |
апр-15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Кировская область |
Никита Белых |
3 |
Противоречивые оценки политических последствий возможной замены |
Активизация правоохранительных органов. Внутриэлитныеконфликты. Приближение срока окончания полномочий |
1975 |
2009 |
янв-14 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2 |
Костромская область |
Сергей Ситников |
4 |
Относительная политическая стабильность. Недавнее назначение |
Сложная социально-экономическая ситуация |
1963 |
2012 |
апр-17 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2 |
Курганская область |
Олег Богомолов |
2 |
Смена председателяоблдумы в интересах губернатора. Завершение строительства КурганскойТЭЦ-2. Получение оборонного заказаКурганмашзаводом |
Уголовные дела в отношении представителей администрации. Нарастание запроса на обновление. Низкий рейтинг |
1950 |
1996 |
дек-14 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
5 |
без оценки |
3 |
3 |
3 |
3 |
Курская область |
Александр Михайлов |
3 |
Победа в споре с конкурентами относительно схемы избрания мэра Курска. Усиление контроля над региональным отделением "Единой России" |
Низкая популярность.Внутриэлитные конфликты |
1951 |
2000 |
фев-15 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Ленинградская область |
Александр Дрозденко |
5 |
Успешное укрупнение муниципалитетов. Эффект от замены непопулярного губернатора. Взаимодействие с силовыми структурами |
Сохранение актуальности сюжета с объединениемЛениноградской области и Санкт-Петербурга |
1964 |
2012 |
май-17 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
Липецкая область |
Олег Королев |
3 |
|
Конфликтные отношения сНоволипецкимметаллургическим комбинатом |
1952 |
1998 |
май-15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Магаданская область |
Владимир Печеный |
5 |
Недавнее назначение. Популярность. Электоральный опыт. Отсутствие сильных конкурентов |
Фактор предстоящей избирательной кампании |
1949 |
2013 |
врио |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Московская область |
Андрей Воробьев |
4 |
Низкая вероятность участия в выборах сильных конкурентов. Поддержка со стороны С.Шойгу |
Наличие протестных настроений в Подмосковье. Совмещение губернаторских выборов с рядом муниципальных избирательных кампаний |
1970 |
2012 |
врио |
5 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мурманская область |
Марина Ковтун |
4 |
Начало нейтрализации оппонентов (арест доминировавшего на рынке ЖКХ Г.Шубина). Попытки усиления влияния на информационном поле |
Критика президентом ситуации вокруг резкого роста коммунальных тарифов. Заметный рост протестной активности |
1962 |
2012 |
апр-17 |
4 |
2 |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
1 |
4 |
4 |
4 |
Нижегородская область |
Валерий Шанцев |
4 |
Активная реализация экономических проектов |
Возраст. Конфликты вокруг нижегородской администрации |
1947 |
2005 |
авг-15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Новгородская область |
Сергей Митин |
4 |
Недавняя победа на губернаторских выборах |
Неоднозначные позиции на федеральном уровне — в том числе в связи с ограничениями в допуске представителей парламентских партий к участию в выборах губернатора |
1951 |
2007 |
окт-12 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Новосибирская область |
Василий Юрченко |
4 |
Улучшение социально-экономических показателей. Позитивный эффект от приезда в регион В. Путина. Успешное проведение серии избирательных кампаний в марте и победа губернаторской команды над оппозиционной коалицией. |
Конфликты с частью местных элит |
1960 |
2010 |
сен-15 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Омская область |
Виктор Назаров |
5 |
Общий эффект, вызванной сменой губернатора-"долгожителя". Включение в президиум Госсовета |
Муниципальные конфликты |
1962 |
2012 |
май-17 |
5 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Оренбургская область |
Юрий Берг |
4 |
Постепенный рост популярности |
Риск сокращения налоговых платежей в связи со слиянием "Роснефти" и ТНК-ВР |
1953 |
2010 |
июн-15 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Орловская область |
Александр Козлов |
2 |
|
Низкая популярность. Приближение срока окончания полномочий. Ослабление позиций в местных элитах |
1949 |
2009 |
фев-14 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2 |
3 |
2 |
Пензенская область |
Василий Бочкарев |
4 |
Контроль над процессами в регионе. Электоральная управляемость |
Усиление запроса на перемены. Фактор усталости населения |
1949 |
1998 |
май-15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Псковская область |
Андрей Турчак |
3 |
Отсутствие очевидных конкурентов |
Приближение срока окончания полномочий. Резонансный конфликт вокруг зарубежной собственности. Неудача попыток инициировать проведение досрочных выборов губернатора |
1975 |
2009 |
фев-14 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Ростовская область |
ВасилийГолубев |
3 |
Усиление контроля над ситуацией в области |
Недовольство со стороны местной элиты |
1957 |
2010 |
июн-15 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Рязанская область |
Олег Ковалев |
4 |
Недавняя победа на губернаторских выборах |
Высокая "цена победы" на выборах, внутриэлитныеконфликты, низкая популярность |
1948 |
2008 |
окт-12 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
2 |
Самарская область |
Николай Меркушкин |
5 |
Контроль над ситуацией в области. Влияние на силовые структуры |
Внутриэлитныепротиворечия. Потенциально проблемные выборы гордумы Тольятти |
1951 |
2012 |
май-17 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Саратовская область |
Валерий Радаев |
5 |
Прочность позиций на федеральном уровне. Включение в президиум Госсовета |
|
1961 |
апр-12 |
апр-17 |
5 |
0 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сахалинская область |
Александр Хорошавин |
4 |
Рост социально-экономических показателей. Федеральный лоббистский ресурс |
|
1959 |
2007 |
июл-16 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Свердловская область |
ЕвгенийКуйвашев |
4 |
Относительно недавнее назначение. Федеральная поддержка. Продвижение проекта ЭКСПО-2020. |
Возможная активность оппозиции и потенциальная элитного раскола на выборах в Екатеринбурге. |
1970 |
2012 |
май-17 |
5 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
без оценки |
2 |
3 |
4 |
4 |
Смоленская область |
Алексей Островский |
3 |
Политический характер назначения |
Конфликты с местными элитами. Потенциально проблемные выборы регионального парламента. Возможный рост автономности избирательной комиссии |
1976 |
2012 |
апр-17 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
Тамбовская область |
Олег Бетин |
4 |
Электоральная управляемость. Отсутствие серьезной оппозиции |
Нарастание усталости населения |
1950 |
1995, 2003 |
июл-15 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Тверская область |
Андрей Шевелев |
4 |
Успешное проведение избирательной кампании. Усиление позиций после кадровых перестановок в администрации |
Критика за неадекватное поведение во время зимних заторов на трассе "Москва — Санкт-Петербург" |
1970 |
2011 |
июл-16 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Томская область |
СергейЖвачкин |
5 |
Недавнее назначение. Отсутствие активных конкурентов |
|
1957 |
2012 |
мар-17 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Тульская область |
Владимир Груздев |
4 |
Связи на федеральном уровне. Популярность |
Недовольство части элит стилем управления и частыми кадровыми перестановками. Скандальные выборы в Узловой |
1967 |
2011 |
авг-16 |
4 |
4 |
5 |
2 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Тюменская область |
Владимир Якушев |
4 |
Слабость оппонентов внутри региона. Федеральное одобрение проекта обеспечения жильем многодетных семей.. Подготовка к запуску крупного проектаСИБУРа в Тобольске |
Коррупционные скандалы с участием областных и городских чиновников. Конфликты вокруг предстоящих выборов в гордуму Тюмени |
1968 |
2005 |
ноя-15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Ульяновская область |
Сергей Морозов |
4 |
Личная популярность |
Критика в связи с акцентом на креативные PR-проекты |
1959 |
2004 |
апр-16 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Челябинская область |
Михаил Юревич |
3 |
Личная популярность. Начало урегулирования наиболее острыхвнутриэлитныхразногласий. Исключение кандидатуры Ф. Вяткинаиз числа претендентов на пост главы областного Суда. |
Конфликты с силовыми структурами. Уголовные дела в отношении представителей администрации. Недовольство ряда местных групп жестким стилем руководства. |
1969 |
2010 |
апр-15 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
Ярославская область |
Сергей Ястребов |
3 |
Относительно недавнее назначение. |
Электоральная конкуренция сЕ.Урлашовым. Возможность активизации протестных настроений в преддверии выборов в региональный парламент. Слабость федеральной поддержки |
1954 |
2012 |
май-17 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
Москва |
СергейСобянин |
5 |
Слабость потенциальных конкурентов. Федеральный лоббистский ресурс. Включение в президиум Госсовета |
Возможная активность недоброжелателей на федеральном уровне |
1958 |
2010 |
окт-15 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
Санкт-Петербург |
Георгий Полтавченко |
4 |
Федеральный лоббистский ресурс. Тенденция к росту рейтинга |
Критика президентом резкого повышения коммунальных тарифов |
1953 |
2011 |
авг-16 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Еврейская автономная область |
Александр Винников |
4 |
Вхождение ряда объектов в госпрограмму финансирования Дальнего Востока |
Периодический вброссюжета о возможном объединении с Хабаровским краем |
1955 |
2010 |
фев-15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Ненецкий автономный округ |
Игорь Федоров |
4 |
Активное лоббирование ряда проектов на федеральном уровне |
Приближение срока окончания полномочий при отсутствии у губернатора электорального опыта |
1964 |
2009 |
фев-14 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
2 |
4 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
Наталья Комарова |
4 |
Расширение присутствия "Роснефти". Нейтрализация прежних оппонентов в лице представителей ТНК-BP. Привлечение в администрацию представителей местных элит, в том числе выходцев из "Справедливой России". Включение губернатора в президиум Госсовета. Проведение в регионе заключительного этапа Кубка мира по биатлона. |
Ситуативные разногласия с региональным отделением "Единой России" по назначению руководителя политического блока в администрации |
1955 |
2010 |
фев-15 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Чукотский автономный округ |
Роман Копин |
4 |
Отсутствие очевидных конкурентов |
Близкий срок окончания полномочий. Периодическийвброс темы об объединении с Магаданской областью |
1974 |
2008 |
июл-13 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
ДмитрийКобылкин |
5 |
Контроль над ситуацией в округе. Отсутствие активных конкурентов. Высокая популярность. Репутация региона как одного из образцовых в части социального благополучия. Федеральная поддержка арктических проектов |
Негативный общественный резонанс вокруг ЧП на автодорогах |
1971 |
2010 |
мар-15 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бадовский Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований;
Виноградов Михаил, президент Фонда «Петербургская политика»;
Гусев Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group;
Давыдов Леонид, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям;
Даченков Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»;
Казанков Григорий, политтехнолог, доцент МГУ;
Калачев Константин, руководитель Политической экспертной группы;
Костин Константин, председатель правления Фонда развития гражданского общества;
Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»;
Рошков Евгений, управляющий партнер компании «Кесарев консалтинг»;
Семин Илья, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»;
Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований;
Хайкин Сергей, Директор Института социального маркетинга.