Проблему передачи в аренду на 49 лет китайской компании земель в Забайкальском крае стоит рассмотреть в нескольких плоскостях. Первая: экономическая. Забайкальский край — очень небогатый регион. В СССР он выполнял функцию "буферной" территории все с тем же Китаем. Весь регион жил за счет добычи полезных ископаемых (в меньшей степени) и военных (здесь располагался штаб ЗабВО) в большей. Развитие промышленности минимально, сельское хозяйство в силу рельефа и климата тоже не блещет. Это депрессивный регион и таковым всегда был.

Влияние Китая, присутствие его граждан там было сильно еще в те времена, когда в основной части России о китайской экспансии никто даже не задумывался. Поэтому желание забайкальских властей хоть как-то заработать на соседях понятно. Более того, я не удивлюсь, если это еще и попытка узаконить уже существующую ситуацию: не секрет, что во многих восточных регионах китайцы и так контролируют огромные сельскохозяйственные территории. Раньше это было полулегально, теперь будет полностью легально. Тем же, кто будет критиковать забайкальские власти за такое «разбазаривание» земель, можно лишь ответить старой поговоркой: «не учите людей жить, лучше помогите материально». Задача развития экономики этого приграничного региона нетривиальна и все не может попасть в большую федеральную повестку.

Есть и плоскость демографическая. Восточные территории постоянно и катастрофически теряют население. Нет ничего удивительного, что его постепенно замещают южные соседи (из наших регионов в Забайкалье и на Дальнем Востоке они именно южные, а не восточные). Этот процесс и так идет, остановить его можно либо полным закрытием границы, либо целенаправленным заселением приграничных территорий. Но с нашей миграционной политикой опустить «железный занавес» вряд ли получится. А меры по стимулированию перетока населения в восточном направлении пока как-то не очень работают.
И, наконец, плоскость политическая. И здесь просматриваются наиболее серьезные риски. Как известно, китайцы практически не ассимилируются местным населением, живут ограниченными анклавами, взаимопроникновения культур не происходит. Выделить им 300 тыс га на приграничной территории с упрощением миграционных правил — это равнозначно тому, чтобы просто передать эту территорию в состав Китая. Может не так красиво выглядит, зато впоследствии меньше будет конфликтов на межнациональной почве. В этом процессе главное начать и мы очень быстро обнаружим, что огромные пространства за Уралом нам фактически не принадлежат.

Если же мы не готовы разбрасываться территориями, то стоит подумать, как совместить экономическую выгоду с жесткой миграционной политикой. Китайцы — очень трудолюбивый народ, они могут много полезного сделать для страны. Может, просто не селить их рядом с их же собственной границей? Может, лучше осваивать заброшенные сельхозземли вдали от Китая, расселяя наших соседей равномерно, небольшими группами, не давая им (пусть и с помощью жестких ограничительных мер) собираться в большие анклавы?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: