Бюджетное благополучие районов целиком зависит от наполненности регионального бюджета
Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Константин Ильковский не доволен нынешним финансированием муниципалитетов. «Оно даже выживать не позволяет», — заявил высокопоставленный чиновник.
По словам Ильковского, он каждый день встречается с главами муниципалитетов и все они говорят о том, что раньше, несмотря на отсутствие средств в бюджете, им обещали финансирование по переданным полномочиям.
«Сегодня я складываю все эти обещания, и они кратно превышают бюджет края. Так не должно быть, если мы передаем муниципалитетам полномочия, то должны их обеспечивать. Если мы не можем дать району или поселению денег на содержание того же клуба, то о какой жизни может идти речь», — сказал Ильковский. По его мнению, «за один год ситуацию не изменить, но за 3-4 года проблему можно решить кардинальным образом».
Алексей Ширинкин:
— Проблема в межбюджетных отношениях вертикали «Центр-регион-муниципалитет» давно сложилась и вряд ли будет решена в ближайшее время. Генеральной линией в нулевые годы в этих отношениях был перевод прибыли от налогов снизу вверх и делегирование расходной части сверху вниз, прежде всего в части поддержания социальной инфраструктуры.
Сегодня налоговая база муниципалитетов ограничена фактически земельным налогом, 20% НДФЛ, налогом на имущества физлиц и рядом сборов и пошлин. Все налоги с деятельности крупных экономических акторов, которые и составляют основную доходную часть бюджета государства, уходят наверх. Налоги, взимаемые с граждан в России традиционно, во-первых, платятся мало и плохо и, во-вторых, сильно зависят от экономической ситуации в территории. Конечно, крупные и богатые города имеют больше возможностей, малые города, поселки, сельские районы сидят на «голодном пайке».
К сожалению, в нынешнем формате у местных властей мало мотивации развивать бизнес, привлекать инвесторов и т.д. – практически вся прибыль будет уходить наверх. Таким образом, единственным источником денег для муниципалов остается региональная власть. В этой ситуации бюджетное благополучие районов целиком зависит от наполненности регионального бюджета, которая, в свою очередь, в значительной мере формируется федеральными субсидиями и определяется не в последнюю очередь политическими факторами – способностью губернатора «выбивать» деньги из федерального правительства, важностью региона в глазах центра.
Вместе с тем, и Владимиром Путиным, и Дмитрием Медведевым неоднократно заявлялось о необходимости ухода от «бюджетного централизма» и большем насыщении налогами местных бюджетов, так что, вероятно, следует ожидать инноваций федерального руководства в этом вопросе – без них ситуация вряд ли изменится.
По словам Ильковского, он каждый день встречается с главами муниципалитетов и все они говорят о том, что раньше, несмотря на отсутствие средств в бюджете, им обещали финансирование по переданным полномочиям.
«Сегодня я складываю все эти обещания, и они кратно превышают бюджет края. Так не должно быть, если мы передаем муниципалитетам полномочия, то должны их обеспечивать. Если мы не можем дать району или поселению денег на содержание того же клуба, то о какой жизни может идти речь», — сказал Ильковский. По его мнению, «за один год ситуацию не изменить, но за 3-4 года проблему можно решить кардинальным образом».
Алексей Ширинкин:
— Проблема в межбюджетных отношениях вертикали «Центр-регион-муниципалитет» давно сложилась и вряд ли будет решена в ближайшее время. Генеральной линией в нулевые годы в этих отношениях был перевод прибыли от налогов снизу вверх и делегирование расходной части сверху вниз, прежде всего в части поддержания социальной инфраструктуры.
Сегодня налоговая база муниципалитетов ограничена фактически земельным налогом, 20% НДФЛ, налогом на имущества физлиц и рядом сборов и пошлин. Все налоги с деятельности крупных экономических акторов, которые и составляют основную доходную часть бюджета государства, уходят наверх. Налоги, взимаемые с граждан в России традиционно, во-первых, платятся мало и плохо и, во-вторых, сильно зависят от экономической ситуации в территории. Конечно, крупные и богатые города имеют больше возможностей, малые города, поселки, сельские районы сидят на «голодном пайке».
К сожалению, в нынешнем формате у местных властей мало мотивации развивать бизнес, привлекать инвесторов и т.д. – практически вся прибыль будет уходить наверх. Таким образом, единственным источником денег для муниципалов остается региональная власть. В этой ситуации бюджетное благополучие районов целиком зависит от наполненности регионального бюджета, которая, в свою очередь, в значительной мере формируется федеральными субсидиями и определяется не в последнюю очередь политическими факторами – способностью губернатора «выбивать» деньги из федерального правительства, важностью региона в глазах центра.
Вместе с тем, и Владимиром Путиным, и Дмитрием Медведевым неоднократно заявлялось о необходимости ухода от «бюджетного централизма» и большем насыщении налогами местных бюджетов, так что, вероятно, следует ожидать инноваций федерального руководства в этом вопросе – без них ситуация вряд ли изменится.